Выступление на городском семинаре "Дети с ОВЗ: выбор оптимальных здоровьесберегающих технологий и опыт их использования"
презентация по коррекционной педагогике по теме

ЕВДОКИМОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

   Тема: "Использование элементов музыкальной терапии в индивидуальной работе с ребенком аутистом"

   Проводить занятия по музыкальной терапии может коррекционный педагог или  психолог, который ориентируется в музыкальной культуре, имеет музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, по возможности играет на музыкальных инструментах; или музыкальный руководитель, осведомлённый в вопросах  специальной психологии и педагогики.

  Дети с синдромом РДА имеют особую тягу к музыке и есть эмоционально уязвимы в восприятии музыки. Особенно подобранная музыка привлекает внимание и организует относительную устойчивость восприятия ребёнка с РДА. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon текст выступления + презентация19.13 КБ

Предварительный просмотр:

(СЛАЙД1).Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о применении здоровьесберегающих технологий. Я расскажу о том, как я применяю технологию обеспечения социально- психологического благополучия ребёнка.

Говоря о тяжёлых аномалиях психического развития ребёнка, нам часто приходится слышать о таком заболевании, как аутизм. 

(СЛАЙД 2).Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Аутизм- это психическое расстройство, связанное с нарушениями функций головного мозга.

Дети, больные аутизмом не любят обращать на себя внимание окружающих, и словно живут в своём собственном мире. Они не стремятся познать что-то новое, знакомиться, делиться своими эмоциями. Часто у таких детей возникают проблемы в общении и социальной адаптации, ничего не интересует их. Часто можно наблюдать аутизм, осложнённый умственной отсталостью. Все указанные признаки проявляются в возрасте до 3 лет. По статистике аутизм встречается у 2-4 детей из 10 000, и мальчики в 3 раза чаще  склонны к этому заболеванию, чем девочки. Можно ли вылечить аутизм у детей? На сегодняшний день этот вопрос остаётся открытым не только для родителей, столкнувшимся с этим заболеванием своего чада, но и для специалистов. От аутизма ещё не найдено лекарства или путей и методов лечения. Но известны методы, которые действительно способны помочь детям в той или иной степени.

(СЛАЙД 3) Киевский нейропсихиатр доктор медицинских наук А. Чуприков рекомендует медикаментозное лечение аутизма совмещать с альтернативными методами: при помощи дельфинов, лошадей, собак. Такие методы дают результаты, в силу того, что общение с животным восполняет дефицит тактильного, психологического общения с людьми, которых ребёнок аутист сам избегает. Так формируется доверие, снимается психоэмоциональное напряжение. Также известно и научно доказано, что музыкальная терапия- это психотерапевтическое направление, основанное на лечебном воздействии музыки на психоэмоциональное состояние человека. (СЛАЙД 4)Российский психолог Л. С. Рубинштейн объясняет возникновение музыки тем, что в природе всё подчинено определённым внутренним ритмам, гармонии, и только психика человека неритмичная. И в этом смысле музыка помогла придать ритм  и гармонию собственной психологической жизни. Музыкальная терапия широко применяется для лечения психических расстройств, начиная от бытовых  неврозов  до серьёзных форм дезадаптации. Доказано, что стимуляция мозга классической музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает их дальнейшую деградацию.

Дети с синдромом РДА имеют особую тягу к музыке и есть эмоционально уязвимы в восприятии музыки. Особенно подобранная музыка привлекает внимание и организует относительную устойчивость восприятия ребёнка с РДА.

(СЛАЙД 5)Так как аутисты привязаны более к предметам, нежели к людям,  то музыка помогает установлению контакта опосредованно, т. е. через музыкальные инструменты.

Проводить занятия по музыкальной терапии может коррекционный педагог или  психолог, который ориентируется в музыкальной культуре, имеет музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, по возможности играет на музыкальных инструментах; или музыкальный руководитель, осведомлённый в вопросах  специальной психологии и педагогики.

Коррекционная работа строится в 2 режимах: щадящем и активизирующем. Сначала проводится индивидуальная терапия, а затем ребёнок может (по возможности) вводиться в группу детей.

(СЛАЙД 6)На 1 этапе работы: отработка реакции оживления и слежения, формирование зрительно- моторного комплекса.

На 2 этапе:  в процессе манипуляций с предметами развиваем тактильное, зрительно- тактильное, кинестетическое восприятие, мышление.

На 3 этапе: происходит организация целенаправленного поведения аутичного ребёнка.

Главное - установить контакт и сформировать у ребёнка чувства доверия к педагогу и к деятельности, т. к. только при  эмоциональном комфорте будет происходить коррекция поведения.

(СЛАЙД 7) Структура занятия:

  1. Приветствие как ритуал.
  2. Регуляционные упражнения.
  3. Коррекционно- развивающие упражнения (главный блок заданий).
  4. Игры на снятие напряжения.
  5. Прощание как ритуал.

В этом учебном году я стала использовать в работе с ребёнком аутистом, посещающий наш детский сад, элементы муз.терапии .

(СЛАЙД 8) Во время ритуала приветствия ребёнок настраивается на работу, инструмент помогает выстроить контакт с педагогом, заинтересовать ребёнка. (пою с треугольником сама)

(СЛАЙД 9- видео) Регуляционное упражнение. (активизация слухового, зрительного, двигательного внимания с целью налаживания психофизиологического  состояния ребёнка в плане побуждения его к совместным действиям). Вы увидете фрагмент деятельности, как педагог располагает к сотрудничеству ребёнка, как может быть хрупок этот контакт, требуется терпение и чуткость. Музыкальные упражнения «вот рука моя», «ладушки».

  1. (СЛАЙД 10- видео) Коррекционно – развивающие упражнения (главный блок)  Фрагмент деятельности, когда ребёнок выполняет складывание геометрических вкладышей под музыку В. А. Моцарта. Турецкие учёные провели исследования о влиянии музыки Моцарта на психику людей. Высокие частоты, звуки, которые использовал композитор действительно благотворно влияют на эмоциональное состояние и способствуют активизации клеток головного мозга.(«вкладыши под сонату до мажорМоцарта»)

(СЛАЙД 11- видео) Упражнение на межполушарное взаимодействие. При аутизме отмечено нарушение взаимодействия обоих полушарий мозга. Поэтому в коррекционной работе необходимы упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. В данном случае, если ребёнок плохо понимает инструкцию и не может выполнять сложные кинезеологические упражнения, значит педагог оказывает ему прямую помощь, т.е. приём «рука в руке». Для этого достаточно одной рукой выполнять простое движение, а другая рука находится в покое. «Дождик- дождик» + игра с залом «передай ритм».

(СЛАЙД 12 – фото) Релаксационные игры индивидуально или в группе детей «Ветер по морю гуляет» + игра  с залом.

(Слайд 13– фото с треугольником) Ритуал прощания (сама пою с треугольником).

В результате внедрения данной технологии в работу с ребёнком, отмечена положительная динамика: ребёнок проявляет интерес к занятиям, демострирует положительные эмоции в работе, и даже стал выходить за порог группы, стремясь заглянуть в кабинет учителя-дефектолога,  т. е. интерес переборол страх перед новизной пространства…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательская деятельность с инновационно- развивающей, здоровьесберегающей технологией опережающего обучения с использованием опорных схем: «Голос мой –волшебник».

Гипотеза:Поможет ли ребёнку участие в экспериментально-исследовательской деятельности сформировать психологическую установку на сохранение и укрепление собственного здоровья(голоса, голосовых св...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ для использования в коррекционно-развивающей работе.

Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В...

Выступление на РП(М)О «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (из опыта работы)»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста»...

ПРОЕКТ по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающей технологии оздоровительного массажа с использованием шарика Су-джок

Одним из приоритетных направлений современной социальной политики государства является сохранение и укрепление здоровья детей. Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ ...

Выступление на городском семинаре-практикуме по обмену опытом между МБДОУ ДС №31 и МАДОУ ДС №29 от 17.11.2022 "Проектирование образовательной деятельности с использованием инклюзивных и здоровьесберегающих современных образовательных технологий"

Тема выступления: Мастер-класс «Дыхательная гимнастика – как одна из форм здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольног...

Семинар-практикум для педагогов: "Виды здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) и их использование в ДОУ "

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержа...