РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПО ФОРМИРОВНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗНАНИЙ О СВОИХ ОРГАНАХ ЧУВСТВ.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Иванникова Ольга Анатольевна

В статье представлена  система специальных занятий, для детей с нарушением зрения, объединенная в тематические блоки. Главная цель данных занятий - дать детям элементарные сведения о своем теле, о значимости органов чувств в познании мира, о «языке общения», а также воспитание у детей 5-7 лет культуры общения и поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             ГБУ ГППЦ ДогМ,

                                                                    ТО «Хорошево-Мневники»

                                                    Иванникова О.А.,

                                                           учитель-дефектолог

                                                                                                 

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПО ФОРМИРОВНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗНАНИЙ О СВОИХ ОРГАНАХ ЧУВСТВ.

Специалисты часто слышат от родителей и педагогов, что дети отказываются участвовать в совместных играх со своими сверстниками.  Как показывает практика, такие дети отличаются от своих сверстников, они несамостоятельны, неактивны, неуверенны в себе, не любят заниматься некоторыми видами деятельности (рисование, лепка, физкультура), им свойственны избирательность в общении. Чаще всего это связано со слабой двигательной подготовкой, низким уровнем физического развития, несформированностью умений действовать с предметами и навыками совместной деятельности. Указанные особенности негативно сказываются на психическом, физическом и эмоциональном развитии дошкольников.

       Чтобы помочь таким детям  мы разработали систему специальных занятий, объединив их в тематические блоки. Главная цель данных занятий - дать детям элементарные сведения о своем теле, о значимости органов чувств в познании мира, о «языке общения», а также воспитание у детей 5-7 лет культуры общения и поведения.

Раздел

Тема   занятий

 1. « Какой я?»

 (умение видеть и     понимать себя)

  1. Кто такой «Я» (автопортрет)
  2. Мои чувства и желания
  3. О чем я мечтаю
  4. Мое настроение

2. «Путь к здоровью»

  1. Живые витамины
  2. Чтобы не было беды
  3. Вредная еда
  4. Я – человек (мальчик, девочка)

3. «Язык общения»

(навыки общения с внешним миром)

  1. Познай себя (наши помощники - органы чувств)
  2. Язык жестов и движений
  3. Язык чувств (наши эмоции)

 4. Как мы понимаем друг друга (умение понимать сверстников)

       1.   Разговор взглядов

       2.  Дружба (мой лучший друг)

       3.   Мой день рождения (как принимать гостей)

       4.   Чему мы смеемся (развитие чувства юмора)  

5. Умение владеть собой

        1.    Будь внимателен

        2.    Хозяин своего «Я» (умение контролировать свое поведение)

  1.  Не хочу быть плохим (преодоление дурных привычек и поступков)

6. Культура общения

        1.    Волшебные слова

        2.    Учимся говорить вежливо (умение начать, поддержать и

               вести разговор)

  1.  За столом (правила хорошего тона)
  2. Телефон (общение по телефону)

7. Познакомимся (совместная деятельность со здоровыми детьми)

        1.   Знакомство (умение начать и поддержать знакомство)

        2.   Внешность  (внешний облик, сходство и отличие)

        3.   Умение держать себя правильно (нравиться)

  1. Давай дружить (умение находить общий язык)

Предлагаем конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста из раздела «Язык общения» на тему: «Наши помощники – органы чувств»

Цель: сформировать адекватное представление о роли органов чувств в жизни человека.

Программное содержание:

  • закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаем мир;
  • уточнить, какое значение для человека имеет слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира;
  • воспитывать потребность быть здоровым;
  • продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния;
  • повышать интерес к своим сверстникам, поддерживать

чувство общности и необходимости друг в друге;

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • способствовать развитию в детях уверенности в себе.

Организационный  момент. 

Педагог.

  • Дети, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие. Мы с вами посетим «Институт здоровья». Мы побываем в разных лабораториях, где проходят исследования наших органов чувств. Скажите, какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.)
  • Да, глаза, уши, нос, язык, руки – это наши органы чувств. Они помогают нам познавать окружающий мир, и мы, поэтому, называем их – НАШИ ПОМОЩНИКИ.

Основная часть занятия.

  • Отправляемся в путь. Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы поймете, какой орган чувств исследуют в этой лаборатории.

Основная часть. 

Педагог:

- Отгадайте мою загадкуа:

      «На ночь два оконца,

        Сами закрываются,

        А с восходом солнца

        Сами открываются» (глаза)

  • Да, это глаза. В этой лаборатории изучают глаза. Дети, для чего нам нужны глаза? (Ответы детей.) Значит, глазами мы видим мир. Как же  беречь глаза? (Ответы детей.) Если заболят глаза, нужно обратиться к врачу. А сейчас мы с вами сделаем зрительную гимнастику.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

  1. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд (повторить 6-8 раз)
  2. Быстро моргать глазами в течение 10 – 15 секунд, затем повторить то же 3 раза с интервалами в 7 – 10 секунд
  3. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (30 – 40 секунд.). Открыть глаза

Педагог.

- А знаете ли вы, какого цвета у вас глаза? (Ответы детей.) Посмотрите, глаза у всех нас отличаются по цвету и форме.

       ИГРА «Определи по глазам, кто это?».

(Детям предлагаются их фотографии, на которых не закрыты только глаза.)

  • Отгадайте следующую загадку:

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят.

- Да, это уши. В этой лаборатории изучают ухо.

 Педагог тихо говорит: «Все сели на стульчики. (Дети сели.) А почему вы сели?»

Дети: - Потому что услышали, что вы сказали.

Педагог: - Чем вы это услышали? (Ответы детей.) Дети, а для чего нам нужны уши? (Ответы детей.) Какие правила надо помнить, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (Ответы детей.)

ИГРА «Узнай по голосу».

(Дети стоят в кругу, один ребенок в центре. Дети идут по кругу и говорят:

«Алеша, ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: «Ау!».

Быстро глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай» (дети зовут по имени).

ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ «Какой музыкальный инструмент звучит?»

На столе перед детьми лежат несколько музыкальных инструментов: бубен, гусли, металлофон, губная гармошка, колокольчик, погремушка. Ребенок садится спиной к столу. Взрослый предлагает детям по очереди  определить на слух, назвать и показать, какой музыкальный инструмент прозвучал.

- А теперь перейдем в следующую лабораторию, отгадайте загадку:

Между двух светил в середине я один. (Ответ детей.)

Это нос. Дети, зачем нам нужен нос? (Ответы детей.)

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

 Представьте себе, что вы в зимнем лесу. Вдохните глубоко носом и медленно выдохните.

  • Вы сказали, ребята, что нос помогает определить разные запахи.

ИГРА «Узнай по запаху».

        (Детям предлагается следующая ситуация: во время полета космонавтам необходимы разные продукты питания, которые лежат в баночках. Но этикетки с названиями потерялись. Помогите определить, что находится в каждой баночке. Шоколад, апельсин, духи, лук, лимон.)

  • А как еще по-другому можно определить, что это за продукт? (Ответы детей.)
  • В следующей лаборатории изучают орган чувств – язык. Дети, для чего нам нужен язык? (Ответы детей.)
  • Давайте немножко поиграем с язычком.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

  • «Холодно-жарко» - открыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (посчитать до 5), спрятать язык, закрыть рот (посчитать до 5) – 3 – 4 раза
  • «Качели» - открыть рот и  медленно поднимать язык вверх и опускать вниз – 8 – 10 раз
  • «Часики» - открыть рот и медленно двигать языком влево – вправо до уголков рта – 8 – 10 раз
  •  «Лошадка» - поцокать языком
  • Язык делится на участки, каждый из которых отвечает за определенный вкус. Какие вкусы вы знаете? (Ответы детей.)
  • А что бывает сладким, горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)

ИГРА «Определи на вкус».

 (Детям предлагается определить на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капуста, печенье, конфета).

  • Мы сказали, что еще язык нам нужен для общения. А скажите, как люди знакомятся друг с другом? (называют свои имена). У вас тоже есть имена. Давайте поиграем с мячом в игру «Придумай ласковое имя».

( Дети передают мяч друг другу и называют ласковое имя своего товарища.)

  • А как вас будут называть, когда вы вырастете? (Имя и отчество).
  • Вы сказали, что с помощью языка мы можем общаться с друг другом, а еще  можно общаться с помощью мимики и жестов.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Солнышко и дождик».

      Взрослый произносит слово «солнышко» - дети бегают и резвятся. Как только звучит слово «туча», дети прячутся под «зонтиком».

  • А теперь улыбнитесь друг другу. Дети, когда вам бывает радостно (грустно)?
  • Давайте с вами нарисуем «настроение». (Детям предлагается

нарисовать эмоции радости и грусти на «солнышке» и «тучке»).

  • Дети, а из-за чего вы можете разозлиться? (Ответы детей).
  • Но есть много способов помочь себе и другому человеку преодолеть плохое настроение и злость. Например, поиграть в игру.       

 СЛОВЕСНАЯ ИГРА «Волшебные слова».

(Дети садятся в круг, передают друг другу воздушное сердце, говоря при этом добрые слова.)

  • Каждый человек может разозлиться, когда его обижают, делают больно, и в этом случае надо обязательно помочь. Вот мы с вами, ребята, дружим. Давайте за руки возьмемся и вспомним наш девиз:

                                       Как мы весело живем,

                                       Дружно песенки поем,

 Можем весело смеяться,

   Пошутить, побаловаться,

                                       И поспорить иногда,

                                       Ну а драться – никогда!

  • Дети, что вы чувствуете, когда держите друг друга за руки? (Ответы детей.)
  • Сейчас мы оказались с вами в лаборатории, где изучают последний орган чувств – руки.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

  • Дети, а для чего нужны нам руки? (Ответы детей.)

Мы с вами уже так хорошо знаем друг друга, что смогли узнать по глазам. А давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами по рукам. (Различить на ощупь).

ИГРА «Жмурки».

Детям предлагается с закрытыми глазами узнать друг друга по рукам.

Итог

Педагог говорит детям:

  • Ребята, мы побывали с вами в «Институте здоровья», поговорили о значимости наших органов чувств, которые мы с вами называем – НАШИ ПОМОЩНИКИ.

                                     А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,

                                      И какие же слова,

                                     Говорим мы, уходя?….

 (Дети сами находят слова прощания.)

Таким образом, с помощью специально разработанных занятий удалось реализовать задачу воспитания у детей потребности быть здоровым, сформировать адекватное представление о роли органов чувств в жизни человека, о своих зрительных возможностях. Что в свою очередь помогло детям стать самостоятельными, активными и более уверенными в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект открытого итогового коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данное итоговое, комплексное коррекционно-развивающее занятие позволяет систематизировать знания и представления у детей об окружающем мире, закрепить временные, пространственные и количественные пред...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Этот конспект  корекционо-развивающего занятия, направлен на  развитие зрительного восприятия. Возрастная категория- дети старшего дошкольного возраста. данный конспект был представлен на ко...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. "Дикие животные"

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Цель программы: благополучие отношений ребёнка со сверстниками, установление эмоционального контакта с окружающими людьми, установление новых социальных отношений....

Коррекционно – развивающее занятие по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Коррекционно – развивающее занятие по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....