"Семья ребёнка с нарушением зрения"
методическая разработка по теме

Трохина Мария Алексеевна

Модели семейных взаимоотношений с детьми с нарушением зрения, позиции родителей к своему ребёнку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_vzaimootnosheniya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья ребенка с нарушением зрения

Рождение ребенка – важное и ответственное событие в жизни каждой семьи. Но иногда оно становится трагедией для семьи. Это происходит, когда у новорожденного обнаруживается тяжелый физический дефект – слепота или слабовидение. Рождение ребенка со зрительным дефектом, как правило, является неожиданным для семьи, не приносит матери облегчения, которого она ждет от беременности. Наоборот, наступает период неопределенности и тревоги, необходимость приспособления не к тому ребенку, которого ждали. Родители задают вопросы и прежде всего себе: «Почему именно у нас родился такой ребенок?!Родители ребенка с нарушением зрения переживают чувство несправедливости к нему. Оно естественно, хотя о нем редко говорят вслух. Чувство несправедливости отрицательно отражается на психическом состоянии родителей: они замыкаются в своих тягостных переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей и знакомых. Ситуация может оцениваться родителями с позиции: «Вот если бы мой ребенок видел, сколько бы я могла ему дать. Но поскольку он не видит, все, что я делаю, бесполезно».В случае, если с нарушение зрения оказался второй или третий ребенок, подобный вопрос звучит особенно остро: «Почему и за что мы так наказаны? Ведь у нас никого среди близких не было с дефектом зрения.» одновременно возникают вопросы, от решения которых зависит дальнейшая судьба детей с дефектами зрения: «Как может человек без зрения жить в мире зрячих?», «Можно ли восстановить зрение моему сыну или дочке?», «Будет ли мой ребенок веселым, научится ли он играть, бегать?», «Можно ли нашего ребенка обучить и воспитать, как других детей?» и «Можно ли развить его физически и психически так, чтобы он стал самостоятельной личностью?».На последние три жизненно важных вопроса можно сразу ответить «Да!». Слепой ребенок может стать веселым и подвижным, получить образование, овладеть профессией, которая принесет ему материальную независимость и самостоятельность. И значительная роль в этот ранний период жизни слепого или слабовидящего ребенка принадлежит семье.Родители не должны сомневаться в способности своего ребенка к обучению только из – за отсутствия у него зрения, но должны ясно представлять, что от них потребуется больше усилий и времени для обучения и воспитания ребенка. Но зато и радость будет сильнее, ощутимее. Овладев профессией, соответствующей его способностям, он может стать известным музыкантом, певцом, ученым.Особенно важным являются первых три года жизни ребенка, когда родители могут оказать решающее воздействие на развитие ребенка. Одна из важнейших задач родителей: противостоять сенсорной депривации (лишение ребенка зрительной информации). Последняя может проявиться в снижении общей активности ребенка, его двигательном недоразвитии, стереотипных движениях. Воспитание слепого ребенка или ребенка с нарушением зрения должно с самого раннего детства основываться на любви, чуткости и терпении. В то же время не следует жалеть усилий на развитии самостоятельности ребенка. В случае воспитания в условиях гиперопеки ребенок растет инфантильным, отстает от своих сверстников по развитию и зависит от окружающих.Родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту могут быть адекватными и неадекватными (С.М.Хорош, 1991 г.). Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. При этом ребенок и недостаточность у него зрения родителями принимаются. Принятие означает способность родителей примириться с фактом наличия у ребенка особенностей, связанных с нарушением зрения, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Родители видят в своем малыше прежде всего ребенка, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а также присущее лишь ему своеобразие. Такая позиция становится необходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного развития ребенка. Родители делают все возможное для того, чтобы он стал полноценной личностью, а качество его жизни было бы достаточно высоким. Неадекватность родительской позиции определяется тем, что ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители (чаще матери) испытывают чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить. Такая жертвенная любовь не приносит ребенку пользы. Ребенок растет привыкшим к опеке, не приспособленным к жизни эгоистом. У такого ребенка не формируются навыки самообслуживания, усугубляется задержка развития предметной деятельности, характерная для глубоких нарушений зрения, недостаточно развиваются сохранные анализаторы, и в первую очередь осязания. Неадекватной и неблагоприятной для психического развития ребенка является такая позиция родителей, когда с недостатком зрения они смирились, но не принимают уже самого ребенка. Мать считает, что у нее не мог родиться незрячий ребенок. Произошла роковая ошибка, и она не обязана расплачиваться за чужие ошибки. Ребенок вызывает у нее раздражение. Она психологически отвергает ребенка, мало с ним занимается и старается его отдать на воспитание родственникам или другим лицам. Весьма сложная ситуация создается и  в результате такого отношения к ребенку, когда родители принимаю ребенка, но отрицают наличие у него каких-то особенностей. Казалось бы, в данном случае родители (так же как и при адекватном отношении) относятся к ребенку, как к здоровому. Но при этом не принимаются в расчет специфические особенности ребенка, поскольку родители не допускают мысли о том, что они его вылечат. Чаще подобную позицию занимают родители слепых детей, имеющих нарушения интеллекта. Настаивая на отсутствии у ребенка нарушений со стороны интеллектуальной сферы, родители создают ему неадекватные учебные условия, не учитывающие сложный характер его нарушения, что создает перенапряжение нервной системы и отрицательно сказывается на формирование его личности. Последняя из позиций родителей по отношению к незрячему ребенку предполагает неприятие как недостатка, так и самого ребенка, у родителей появляется желание избавиться от ребенка. Если дефект выявлен уже при рождении ребенка и оба родителя занимают указанную позицию, то они, как правило, отказываются от ребенка. Нередко мать и отец занимают разные позиции по отношению к ребенку и его дефекту. Это создает почву для конфликтов с семье и может привести к ее распаду. Рассматривая позиции родителей детей с нарушенным зрением, Е.Феоктистова отмечает, что первые три года ребенка (как зрячего, так и с нарушением зрения) – это период, когда формируются основные черты его личности. В дошкольные годы устанавливается тесная связь между ребенком и матерью, другими взрослыми членами семьи, которые стимулируют его развитие. Через общение со взрослым ребенок постигает опыт старших поколений, усваивает навыки познания окружающего мира, учится играть, выполнять простейшие задания по самообслуживанию и т. д. Особенно важен этот период для ребенка с глубоким нарушением зрения, так как он должен приспособиться к познанию мира без зрительного контроля. Это очень трудная задача, и слепой ребенок не может с ней справиться самостоятельно. С первых месяцев жизни он нуждается в постоянной и систематической помощи со стороны родителей и окружающих, но помощи дозированной, не ограничивающей самостоятельность малыша. Многие родители убеждены, что, поскольку их ребенок не видит или видит очень плохо, его надо постоянно охранять, оберегать от ушибов и всех случайностей, которые могут возникнуть на жизненном пути. Родители и близкие родственники не позволяют малышу самостоятельно ползать и ходить, брать в руки предметы и манипулировать ими. Так, мама одного мальчика старалась уберечь его в первые годы жизни от всевозможных ушибов при соприкосновении с окружающими предметами, запрещала мальчику «осматривать» предметы руками. В результате познавательная активность у него развивалась по пути ложной компенсации: в старшем дошкольном возрасте ребенок знакомился с предметами с помощью рта и языка, как это делают дети на первом году жизни. Потребовалось усилие со стороны тифлопедагогов и матери, чтобы преодолеть сложившийся стереотип к познанию окружающего мира и научить ребенка активно использовать тактильные, слуховые и другие сохранные анализаторы во всех видах познавательной деятельности.  В таких семьях мать, отец, бабушка и дедушка стремятся выполнить за ребенка все, даже те действия, которые вполне ему доступны. Малыш постоянно слышит: «Осторожно!», «Мамочка подаст тебе, сама сделает» и так далее. Через какой-то промежуток времени малыш убежден в том, что окружающий мир является чем-то страшным и опасным. Мама довольна, когда он тихо сидит в кроватке или манеже. Любое его желание мгновенно выполняется окружающими. Свою роль такие родители видят в «служении несчастному ребенку», а затем и подростку, и взрослому. Данная позиция значительно осложняет развитие ребенка с нарушением зрения, обуславливает формирование отрицательных качеств личности (эгоцентризм, апатичность, безволие), не способствует воспитанию у него познавательной активности. Другая группа родителей негативно относится к слепому ребенку или слабовидящему малышу. Они стесняются и даже стыдятся своего ребенка, стараются скрыть его дефект от окружающих. В результате усиливается изоляция ребенка от мира нормально видящих людей. Свою задачу такие родители видят лишь в том, чтобы обеспечить ребенку необходимую помощь для поддержания жизни, они не верят в его возможности стать развитой личностью. Вполне объяснимая неподготовленность родителей к воспитанию слепого ребенка приводит к тому, что большинство из них воспринимают глубокое нарушение зрения малыша односторонне, как болезнь. Это правильно лишь отчасти. Если исходить из того, что зрительный дефект – это болезнь, то приходится признать, что главная задача родителей состоит в поисках путей лечения ребенка. Опыт общения Е.Феоктистовой с родителями слепых и слабовидящих детей показывает: некоторые из них, надеясь на чудеса медицины и экстрасенсов, тратят годы на то, чтобы вернуть ребенку зрение. Нарушение зрения ребенка они рассматривают только как медицинскую, а не медико-психолого-педагогическую проблему. В результате упускается благоприятный возрастной период в развитии малыша. Встречается  и третья группа родителей, готовых поверить тому, что глубокое нарушение зрения автоматически стимулирует интеллектуальную и речевую деятельность ребенка, его музыкальные способности. Свою задачу родители видят в создании условий и предпосылок для одностороннего развития психических процессов и способностей. Анализ жизни семей, где растут и воспитываются дети с нарушениями зрения показывает, что несмотря на различные позиции, есть нечто общее, характерное во взглядах родителей всех групп: слепые и слабовидящие дети занимают особое положение в семье. Отношение к этим детям проявляется в сентиментальном детоцентризме, который может привести впоследствии к социальной и психической зависимости от окружающих. Но это не вина, а беда родителей детей  с нарушением зрения. Опыт предыдущей жизни не готовит  ни мать, ни отца 9в подавляющем большинстве) к адекватному отношению к слепому или слабовидящему ребенку, и родители не знают, как и чему  его надо обучать, как с ним общаться. Он для них – «сплошной  вопросительный знак». Даже те родители, которые проявляют активность в получении необходимой информации о развитии ребенка с нарушением зрения, не всегда знают, к кому следует обратиться за помощью в конкретной ситуации, где получить методическую литературу. Родители – воспитатели своих детей. Иногда родители удивляются: почему, казалось бы, большая забота об их ребенке не всегда приводит к желательным результатам? Беда большинства таких родителей в том, что они понимают свои родительские обязанности только как заботу о правильном питании детей, об их одежде, о сохранении их здоровья, но они ни к чему не приучают их и не проводят с ними никаких занятий, излишне ласкают, жалея своих детей, лишенных зрения, выполняют все их капризы и прихоти. Заласканные дети, как правило, растут эгоистами, непослушными, белоручками. Воспитывая детей, родители должны проводить единую линию в их воспитании. Где нет единства в требованиях, там дети учатся лавировать между «враждующими» сторонами, лицемерить, родители в этом случае не пользуются авторитетом и не оказывают на детей никакого влияния. Родителям не следует ни на минуту забывать, что дети чутко все подмечают и стремятся подражать взрослым. Детей надо разумно поощрять и справедливо наказывать. Справедливые наказания не оскорбляют чувство достоинства ребенка. Одним из важнейших условий правильного воспитания является духовная близость между родителями и детьми. Но установление духовной близости между родителями и детьми не происходит само собой. Иногда жизнь детей и родителей протекает как бы параллельно, независимо друг от друга. Ребенок живет своими интересами, замкнувшись в своем внутреннем мире, в который он не допускает родителей, а родители и не стремятся в него проникнуть, не пытаются его понять. Такая отчужденность возникает не сразу. Она появляется незаметно, подчас совсем неощутимо для родителей. До определенного времени все остается более или менее нормальным, как будто нет особых поводов для недовольства детьми, и «вдруг» оказывается, что дети стали «чужими». В таких случаях родители сами приходят к признанию своего бессилия. Они обычно говорят учителю, обратившему внимание на недостойное поведение их ребенка в школе: «А что мы можем сделать? Он нас не слушается и не поддается никакому влиянию».Чтобы избежать этого, нужно создать в семье атмосферу дружбы, взаимного уважения, внимания и интереса к делам, заботам и стремлениям каждого члена семьи. Только на этой почве могут складываться семейные традиции, тот здоровый стиль жизни, который сам по себе оказывает на детей огромное положительное воздействие. Эти традиции должны охватывать все стороны семейной жизни, труд, отдых, будни и праздники, определять не только распорядок жизни, но и ее содержание. Большую роль в воспитании детей играет установление для всех членов семьи определенных обязанностей в домашнем хозяйстве. Нельзя все заботы о  быте семьи возлагать только на мать, даже в том случае, если она не работает на производстве. Слепые дети не только сами себя обслуживать, но и помогать в домашнем хозяйстве, содержать в порядке свои игрушки, книги и учебные принадлежности, ухаживать за своим платьем, уметь убирать постель и комнату, постирать носовые платки, пришить пуговицы, починить платье, вымыть посуду, сходить в булочную и так далее. Обучать этому ребенка с нарушением зрения нужно с раннего детства. Дети делают для себя и других членов семьи не только то, что интересно, но и то, что нужно. Что является обязанностью, такой принцип должен господствовать в семье. Нельзя воспитывать трудолюбие только беседами о труде. Нужно, чтобы дети сами посильно трудились, только тогда они смогут ценить труд. Конечно, установление такого порядка требует от родителей больших усилий и затраты времени. Родители должны каждый час своего общения с ребенком использовать с целью его воспитания, развития его сознания. К сожалению, можно встретить таких родителей, которые ищут дома, прежде всего покоя, то есть требуют не мешать, не отвлекать, не беспокоить их. Конечно, дети должны заботиться об отдыхе отца и матери, беречь их покой, это нужно у детей воспитывать с раннего детства. Родителям надо всегда помнить, что, не откликаясь на запросы детей, они отталкивают их от себя, становятся для них чужими. А ведь какими близкими становятся родители детям, когда они помогают им во всем, делят их горести, радости, заботы и стремления. Как повышается авторитет тех отцов и матерей, которые могут объяснить непонятное, помочь разобраться в том, что беспокоит и волнует их детей. Правильно поступают те родители, которые отдыхают в кругу своих детей, в выходные дни гуляют вместе с ними, выезжают за город, катаются на коньках и лыжах, а летом в лесу собирают грибы и ягоды, купаются, загорают и так далее. В подобных семьях дети платят родителям не только уважением и любовью, но и откровенностью, дружбой, доверием, и все воспитательные проблемы в такой обстановке решаются проще. Ребенка с нарушением зрения не нужно ставить в какие-то  особенные условия, создавать для него какую-то особую, искусственную обстановку, не такую, как для других детей, и, вместе с тем, нужно вовремя приходить на помощь, когда ребенок с нарушением зрения сталкивается с трудностями, преодоление которых для него непосильно без помощи родителей и других членов семьи. Если родители занимаются с детьми с раннего возраста упорно, систематически, то слепые дети могут научиться почти всему, что умеют делать зрячие дети. У слепых детей сохраненные органы чувств компенсируют в значительной мере отсутствующее зрение. Чем больше всяких игр и занятий будет проводиться со слепыми детьми, тем лучше у них будут развиты руки, осязание и слух и ориентировка, тем больше дети будут подготовлены к учебе в школе и труду в жизни. Родители слепых детей понимают, как много должны они дать своему ребенку, чтобы воспитать его полноценным гражданином нашей Родины. Кем бы ни были родители, какую бы работу они не выполняли, они должны быть всегда подлинными воспитателями своих детей. Ребенок, что воск, из него все вылепить можно, говорит народная мудрость. Каким его воспитаешь, таким он и будет. Дети не родятся послушными или грубыми. И чем раньше родители сознательно и с любовью берутся за воспитание своих детей, тем легче им будет вырастить из них настоящих людей. Воспитание ребенка, имеющего нарушение зрения, требует от родителей особой заботы, времени и терпения. Если слепой ребенок не сходит с рук матери, отца, бабушки, если выполняются все его желания, прихоти и капризы, если его кормят с ложки до 8 лет, не обучают ничему, даже самообслуживанию, и от всего оберегают, то эти родители наносят ребенку иногда непоправимый вред. Такая неразумная любовь является одной из основных причин плохого воспитания слепого ребенка. Любовь и понятная жалость к слепому сыну или дочери не должны мешать матери быть требовательной к своему ребенку: насорил – убери, не сделал работу – сделай, плохо сделал – переделай, нашалил  извинись. Воспитывать нужно не только убеждением, но и делом, заставляя детей выполнять то, что от них требуют окружающие. Очень важно, чтобы слепой ребенок не рос одиноким. Если у слепого ребенка нет зрячих сестер или братьев, следует приучать его играть со зрячими детьми: слепой ребенок должен обязательно быть в коллективе зрячих детей. Большинство родителей детей с нарушениями зрения понимают свои обязанности и правильно воспитывает детей с раннего детства. Однако есть еще и родители, которые безответственно относятся к своим обязанностям, плохо воспитывают детей. Родители, которые серьезно, вдумчиво и ответственно отнесутся к воспитанию детей с нарушением зрения, смогут воспитывать их активными членами общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сформированности восприятия сенсорных эталонов для готовности к школьному обучению ребёнка с нарушением зрения.

В статье говорится об особенностях развития зрительного восприятия и формирования сенсорных  эталонов у детей с нарушением зрения....

Рекомендации для родителей «Как готовить ребёнка с нарушениями зрения к поступлению в детский сад»

Поступление в детский сад — сложный этап в жизни любого малыша. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования, которые нужно выполнять, — все это может вызвать у него с...

«Как учить общению ребёнка с нарушением зрения»

Дошкольники с нарушением зрения испытывают значительные трудности в общении с окружающими. В связи с этим важнейшее значение придаётся общению родителей со своим ребёнком....

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения.

На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Каждый год в России прибавляется ...

«КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».

Материал для родителей детей с нарушением зрения...