«Как учить общению ребёнка с нарушением зрения»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Михальчук Ольга Петровна

Дошкольники с нарушением зрения испытывают значительные трудности в общении с окружающими. В связи с этим важнейшее значение придаётся общению родителей со своим ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  на тему:

«Как учить общению ребёнка с нарушением зрения»

Подготовил:

 учитель-дефектолог,

тифлопедагог

 Михальчук О. П. 

Многие дошкольники и младшие школьники с нарушенным зрением испытывают значительные трудности в общении с окружающими, особенно с незнакомыми людьми. Это затягивает период их адаптации к школьной жизни, а в дальнейшем осложняет вхождение в большой мир. Если такой ребенок не получает своевременно необходимую  помощь взрослого, то постепенно у него формируется неадекватное, не соответствующее происходящему вокруг него, поведение.

В связи с этим важнейшее значение придается общению родителей со своим ребенком, обогащению его знаниями о жизни окружающего мира и, прежде всего, своей семьи. Позволим себе напомнить, что, как правило, именно семья является для ребенка своеобразным трамплином, образцом и мерилом в его последующей жизни.

Родителям необходимо как можно больше времени проводить вместе с ребенком, во всяком случае, время, свободное от работы и домашних дел, должно быть посвящено  ребенку. Кстати, занимаясь какими-то домашними делами, в процессе выполнения общего дела, родители также имеют возможность не только научить ребенка конкретным действиям (предлагая ему делать то, что доступно), но  и наладить с ним очень хороший эмоциональный контакт.

Следует отметить, что нередко это бывает довольно трудно осуществить (например,  из-за сложностей характеров ребенка и его родителей, «неприятия» частью родителей своего «не такого как у других» ребенка, непонимания родителями проблем плохо видящего (или незрячего) ребенка, из-за чрезмерного оберегания своего ребенка от окружающего мира или, напротив, предъявления ему завышенных требований и т.д., и т.п.).

Многолетние наблюдения и общение с детьми, имеющими нарушение зрения и их родителями, позволили нам сформулировать некоторые конкретные рекомендации. Они помогут родителям и тем, кто проводит большую часть времени с ребенком, найти правильный «подход» к нему, научиться взаимодействовать с ним, быть необходимым ребенку не только в плане физического  ухода за ним, но и для равноправного и интересного общения.

Советуем  родителям по возможности чаще ходить со своим ребенком на прогулки в лес, парк и не только с целью отдыха и оздоровления, но и развития его наблюдательности, познавательного интереса к явлениям, происходящим в природе. Вместе выучите стихотворение, прочитайте рассказ или сказку о данном времени года, о жизни животных, растений; загадайте ребенку загадки и учите находить отгадки в окружающей природе. Учите ребенка внимательно рассматривать все, что его окружает, улавливать  звуки, запахи, узнавать деревья и кусты, их плоды, листья с помощью зрения и на ощупь, воспринимать все изменения, происходящие вокруг него.

Все, что вы видите, наблюдаете, обсудите вместе с ребенком, выскажите свое восхищение красотой природы, ее разнообразием. Опишите свои восприятия (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), предложите ребенку рассказать о том, что чувствует и как воспринимает он. Такие прогулки обогатят ребенка яркими впечатлениями, конкретными представлениями об окружающем мире, расширят его чувственный опыт. Кроме того, в совместных прогулках имеются большие возможности для создания между вами и  вашим ребенком взаимопонимания, для накопления опыта положительных эмоциональных взаимоотношений.

Развивайте речь своего ребенка – учите его правильно называть окружающие предметы и действия с ними, четко проговаривать слова, грамотно строить фразы, говорить спокойно, не повышая без необходимости голоса. Обращайте внимание ребенка на интонации, выразительность речи, на то, как в речи можно передать свое настроение, отношение к тому, с кем общаешься, к поступкам этого человека. Объясните ребенку, что нужно уметь дополнять свою речь соответствующей мимикой и жестами, уместными в каждом конкретном случае. Продемонстрируйте это ребенку.

Все это очень важно, так как правильная, красивая, хорошо развитая речь, а также умение вовремя улыбнуться, кивнуть головой, повернуться к тому, с кем общаешься лицом, внимательно смотреть и слушать – привлекут к нему окружающих, будут способствовать общительности ребенка, придадут ему уверенности в себе.

Активно участвуйте в играх, досуге своего ребенка, проявляйте доброжелательную заинтересованность в том, что он делает, при необходимости - помогайте. Старайтесь получать новую информацию о том, что может быть интересно и полезно вашему ребенку, рассказывайте ему об этом. Это поможет вам завоевать доверие ребенка, вызвать у него желание поделиться, посоветоваться с вами, а значит, позволит вам быть в курсе всех увлечений и занятий своего ребенка. Вы лучше поймете поведение своего ребёнка,  сможете вовремя направлять, а если необходимо, исправлять его и успешно решать возникающие проблемы. Ваше активное участие в играх и различных занятиях ребенка необходимы также и потому, что ваш ребенок может нуждаться в подробном объяснении и показе того, что и как нужно делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметной развивающей среды, как условие развития навыков общения детей с нарушением зрения

Предложенная консультация окажет помощь в организации развивающей среды коррекционных групп детей с ОВЗ...

"Семья ребёнка с нарушением зрения"

Модели семейных взаимоотношений с детьми с нарушением зрения, позиции родителей к своему ребёнку....

Значение сформированности восприятия сенсорных эталонов для готовности к школьному обучению ребёнка с нарушением зрения.

В статье говорится об особенностях развития зрительного восприятия и формирования сенсорных  эталонов у детей с нарушением зрения....

Рекомендации для родителей «Как готовить ребёнка с нарушениями зрения к поступлению в детский сад»

Поступление в детский сад — сложный этап в жизни любого малыша. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования, которые нужно выполнять, — все это может вызвать у него с...

Методическая разработка «Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников, имеющих нарушение зрения, с взрослыми и сверстниками»

Аннотация Методическая разработка содержит материалы по развитию коммуникативных способностей детей  5-7 лет  с нарушением зрения....