Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
    рабочая программа по коррекционной педагогике по теме

    Орлова Наталья Анатольевна

    Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл рабочая программа38.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

    ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ

    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

    Составила: педагог-психолог

    Орлова Н.А.

    Москва. 2016

    1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

    Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести умственную отсталость, задержку психического развития, выраженные эмоциональные, поведенческие, коммуникативные расстройства и т.д. Дети указанных категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию детско-родительского взаимодействия. Специальные исследования показали, что отсутствие адекватной коррекционной помощи этим детям в сензитивные периоды, какими являются раннее и дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л. С. Выготский квалифицировал их как социальные).

     В связи с этим написание данной программы является актуальным.

    Рабочая программа по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми актами:

    • Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
    • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
    • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)

    К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Это дети с интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, со сложной структурой дефекта, общим недоразвитием речи.

     Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют представительную группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка — мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная,  эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития.

    Дети с ЗПР представляют собой разнородную группу, с широким диапазоном проблем. Задержка психического развития - сложное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Однако, необходимо выделить особенности, характерные для большинства детей с ЗПР: эмоционально-волевую незрелость, нарушения познавательной деятельности, слабость произвольной регуляции.

    Многочисленные исследования показывают, что представление о себе, о своем прошлом и будущем, а также отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно слабо дифференцировано и неустойчиво. У большинства дошкольников с ЗПР отмечается отрицательное отношение к взрослению, отсутствие позитивного интереса к себе, трудности в дифференциации эмоциональных состояний, несформированность эмоциональной децентрации.

    Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют выраженные трудности коммуникативной сферы.  Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, мыслительные операции. Дети испытывают трудности во взаимодействии, произвольной регуляции деятельности.

    Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Такие дети нуждаются  в создании специальных условий воспитания и  обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт,  дозированное введение в их жизнь новизны; в специальной отработке форм адекватного взаимодействия и  коммуникации с педагогами и сверстниками, а также требуется особая психолого-педагогическая поддержка в осмыслении усваиваемых навыков и  умений, не допускающем их механического  использования для аутостимуляции.

    Данная программа является коррекционно-развивающей, направлена на коррекцию и развитие  личности ребенка.

    Цель программы: психологическое сопровождение воспитанников с особыми потребностями в развитии, создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

    Задачи:

    • содействие  социально-личностному развитию;
    • развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы;
    • развитие произвольной регуляции деятельности  и поведения;
    • развитие познавательной активности и высших психических функций ;
    • развитие коммуникативных навыков

    Данная программа составлена на 2016-2017 учебный год,  может быть адаптирована под нужды определенных детей с учетом индивидуальных особенностей онтогенеза.  Использование программы предполагает определенную гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.

    При разработке программы учитывались научные подходы к формированию личности ребенка:

    - культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)

    - деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов,

    А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)

    - личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский,

    А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.)

    Принципы построения программы:

    • единства диагностики, коррекции и развития;
    • индивидуальный и дифференцированный подход;
    • принципы личностно-ориентированной педагогики (безусловное принятие любого ребенка, предоставление ему возможности свободного выбора в рамках регламентированной деятельности);
    • принцип доступности (опора на уровень развития ребенка);
    • принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, помощь ребёнку в выполнении заданий;
    • принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;
    • принцип научности лежит в основе применения технологий, способствующих развитию эмоциональной-волевой, коммуникативной,  личностно-социальной сферы детей с нарушениями психологического здоровья;
    • максимальное использование организации жизнедеятельности детей для формирования элементов самосознания и социализации (режимные моменты, прогулка, свободная игра, образовательная деятельность и т.д.).

    Данная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и адаптирована с учетом потребностей и особенностей развития обучающихся с ОВЗ.

    Программа составлена с учетом характера ведущей деятельности; структуры и степени выраженности нарушения; ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства.

    Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям:  психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями

    воспитанников и педагогами ДОУ.

    Формы и методы  работы:

    • Психотехнические упражнения
    • Игровые сеансы
    • Ролевые игры
    • Психогимнастические этюды
    • Релаксационные методы
    • Игры-драматизации;
    • Сюжетно-ролевые игры;
    • Коммуникативные игры;
    • Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
    • Сказки;
    • Игры, направленные на развитие произвольности;
    • Чтение и анализ фольклорных и литературных произведений;
    • Дискуссии и беседы;
    • Сказки;
    • Творческая деятельность;
    • Рисование (совместное или индивидуальное)

    Взаимодействие с другими специалистами и педагогами:

    • Консультации
    • Семинары, круглые столы
    • ППК
    • Интегрированная образовательная деятельность

    Взаимодействие с семьями воспитанников

    Формы работы

    • Родительские собрания
    • Консультации (индивидуальные, групповые)
    • Тренинги
    • Семинары, круглые столы
    • Проектная деятельность

    Содержание работы

    • Оказание помощи по вопросам воспитания и развития ребенка:
    • Использование эффективной коммуникации членов семьи с ребенком
    • Понимание потребностей и возможностей ребенка
    • Поддержание и развитие темы  общения
    • Оказание необходимой и достаточной помощи ребенку для обеспечения успешности и развития самостоятельности
    • Навыки игрового взаимодействия с ребенком и т.д.

            

    • Знакомство с результатами диагностики

    • Поддержка в период адаптации к ДОУ

    • Помощь в выборе адекватных игровых средств

    • Оказание помощи при переходе к школьному обучению

    • Поддержка родителей, воспитывающих приемных детей

    • Изучение особенностей взаимодействия по линии «родитель-ребенок»

    для последующего учета при планировании и проведении психолого-педагогической работы  (Приложение 6,7,8)

    • Создание у родителей активной установки на психокоррекционную работу

    1. Организационный раздел

     Структура реализации образовательного процесса 

    Форма проведения занятий подгрупповая с периодичностью 1 раз в неделю. Программа предполагает проведение занятий в мини-группах, а также  индивидуальной форме в зависимости от нарушений конкретного ребенка.

    Длительность определяется возрастом детей:

    3-4 года -15 минут;

    4-5 лет – 20 минут;

    5-6 лет – 25 минут;

    1. лет – 30 минут.

    Условия реализации образовательной программы:

    1. психолого-педагогические (комплексное сопровождение обучающихся специалистами комплекса)
    • интегрированная образовательная деятельность
    • психолого-педагогический консилиум
    1. материально-технические:

    учебно-методические материалы:

    •        картинки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях;

    •        игра «Азбука эмоций» (Н.Л. Белопольская);

    •        альбомы;

    •        цветные карандаши;

    •        фломастеры;

    •        маркеры;

    •        ватман;

    •        пальчиковые краски

    • пластилин

    Оборудование:

    Магнитофон, диски

    Набор психолога «Пертра»

    Магнитный лабиринт

    Зеркальный уголок  для создания оптических  эффектов

    Игра «Мир эмоций»

    Перчаточные куклы

    Конструктор деревянный (сказка)

    Набор «Рисуем на песке»

    Палитра

    Стол с подсветкой

    Мольберт прозрачный

    Звучащие куклы

    Набор полупрозрачных строительных кубиков

    Игра «Мое лицо»

    Игра «Домино»

    Настенный деревянный лабиринт

    Книга-лабиринт

    Черепаха

    Кубики Никитина

    Пособие «Пицца»

    Магнитная доска

    Сенсибар

    Зоопарк из Тарамбуко

    Стол

    Стул

    Мягкие подушки

    1. организационные

    Наличие рабочих секторов:  

    • Консультативный  
    • Диагностический  
    • Коррекционно-развивающий  
    • Организационно-методический  
    1. методическое обеспечение

    • Дидактические пособия
    • Программы, технологии работы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа педагога – психолога по формированию психологического здоровья дошкольника «Будь здоров, малыш!»

    Рабочая программа педагога – психологапо формированию психологического здоровья дошкольника«Будь здоров, малыш!» Пояснительная запискаРабочая программа «Будь здоров, малыш!» направлена на п...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

    «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».

    Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть в...

    рабочая программа педагога-психолога дошкольный возраст

    рабочая программа педагога-психолога дошкольное отделение...

    Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

    Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

    Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста(5-7 лет)

    Программа построена на основе систематизации психологического и тематического материала. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Структура...