Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с ЗПР
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Орлова Наталья Анатольевна

Программа работа, направленная на развитие эмоциональной, личностной сферы детей 5-7 лет с задержкой психического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

Школа 2101 «Филевский образовательный центр»

                                                                                 

 ПРОГРАММА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Составила: педагог-психолог

Орлова Наталья Анатольевна

Пояснительная записка

Возможности обновления педагогической практики связаны с обеспечением полноценных условий реализации индивидуальности формирующейся личности (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Н.И. Непомнящая, К.Н. Поливанова, и др.) Самосознание – осознание человеком себя как индивидуальности, начинает формироваться в дошкольном возрасте. В этот период складываются важные элементы, составляющие структуру самосознания: половозрастная идентификация, притязания на признание, психологическое время личности. От своевременности развития указанных структурных элементов зависят возможности социализированного поведения (становление представлений о моральной норме) и качество саморегуляции, недостатки которой у детей с ЗПР доказаны (Н.В. Бабкиной, Г.И. Ефремовой, В.В. Кисовой и др.). Развитие самосознания, осознание себя как индивидуальности, у детей  с задержкой психического развития (ЗПР) протекает замедленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина, Е.С. Слепович и др.).  Структурные элементы самосознания (когнитивный и аффективный компоненты образа «Я», потребность в социальном признании взрослого, психологическое время личности, социальное пространство личности) у дошкольников с ЗПР дифференцируются позже, чем у сверстников с нормальным интеллектуальным развитием.  В связи с этим необходимо своевременно обратить внимание на создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию самосознания. Данная проблема актуальна, однако на уровне практической помощи таким детям ее решение затруднено в связи с тем, что подходы и конкретные методы личностно-ориентированной диагностики и коррекции разработаны недостаточно. Дети с ЗПР представляют собой разнородную группу, с широким диапазоном проблем, поэтому весьма непросто выработать единую программу помощи, которая удовлетворяла бы нуждам всех дошкольников с такими проблемами. Задержка психического развития - сложное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Однако, необходимо выделить особенности, характерные для большинства детей с ЗПР: эмоционально-волевая незрелость, слабовыраженные нарушения познавательной деятельности, слабость произвольной регуляции деятельности.

В ходе исследований на базе нашего дошкольного учреждения было выявлено, что представление о себе, о своем прошлом и будущем, а также отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно слабо дифференцировано и неустойчиво. У большинства дошкольников с ЗПР отмечается отрицательное отношение к взрослению, отсутствие позитивного интереса к себе, трудности в дифференциации эмоциональных состояний, несформированность эмоциональной децентрации.

 Недоразвитие личностной, эмоциональной сферы дошкольников, несформированность произвольности невозможно преодолеть без системы целенаправленной помощи и специально организованных мероприятий. Отмечено, что несформированность саморегуляции обсуждаемой категории детей обнаруживаются и в школьном возрасте (Э.И. Кякинен, И.А. Конева,  И.Ю. Кулагина, З.И. Калмыкова, Р.Д. Тригер и др.).  

Совокупность обозначенных проблем, запросы практики определили выбор создания коррекционно-развивающей программы. Поэтому данная программа, направленная на развитие эмоционально-личностной  сферы, является актуальной.

Цель программы: эмоционально-личностное развитие детей 5-7 лет с ЗПР.

В соответствии с целью определялись задачи программы:

- способствовать осознанию себя как личности;

- способствовать формированию адекватной самооценки;

- развивать навыки совместной деятельности в коллективе;

- развивать способность понимать и выражать эмоциональные состояния;

- развивать самоконтроль

Методологической основой программы являются:

  •  общая концепция становления личности ребенка с задержкой психического развития, обоснованная в трудах отечественных ученых (Н.Л. Белопольская, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович);
  •  положения отечественных психологов об обусловленности  онтогенеза самосознания  деятельностью и общением ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин);
  • теоретические подходы к пониманию роли эмоциональной сферы в формировании отношений личности (Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, К. Изард, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон);
  • модель самосознания, предложенная Мухиной В.С., которая включает в себя пять основных звеньев: имя, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью, притязание на признание, возникающее благодаря оценочному отношению взрослого к поступкам и проявлениям ребенка,  половую идентификацию, психологическое время и социальное пространство личности, т.е. условия бытия, которые вводят ребенка в сферу прав и обязанностей, заставляя контролировать поведение и соблюдать правила социального взаимодействия. Все эти звенья, которые можно условно обозначить как элементы, составляющие структуру самосознания дошкольника, тесно связаны друг с другом.

        Данная программа предусматривает проведение специальных упражнений, игр, способствующих развитию личностной, эмоциональной сферы дошкольника с ЗПР, оптимизации процесса общения в группе сверстников. К ожидаемым результатам реализации программы можно отнести формирование следующих знаний и умений:

  •  уметь рассказывать о себе и своем социальном окружении;
  • знать о существовании собственных индивидуальных особенностей и особенностей своих сверстников;
  • понимать и описывать свои желания и чувства;
  • выражать  определённые эмоциональные состояния различными способами;
  •  устанавливать связь между эмоциональным состоянием и событием;
  •  контролировать свои эмоциональные реакции;
  • умение соблюдать очередность в совместной деятельности

Специалист, применяющий данную программу, реализует принципы организации формирующей работы:

  • индивидуальный и дифференцированный подход;
  • принципы личностно-ориентированной педагогики (безусловное принятие любого ребенка, предоставление ему возможности свободного выбора в рамках регламентированной деятельности);
  • принцип доступности (опора на уровень развития ребенка);
  • принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, помощь ребёнку в выполнении заданий;
  • принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;
  • принцип научности лежит в основе применения технологий, способствующих развитию эмоциональной и личностной сферы детей с задержкой психического развития;
  • максимальное использование организации жизнедеятельности детей для формирования элементов самосознания (режимные моменты, прогулка, свободная игра, занятия и т.д.).

Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Специалист должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда суметь выправить психологически неблагоприятную ситуацию.

Данная программа включает в себя способы, которые обеспечивают гарантию прав и обязанностей ее участников: специалистов, детей, родителей и педагогов.  (Приложение 1)

Программа не предполагает участие детей с такими нарушениями психического здоровья как психоорганический синдром, ранний детский аутизм; с такими речевыми нарушениями как сенсомоторная алалия вследствие  трудностей понимания речевых инструкций, задаваемых вопросов.

Для реализации программы необходимы  следующие учебно-методические материалы:

  • картинки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях;
  • игра «Азбука эмоций» (Н.Л. Белопольская);
  • альбомы;
  • цветные карандаши;
  • фломастеры;
  • маркеры;
  • ватман;
  • пальчиковые краски. 

Занятия проводятся в просторном помещении, в котором все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятий детям предлагается сидеть на ковре или на стульчиках (в зависимости от вида упражнения). Дети располагаются полукругом, что создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Такое расположение дает возможность специалисту держать всех детей в поле зрения. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять психоэмоциональное напряжение. При проведении рисования необходимы удобные стулья и столы.

Сроки и этапы реализации программы

Этап №

Название этапа

Сроки проведения

1

Диагностический

2 недели

2

Установочный

1 неделя

2

Коррекционно-развивающий

15 недель

4

Контрольно-диагностический

2 недели

5

Этап повторной диагностики

2 недели

На первом этапе проводится ряд диагностических мероприятий, которые позволят выявить уровень развития самосознания, эмоциональной сферы, особенностей личности дошкольников. Этот этап реализуется с 1 – 15 сентября. Полученная  информация обрабатывается, осуществляется подбор приемов и средств работы с детьми (третья неделя сентября). Коррекционно – развивающий этап подразумевает проведение практических занятий с детьми. Количество занятий – 15. Занятия проводятся с сентября по  декабрь. В январе проводится первичная контрольная диагностика. Повторная диагностика проводится в мае.

Структура и содержание программы:

Данная программа предполагает проведение цикла из 15 занятий. Ведущая форма проведения – тренинги. Дети располагаются в форме полукруга на полу или на стульчиках (в зависимости от предложенных упражнений). Занятия проводятся по подгруппам. Количество человек на занятии: 6 – 7. Продолжительность каждого занятия 25 - 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа включает в себя два раздела, которые направлены на:

1) развитие личностной сферы (раздел 1: «Это Я» - 8 занятий)

2) развитие эмоциональной сферы  (раздел 2: «Мои чувства» - 7 занятий)

Учебно-тематический план

Тема занятия

Цели занятия

Оборудование

Раздел 1 «Это Я!»

1

Это Я!

-развивать представления детей о себе

- содействовать развитию положительного образа «Я»

- стимулировать интерес к другому человеку

- создать положительный эмоциональный фон

-клубок шерстяных ниток

- ватман

- маркеры или фломастеры

- зеркало

2

Это Я! Какой Я?

- содействовать развитию положительного образа «Я»

- способствовать самовыражению детей

- содействовать улучшению общения со сверстниками

- содействовать развитию самоконтроля

- фотоаппарат

- мячик

- альбом

- цветные карандаши (фломастеры)

3

Мое имя

- способствовать принятию своего имени

- способствовать самовыражению детей

- способствовать улучшению общения со сверстниками

- зеркало

- магнитофон

- аудиокассета

- альбом

- цветные карандаши (фломастеры)

4

Мальчики и девочки

- способствовать осознанию себя как представителя определенного пола

- способствовать самовыражению детей

- способствовать снижению эмоционального напряжения

- мячик

- альбом

- цветные карандаши

- магнитофон

- аудиокассета со спокойной музыкой

5

Линия жизни

- способствовать осознанию себя во времени

- способствовать самовыражению детей

- набор картинок с изображением детей разного возраста

- волшебная палочка

6

Моя семья

-развивать представления детей о своей семье

- способствовать самовыражению детей

- способствовать формированию у детей умения любить окружающих

- магнитофон

- аудиокассета «Звуки природы»

- альбом

- карандаши / фломастеры

7

Мои друзья

-развивать представления детей о дружбе

- формировать взаимопонимание

- содействовать формированию доброжелательных отношений в группе

- свечка в безопасном подсвечнике

- низкий стульчик

8

Что такое дружба

-развивать представления детей о дружбе

- развивать у детей умение сотрудничать

- содействовать формированию доброжелательных отношений в группе

- ватман

- пальчиковые краски

- крупные игрушки

- большой платок

Раздел 2 «Мои чувства»

9

Мое настроение

- развивать представления детей об эмоциональных состояниях (радость, грусть)

- развивать способность выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, позы, жестов, походки

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого

- мокрые листы бумаги

- краски

- картинки с изображением радостных или грустных персонажей (можно использовать игру «Азбука эмоций»)

- мелко нарезанная цветная бумага

10

Мои чувства: страх

развивать представления детей об эмоциональных состояниях (страх)

- предоставить ребенку возможность для актуализации своего страха

- свечка в безопасном подсвечнике

11

Мои страхи

- способствовать осознанию страха как нормального человеческого чувства  

- учить детей выражать чувство страха в рисунке

- дать детям возможность поработать с предметом своего страха

- бумага

- цветные карандаши

12

В гостях у Бабы Яги

-способствовать преодолению стереотипного восприятия агрессивных персонажей сказок

- снизить степень страха через придание объектам страха нетипичных для них характеристик

- большой лист бумаги или ватман

- цветные карандаши

- кукла Бабы Яги, одевающаяся на руку

- набор для игры в больницу (халат врача, стетоскоп, градусник, шприц)

13

Мои чувства: гнев

-развивать представления об эмоции «гнев»

- развивать у детей рефлексию своего агрессивного поведения

- формирование доверия к окружающим

-  картинки с изображением сердитых персонажей (можно использовать игру «Азбука эмоций»)

- мячик

- картинки с изображением детей, которые ссорятся

14

Учусь управлять

собой

- развивать самоконтроль

- познакомить со способами саморегуляции

-  картинки с изображением различных предметов (машина, стол, книга, лошадь, самолет и т.д.).

- твердый шарик

- мягкий шарик из ваты

- обруч

15

Итоговое занятие

- закрепить полученные знания об эмоциональных состояниях

- развивать самоконтроль

- способствовать положительному самоотношению

-  альбом

- цветные карандаши

- мячик

- картинки с изображением  разных предметов

- магнитофон

- аудиокассета с записью детских песен

- игра «Азбука эмоций»

        Перед проведением коррекционно-развивающих занятий проводится диагностика с целью определения уровня развития самосознания и эмоциональной сферы. Это позволит специалисту подобрать приемы и техники работы, возможно, видоизменить некоторые упражнения из данной программы в соответствии с потребностями детей. Грамотно подобранные и реализованные диагностические процедуры – залог успешной реализации данной программы. Диагностические методы подобраны в соответствии с возрастом  детей, учетом особенностей развития. (Приложение 2)

Название методики

Цель использования

Источник

1

Беседа «Расскажи о себе»

Изучение уровня и характера оценки, сформированности образа «Я», степени осознания своих особенностей

А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка»

В.Новгород, 2000

Внеситуативно-личностная беседа

Изучение уровня самосознания

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.

2

Половозрастная идентификация

Осознание половой принадлежности, отношение к взрослению

Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: УРАО, 1999.

3

Рисунок человека

выявление тревожности, агрессивности

А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка»

В.Новгород, 2000

4

Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека

Изучение понимания дошкольниками эмоциональных состояний

А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка»

В.Новгород, 2000

5

Эмоциональная идентификация

Изучение понимания дошкольниками эмоциональных состояний

Е.И. Изотова / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова «Эмоциональная сфера ребенка» М., 2004

6

Лесенка Щур (диагностика уровня самооценки)

Изучение самооценки

А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка»

В.Новгород, 2000

Каждое занятие  состоит из 3 этапов:

1). В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.

2). В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия:

  • развивающие игры-драматизации;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • коммуникативные игры;
  • упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
  • психогимнастические этюды;
  • сказки;
  • игры, направленные на развитие произвольности;
  • рисование (совместное или индивидуальное)

3). Упражнения, направленные на снижение эмоционального напряжения, а также ритуальные прощальные упражнения.

Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, разных по статусу и содержанию, направлены на развитие способности к сопереживанию, воспитание умения дружить и помогать друг другу. Дети учатся принимать на себя различные роли. Психогимнастические игры направлены на принятие своего имени, осознание себя во времени, принятие своих особенностей. Коммуникативные игры способствуют налаживанию отношений в группе, учат детей сотрудничать. В играх, направленных на развитие произвольности происходит формирование самоконтроля. Занятия часто завершаются созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок - итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга.

Для эффективной реализации программы используется система контроля:

Форма контроля

Время проведения

Сроки выполнения

Применяемые методики

Первичный контроль

январь

2 недели

Беседа «Расскажи о себе»

- Половозрастная идентификация

- Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека

Вторичный контроль

май

2 недели

- Беседа «Расскажи о себе»

- Половозрастная идентификация

- Рисунок человека

- Эмоциональная идентификация

- Лесенка Щур (диагностика уровня самооценки)

Полученная информация обрабатывается, данные протоколируются.

Критериями эффективности программы являются:

Положительная динамика в развитии основных параметров  личностной и эмоциональной сферы детей, сформированность определенных умений:

Объект оценки

Критерии оценки

1

умение рассказывать о себе и своем социальном окружении

«+»  – навык сформирован

«–»  – навык не сформирован

«+?» -  навык в стадии формирования

2

знание о существовании собственных индивидуальных особенностей

3

умение выражать эмоциональные состояния вербально и невербально

4

умение сравнивать эмоции

5

умение устанавливать связь между эмоциональным состоянием и событием

6

умение контролировать свои эмоциональные реакции

7

умение соблюдать очередность в совместной деятельности

Использованная литература:

1. Авдеева Н. Н. и др. Развитие представления о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет. // Воспитание, обучение и психическое развитие. – М., 1977, с. 29 – 37

2. Венгер А. Л. К вопросу об оценочных действиях в дошкольном возрасте. // Новые исследования в психологии, 1982, № 2(27), с. 80 – 93

3. Выготский Л. С. Детская психология. // Собрание сочинений: В 6-ти т.,т.4 -М.: Педагогика,1984, - 433с.

4. Лисина М. И.,  Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольника. -Кишинев: Штиинца, 1983, - 111с.

5. Мамайчук И.И. Ильина М.Н. Психологическая помощь детям с задержкой

психического развития. С.-П. 2006

6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами

в развитии : учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург : Речь, 2006.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -  М.: Изд. центр «Академия», 1998, - 456с.

8. Князева О.Л. «Я-Ты-Мы» Программа эмоционально-личностного развития дошкольников. М. 2003

9.Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998, - с. 347

10. Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками. М. 2007

11. Семаго Н.Я. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Инновации в российском образовании (специальное, коррекционное образование). М.: Минобразование РФ, 1999.


12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.

13. Стеркина Р. Б. Некоторые особенности самооценки детей дошкольного возраста. // Воспитание, обучение и психическое развитие.–М.,1977, с.62-69

14.  Столин В. В. Самосознание личности. -  М.: Изд – во МГУ, 1983, - 286с.

15. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. / Под ред. Венгера А. Л., Эльконина Д. Б. – М.: Педагогика, 1988, - 135с.

16. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: дошкольники. -  М., 2008

17. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет – М., 2002

18. Чистякова М.М. Психогимнастика – М., 1995

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Описание способов, которые определяют сферу ответственности,

обеспечивают права и обязанности участников программы

Гарантия прав и обязанностей, сфер ответственности участников программы обеспечивается нормативными правовыми документами, к которым относятся:

-  Нормативно-законодательные акты Российской Федерации –

Закон РФ «Об образовании»

- Устав образовательного учреждения (ГОУ д/с № 1855)

-  Конвенция о правах ребенка,

-  Декларация прав человека.

        Осуществляя работу по данной программе,  психолог руководствуется следующими принципами:

  • добровольное участие ребенка: ребенок имеет право отказаться от выполнения каких-либо упражнений.
  • информирование родителей: родители имеют право получать информацию об особенностях проведения тренинговых занятий, поведения своего ребенка, особенностей взаимоотношений со сверстниками.
  • взаимосвязь педагогов и специалистов: коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития предполагает комплексный подход, взаимосвязь специалистов (психолога, логопеда, дефектолога, педагогов). Результаты, полученные на занятиях, поддерживают все специалисты, работающие с детьми, выполняют рекомендации психолога.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Описание используемых психодиагностических методик, технологий:

1. Внеситуативно-личностная беседа определяет:

  •  знания о себе (когнитивный компонент образа «Я»); 
  • отношение к себе (аффективный компонент образа «Я»)
  • психологическое время личности (наличие психологического прошлого и будущего, отношение к взрослению)

2. Методика «Половозрастная идентификация», разработанная Н.Л. Белопольской, характеризовала:

  • знания о себе как представителе определенного пола и возраста,
  • отношение ребенка к взрослению

 Методика применяется при диагностике детей с  задержкой психического развития, в коррекционной работе и консультировании. Методика позволяет исследовать степень сформированности половой и возрастной идентичности, скорректировать понимание социальной позиции и способствовать развитию самосознания ребенка. Оригинальность методики состоит в использовании стимульного материала, охватывающего все возрастные категории (от младенчества до старости), что позволяет наиболее эффективно проводить диагностическую и коррекционную работу.

3. Проективная  методика «Рисунок человека» направлена на выявление:    

  • личностных особенностей дошкольников (тревожности, агрессивности)

4. Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека позволяет выявить особенности восприятия и понимания детьми эмоциональных состояний людей, изображенных  на картинках, позволяет судить о сформированности умения вербально описать данное эмоциональное состояние. Детям предлагаются картинки с изображением взрослых людей и детей в различных эмоциональных состояниях: грусть, радость, гнев, страх. Испытуемым предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже с целью определения умения понимать эмоцию, различать выявлять наличие интереса к экспрессии персонажа. Далее ребенку предлагалось назвать эмоцию одним словом (фиксировалась потребность в помощи со стороны психолога), выявлялось наличие у ребенка словаря эмоциональных состояний (пассивного или активного). Ребенку также предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую изображенному эмоциональному состоянию или выбрать из предложенных экспериментатором  вариантов. Все ответы ребенка фиксировались в протоколе.

Методика «Эмоциональная идентификация» предполагает использование наряду с картинками детских фотографий и пиктограмм.

5. Притязания на социальное признание определялись путем экспериментального изучения самооценки (методика «Лесенка Щур»  (модифицированный вариант).  Ребенку предлагалась лесенка из 5 ступеней разного цвета, а также  фигурка мальчика или девочки. Ребенку предлагалось поставить себя на ступеньку в зависимости от того, как он сам оценивает собственное поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план тренинговых занятий для профилактики нарушений в эмоционально-личностной сфере детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаю  перспективный план тренинговых занятий, которые помогут педагогу-психологу детского сада  оказать психологическую помощь детям для   профилактики нарушений в эмоциональн...

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.

Данная презентация была подготовлена для Второго форума практикующих психологов Магаданской области  и являлась частью проводимого мною мастер-класса на данном мероприятии, проходившем с 28 по 29...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, чувства ...

Выступление "Изучение особенностей развития эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста"

В период дошкольного детства происходит интенсивное ста­новление личностной и эмоциональной сфер ребенка. Личность формируется в процессе социа­лизации, которая предполагает усвоение ребенком ...

Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование прозрачного мольберта

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако в дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умения...