Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с ЗПР
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Программа работа, направленная на развитие эмоциональной, личностной сферы детей 5-7 лет с задержкой психического развития
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
Школа 2101 «Филевский образовательный центр»
ПРОГРАММА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Составила: педагог-психолог
Орлова Наталья Анатольевна
Пояснительная записка
Возможности обновления педагогической практики связаны с обеспечением полноценных условий реализации индивидуальности формирующейся личности (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Н.И. Непомнящая, К.Н. Поливанова, и др.) Самосознание – осознание человеком себя как индивидуальности, начинает формироваться в дошкольном возрасте. В этот период складываются важные элементы, составляющие структуру самосознания: половозрастная идентификация, притязания на признание, психологическое время личности. От своевременности развития указанных структурных элементов зависят возможности социализированного поведения (становление представлений о моральной норме) и качество саморегуляции, недостатки которой у детей с ЗПР доказаны (Н.В. Бабкиной, Г.И. Ефремовой, В.В. Кисовой и др.). Развитие самосознания, осознание себя как индивидуальности, у детей с задержкой психического развития (ЗПР) протекает замедленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина, Е.С. Слепович и др.). Структурные элементы самосознания (когнитивный и аффективный компоненты образа «Я», потребность в социальном признании взрослого, психологическое время личности, социальное пространство личности) у дошкольников с ЗПР дифференцируются позже, чем у сверстников с нормальным интеллектуальным развитием. В связи с этим необходимо своевременно обратить внимание на создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию самосознания. Данная проблема актуальна, однако на уровне практической помощи таким детям ее решение затруднено в связи с тем, что подходы и конкретные методы личностно-ориентированной диагностики и коррекции разработаны недостаточно. Дети с ЗПР представляют собой разнородную группу, с широким диапазоном проблем, поэтому весьма непросто выработать единую программу помощи, которая удовлетворяла бы нуждам всех дошкольников с такими проблемами. Задержка психического развития - сложное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Однако, необходимо выделить особенности, характерные для большинства детей с ЗПР: эмоционально-волевая незрелость, слабовыраженные нарушения познавательной деятельности, слабость произвольной регуляции деятельности.
В ходе исследований на базе нашего дошкольного учреждения было выявлено, что представление о себе, о своем прошлом и будущем, а также отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно слабо дифференцировано и неустойчиво. У большинства дошкольников с ЗПР отмечается отрицательное отношение к взрослению, отсутствие позитивного интереса к себе, трудности в дифференциации эмоциональных состояний, несформированность эмоциональной децентрации.
Недоразвитие личностной, эмоциональной сферы дошкольников, несформированность произвольности невозможно преодолеть без системы целенаправленной помощи и специально организованных мероприятий. Отмечено, что несформированность саморегуляции обсуждаемой категории детей обнаруживаются и в школьном возрасте (Э.И. Кякинен, И.А. Конева, И.Ю. Кулагина, З.И. Калмыкова, Р.Д. Тригер и др.).
Совокупность обозначенных проблем, запросы практики определили выбор создания коррекционно-развивающей программы. Поэтому данная программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы, является актуальной.
Цель программы: эмоционально-личностное развитие детей 5-7 лет с ЗПР.
В соответствии с целью определялись задачи программы:
- способствовать осознанию себя как личности;
- способствовать формированию адекватной самооценки;
- развивать навыки совместной деятельности в коллективе;
- развивать способность понимать и выражать эмоциональные состояния;
- развивать самоконтроль
Методологической основой программы являются:
- общая концепция становления личности ребенка с задержкой психического развития, обоснованная в трудах отечественных ученых (Н.Л. Белопольская, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович);
- положения отечественных психологов об обусловленности онтогенеза самосознания деятельностью и общением ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин);
- теоретические подходы к пониманию роли эмоциональной сферы в формировании отношений личности (Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, К. Изард, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон);
- модель самосознания, предложенная Мухиной В.С., которая включает в себя пять основных звеньев: имя, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью, притязание на признание, возникающее благодаря оценочному отношению взрослого к поступкам и проявлениям ребенка, половую идентификацию, психологическое время и социальное пространство личности, т.е. условия бытия, которые вводят ребенка в сферу прав и обязанностей, заставляя контролировать поведение и соблюдать правила социального взаимодействия. Все эти звенья, которые можно условно обозначить как элементы, составляющие структуру самосознания дошкольника, тесно связаны друг с другом.
Данная программа предусматривает проведение специальных упражнений, игр, способствующих развитию личностной, эмоциональной сферы дошкольника с ЗПР, оптимизации процесса общения в группе сверстников. К ожидаемым результатам реализации программы можно отнести формирование следующих знаний и умений:
- уметь рассказывать о себе и своем социальном окружении;
- знать о существовании собственных индивидуальных особенностей и особенностей своих сверстников;
- понимать и описывать свои желания и чувства;
- выражать определённые эмоциональные состояния различными способами;
- устанавливать связь между эмоциональным состоянием и событием;
- контролировать свои эмоциональные реакции;
- умение соблюдать очередность в совместной деятельности
Специалист, применяющий данную программу, реализует принципы организации формирующей работы:
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- принципы личностно-ориентированной педагогики (безусловное принятие любого ребенка, предоставление ему возможности свободного выбора в рамках регламентированной деятельности);
- принцип доступности (опора на уровень развития ребенка);
- принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, помощь ребёнку в выполнении заданий;
- принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;
- принцип научности лежит в основе применения технологий, способствующих развитию эмоциональной и личностной сферы детей с задержкой психического развития;
- максимальное использование организации жизнедеятельности детей для формирования элементов самосознания (режимные моменты, прогулка, свободная игра, занятия и т.д.).
Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Специалист должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда суметь выправить психологически неблагоприятную ситуацию.
Данная программа включает в себя способы, которые обеспечивают гарантию прав и обязанностей ее участников: специалистов, детей, родителей и педагогов. (Приложение 1)
Программа не предполагает участие детей с такими нарушениями психического здоровья как психоорганический синдром, ранний детский аутизм; с такими речевыми нарушениями как сенсомоторная алалия вследствие трудностей понимания речевых инструкций, задаваемых вопросов.
Для реализации программы необходимы следующие учебно-методические материалы:
- картинки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях;
- игра «Азбука эмоций» (Н.Л. Белопольская);
- альбомы;
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- маркеры;
- ватман;
- пальчиковые краски.
Занятия проводятся в просторном помещении, в котором все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятий детям предлагается сидеть на ковре или на стульчиках (в зависимости от вида упражнения). Дети располагаются полукругом, что создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Такое расположение дает возможность специалисту держать всех детей в поле зрения. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять психоэмоциональное напряжение. При проведении рисования необходимы удобные стулья и столы.
Сроки и этапы реализации программы
Этап № | Название этапа | Сроки проведения |
1 | Диагностический | 2 недели |
2 | Установочный | 1 неделя |
2 | Коррекционно-развивающий | 15 недель |
4 | Контрольно-диагностический | 2 недели |
5 | Этап повторной диагностики | 2 недели |
На первом этапе проводится ряд диагностических мероприятий, которые позволят выявить уровень развития самосознания, эмоциональной сферы, особенностей личности дошкольников. Этот этап реализуется с 1 – 15 сентября. Полученная информация обрабатывается, осуществляется подбор приемов и средств работы с детьми (третья неделя сентября). Коррекционно – развивающий этап подразумевает проведение практических занятий с детьми. Количество занятий – 15. Занятия проводятся с сентября по декабрь. В январе проводится первичная контрольная диагностика. Повторная диагностика проводится в мае.
Структура и содержание программы:
Данная программа предполагает проведение цикла из 15 занятий. Ведущая форма проведения – тренинги. Дети располагаются в форме полукруга на полу или на стульчиках (в зависимости от предложенных упражнений). Занятия проводятся по подгруппам. Количество человек на занятии: 6 – 7. Продолжительность каждого занятия 25 - 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа включает в себя два раздела, которые направлены на:
1) развитие личностной сферы (раздел 1: «Это Я» - 8 занятий)
2) развитие эмоциональной сферы (раздел 2: «Мои чувства» - 7 занятий)
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Цели занятия | Оборудование |
Раздел 1 «Это Я!» | |||
1 | Это Я! | -развивать представления детей о себе - содействовать развитию положительного образа «Я» - стимулировать интерес к другому человеку - создать положительный эмоциональный фон | -клубок шерстяных ниток - ватман - маркеры или фломастеры - зеркало |
2 | Это Я! Какой Я? | - содействовать развитию положительного образа «Я» - способствовать самовыражению детей - содействовать улучшению общения со сверстниками - содействовать развитию самоконтроля | - фотоаппарат - мячик - альбом - цветные карандаши (фломастеры) |
3 | Мое имя | - способствовать принятию своего имени - способствовать самовыражению детей - способствовать улучшению общения со сверстниками | - зеркало - магнитофон - аудиокассета - альбом - цветные карандаши (фломастеры) |
4 | Мальчики и девочки | - способствовать осознанию себя как представителя определенного пола - способствовать самовыражению детей - способствовать снижению эмоционального напряжения | - мячик - альбом - цветные карандаши - магнитофон - аудиокассета со спокойной музыкой |
5 | Линия жизни | - способствовать осознанию себя во времени - способствовать самовыражению детей | - набор картинок с изображением детей разного возраста - волшебная палочка |
6 | Моя семья | -развивать представления детей о своей семье - способствовать самовыражению детей - способствовать формированию у детей умения любить окружающих | - магнитофон - аудиокассета «Звуки природы» - альбом - карандаши / фломастеры |
7 | Мои друзья | -развивать представления детей о дружбе - формировать взаимопонимание - содействовать формированию доброжелательных отношений в группе | - свечка в безопасном подсвечнике - низкий стульчик |
8 | Что такое дружба | -развивать представления детей о дружбе - развивать у детей умение сотрудничать - содействовать формированию доброжелательных отношений в группе | - ватман - пальчиковые краски - крупные игрушки - большой платок |
Раздел 2 «Мои чувства» | |||
9 | Мое настроение | - развивать представления детей об эмоциональных состояниях (радость, грусть) - развивать способность выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, позы, жестов, походки - развивать способность понимать эмоциональное состояние другого | - мокрые листы бумаги - краски - картинки с изображением радостных или грустных персонажей (можно использовать игру «Азбука эмоций») - мелко нарезанная цветная бумага |
10 | Мои чувства: страх | развивать представления детей об эмоциональных состояниях (страх) - предоставить ребенку возможность для актуализации своего страха | - свечка в безопасном подсвечнике |
11 | Мои страхи | - способствовать осознанию страха как нормального человеческого чувства - учить детей выражать чувство страха в рисунке - дать детям возможность поработать с предметом своего страха | - бумага - цветные карандаши |
12 | В гостях у Бабы Яги | -способствовать преодолению стереотипного восприятия агрессивных персонажей сказок - снизить степень страха через придание объектам страха нетипичных для них характеристик | - большой лист бумаги или ватман - цветные карандаши - кукла Бабы Яги, одевающаяся на руку - набор для игры в больницу (халат врача, стетоскоп, градусник, шприц) |
13 | Мои чувства: гнев | -развивать представления об эмоции «гнев» - развивать у детей рефлексию своего агрессивного поведения - формирование доверия к окружающим | - картинки с изображением сердитых персонажей (можно использовать игру «Азбука эмоций») - мячик - картинки с изображением детей, которые ссорятся |
14 | Учусь управлять собой | - развивать самоконтроль - познакомить со способами саморегуляции | - картинки с изображением различных предметов (машина, стол, книга, лошадь, самолет и т.д.). - твердый шарик - мягкий шарик из ваты - обруч |
15 | Итоговое занятие | - закрепить полученные знания об эмоциональных состояниях - развивать самоконтроль - способствовать положительному самоотношению | - альбом - цветные карандаши - мячик - картинки с изображением разных предметов - магнитофон - аудиокассета с записью детских песен - игра «Азбука эмоций» |
Перед проведением коррекционно-развивающих занятий проводится диагностика с целью определения уровня развития самосознания и эмоциональной сферы. Это позволит специалисту подобрать приемы и техники работы, возможно, видоизменить некоторые упражнения из данной программы в соответствии с потребностями детей. Грамотно подобранные и реализованные диагностические процедуры – залог успешной реализации данной программы. Диагностические методы подобраны в соответствии с возрастом детей, учетом особенностей развития. (Приложение 2)
№ | Название методики | Цель использования | Источник |
1 | Беседа «Расскажи о себе» | Изучение уровня и характера оценки, сформированности образа «Я», степени осознания своих особенностей | А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка» В.Новгород, 2000 |
Внеситуативно-личностная беседа | Изучение уровня самосознания | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. | |
2 | Половозрастная идентификация | Осознание половой принадлежности, отношение к взрослению | Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: УРАО, 1999. |
3 | Рисунок человека | выявление тревожности, агрессивности | А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка» В.Новгород, 2000 |
4 | Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека | Изучение понимания дошкольниками эмоциональных состояний | А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка» В.Новгород, 2000 |
5 | Эмоциональная идентификация | Изучение понимания дошкольниками эмоциональных состояний | Е.И. Изотова / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова «Эмоциональная сфера ребенка» М., 2004 |
6 | Лесенка Щур (диагностика уровня самооценки) | Изучение самооценки | А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка» В.Новгород, 2000 |
Каждое занятие состоит из 3 этапов:
1). В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.
2). В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия:
- развивающие игры-драматизации;
- сюжетно-ролевые игры;
- коммуникативные игры;
- упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
- психогимнастические этюды;
- сказки;
- игры, направленные на развитие произвольности;
- рисование (совместное или индивидуальное)
3). Упражнения, направленные на снижение эмоционального напряжения, а также ритуальные прощальные упражнения.
Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, разных по статусу и содержанию, направлены на развитие способности к сопереживанию, воспитание умения дружить и помогать друг другу. Дети учатся принимать на себя различные роли. Психогимнастические игры направлены на принятие своего имени, осознание себя во времени, принятие своих особенностей. Коммуникативные игры способствуют налаживанию отношений в группе, учат детей сотрудничать. В играх, направленных на развитие произвольности происходит формирование самоконтроля. Занятия часто завершаются созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок - итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга.
Для эффективной реализации программы используется система контроля:
Форма контроля | Время проведения | Сроки выполнения | Применяемые методики |
Первичный контроль | январь | 2 недели | Беседа «Расскажи о себе» - Половозрастная идентификация - Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека |
Вторичный контроль | май | 2 недели | - Беседа «Расскажи о себе» - Половозрастная идентификация - Рисунок человека - Эмоциональная идентификация - Лесенка Щур (диагностика уровня самооценки) |
Полученная информация обрабатывается, данные протоколируются. | |||
Критериями эффективности программы являются:
Положительная динамика в развитии основных параметров личностной и эмоциональной сферы детей, сформированность определенных умений:
№ | Объект оценки | Критерии оценки |
1 | умение рассказывать о себе и своем социальном окружении | «+» – навык сформирован «–» – навык не сформирован «+?» - навык в стадии формирования |
2 | знание о существовании собственных индивидуальных особенностей | |
3 | умение выражать эмоциональные состояния вербально и невербально | |
4 | умение сравнивать эмоции | |
5 | умение устанавливать связь между эмоциональным состоянием и событием | |
6 | умение контролировать свои эмоциональные реакции | |
7 | умение соблюдать очередность в совместной деятельности |
Использованная литература:
1. Авдеева Н. Н. и др. Развитие представления о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет. // Воспитание, обучение и психическое развитие. – М., 1977, с. 29 – 37
2. Венгер А. Л. К вопросу об оценочных действиях в дошкольном возрасте. // Новые исследования в психологии, 1982, № 2(27), с. 80 – 93
3. Выготский Л. С. Детская психология. // Собрание сочинений: В 6-ти т.,т.4 -М.: Педагогика,1984, - 433с.
4. Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольника. -Кишинев: Штиинца, 1983, - 111с.
5. Мамайчук И.И. Ильина М.Н. Психологическая помощь детям с задержкой
психического развития. С.-П. 2006
6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами
в развитии : учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург : Речь, 2006.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Изд. центр «Академия», 1998, - 456с.
8. Князева О.Л. «Я-Ты-Мы» Программа эмоционально-личностного развития дошкольников. М. 2003
9.Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998, - с. 347
10. Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками. М. 2007
11. Семаго Н.Я. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Инновации в российском образовании (специальное, коррекционное образование). М.: Минобразование РФ, 1999.
12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.
13. Стеркина Р. Б. Некоторые особенности самооценки детей дошкольного возраста. // Воспитание, обучение и психическое развитие.–М.,1977, с.62-69
14. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд – во МГУ, 1983, - 286с.
15. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. / Под ред. Венгера А. Л., Эльконина Д. Б. – М.: Педагогика, 1988, - 135с.
16. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: дошкольники. - М., 2008
17. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет – М., 2002
18. Чистякова М.М. Психогимнастика – М., 1995
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Описание способов, которые определяют сферу ответственности,
обеспечивают права и обязанности участников программы
Гарантия прав и обязанностей, сфер ответственности участников программы обеспечивается нормативными правовыми документами, к которым относятся:
- Нормативно-законодательные акты Российской Федерации –
Закон РФ «Об образовании»
- Устав образовательного учреждения (ГОУ д/с № 1855)
- Конвенция о правах ребенка,
- Декларация прав человека.
Осуществляя работу по данной программе, психолог руководствуется следующими принципами:
- добровольное участие ребенка: ребенок имеет право отказаться от выполнения каких-либо упражнений.
- информирование родителей: родители имеют право получать информацию об особенностях проведения тренинговых занятий, поведения своего ребенка, особенностей взаимоотношений со сверстниками.
- взаимосвязь педагогов и специалистов: коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития предполагает комплексный подход, взаимосвязь специалистов (психолога, логопеда, дефектолога, педагогов). Результаты, полученные на занятиях, поддерживают все специалисты, работающие с детьми, выполняют рекомендации психолога.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Описание используемых психодиагностических методик, технологий:
1. Внеситуативно-личностная беседа определяет:
- знания о себе (когнитивный компонент образа «Я»);
- отношение к себе (аффективный компонент образа «Я»)
- психологическое время личности (наличие психологического прошлого и будущего, отношение к взрослению)
2. Методика «Половозрастная идентификация», разработанная Н.Л. Белопольской, характеризовала:
- знания о себе как представителе определенного пола и возраста,
- отношение ребенка к взрослению
Методика применяется при диагностике детей с задержкой психического развития, в коррекционной работе и консультировании. Методика позволяет исследовать степень сформированности половой и возрастной идентичности, скорректировать понимание социальной позиции и способствовать развитию самосознания ребенка. Оригинальность методики состоит в использовании стимульного материала, охватывающего все возрастные категории (от младенчества до старости), что позволяет наиболее эффективно проводить диагностическую и коррекционную работу.
3. Проективная методика «Рисунок человека» направлена на выявление:
- личностных особенностей дошкольников (тревожности, агрессивности)
4. Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека позволяет выявить особенности восприятия и понимания детьми эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках, позволяет судить о сформированности умения вербально описать данное эмоциональное состояние. Детям предлагаются картинки с изображением взрослых людей и детей в различных эмоциональных состояниях: грусть, радость, гнев, страх. Испытуемым предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже с целью определения умения понимать эмоцию, различать выявлять наличие интереса к экспрессии персонажа. Далее ребенку предлагалось назвать эмоцию одним словом (фиксировалась потребность в помощи со стороны психолога), выявлялось наличие у ребенка словаря эмоциональных состояний (пассивного или активного). Ребенку также предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую изображенному эмоциональному состоянию или выбрать из предложенных экспериментатором вариантов. Все ответы ребенка фиксировались в протоколе.
Методика «Эмоциональная идентификация» предполагает использование наряду с картинками детских фотографий и пиктограмм.
5. Притязания на социальное признание определялись путем экспериментального изучения самооценки (методика «Лесенка Щур» (модифицированный вариант). Ребенку предлагалась лесенка из 5 ступеней разного цвета, а также фигурка мальчика или девочки. Ребенку предлагалось поставить себя на ступеньку в зависимости от того, как он сам оценивает собственное поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.
Данная презентация была подготовлена для Второго форума практикующих психологов Магаданской области и являлась частью проводимого мною мастер-класса на данном мероприятии, проходившем с 28 по 29...
Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, чувства ...
Выступление "Изучение особенностей развития эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста"
В период дошкольного детства происходит интенсивное становление личностной и эмоциональной сфер ребенка. Личность формируется в процессе социализации, которая предполагает усвоение ребенком ...

Презентация Программы социально- эмоциональное развитие старших дошкольников для педагогов ДОУ
Цель: презентавать парциальную программу педагогическому сообществу ДОУ, вызвать профессиональный интерес....

Рабочая программа по эмоциональному развитию старших дошкольников.
Рабочая программа по эмоциональному развитию старших дошкольников...
Дополнительная образовательная программа по физическому развитию старших дошкольников «Движение - радость!»
Дополнительная образовательная программа по физическому развитию старших дошкольников «Движение - радость!»...
