Консультация для педагогов: "Речевое развитие детей посредством новых педагогических технологий".
консультация по коррекционной педагогике по теме

Грызлова Анна Владимировна

Для детей в норме к трем годам речь становится полноценным средством общения. Они уже понимают речь окружающих, сами говорят фразами, могут выразить свои требования и желания. Однако встречаются дети, в развитии и воспитании которых возникают проблемы. К ним относятся те дети, которые до трех лет общаются жестами и мимикой. Они нуждаются во всесторонней педагогической работе. Основной задачей в работе с такими детьми является формирование вербальных средств общения, основной единицей которого является фраза.

Как же формировать простую фразу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_rechevoe_razvitie_detey.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Речевое развитие детей посредством новых педагогических технологий».

(консультация сопровождается презентацией).

Для детей в норме к трем годам речь становится полноценным средством общения. Они уже понимают речь окружающих, сами говорят фразами, могут выразить свои требования и желания. Однако встречаются дети, в развитии и воспитании которых возникают проблемы. К ним относятся те дети, которые до трех лет общаются жестами и мимикой. Они нуждаются во всесторонней педагогической работе. Основной задачей в работе с такими детьми является формирование вербальных средств общения, основной единицей которого является фраза.

Как же формировать простую фразу?

Хочу представить пособие по формированию простой фразы у детей с тяжелой речевой патологией. Автор Новикова-Иванцова Т.Н. «От слова к фразе». Данное пособие состоит из 3-х книг. В данном альбоме подобран лексический и дидактический материал, который будет способствовать упражнению детей в построении простой двусоставной фразы (предмет и действие) и употребление её в речи.

В первой книге, для построения фразы берутся ранее усвоенные ребенком названия шести игрушек: кошка, мишка, петух, заяц, поросенок, кукла. При этом дети могут называть их более простыми по структуре словами: кошка – киса, мишка – миша, поросенок – хрюша, петух – петя, заяц – зая, кукла – ляля. На данной стадии работы над фразой даются семь наиболее доступных  пониманию детей и часто употребляемых глаголов, обозначающих следующие действия: идёт, бежит, сидит, спит, едет, плывёт, летит.

Каждый глагол сначала отрабатывается с указанными шестью игрушками: ляля идёт, Миша идёт, хрюша идёт, зая идёт, киса идёт, петя идёт. Взрослый вместе с ребенком проговаривает: «Миша идёт» и прямым указательным пальцем показывает на рисунок, который называется. Когда все картинки названы, взрослый даёт инструкцию: «Миша идёт. Покажи где».

По инструкции взрослого: «Миша идет. Закрой картинку» ребенок кладет на неё фишку. Когда закрыты все картинки, инструкция меняется: «Миша идёт. Открой картинку».  

После глагола «идёт» в том же порядке отрабатывается следующий глагол «бежит». 

Каждый новый отработанный глагол дифференцируется со всеми пройденными. Постоянная работа по дифференциации глаголов способствует осознанию ребенком их значения.

После отработки всех глаголов и их дифференциации даются на одном листе различные действия, производимые одним персонажем. Если раньше ребенок ориентировался на первое слово – предмет,  а потом уже называл действие, то теперь он должен ориентироваться на второе слово – глагол, обозначающий различные действия. Следует обратить внимание, что на одно занятие не стоит брать больше одного действия (или идет, или бежит, или сидит и т.д.) и не более двух действий для дифференциации их (идёт – бежит, или сидит – идёт, или сидит – бежит и т.д.). Новый материал надо брать по мере усвоения предыдущего.

При повторении пройденного материала ребенку можно задавать дополнительные вопросы, заставляющие его лучше слушать, смотреть и думать. Например: «Скажи (покажи), кто сидит на коврике? Кто сидит на пеньке? Кто плывёт в лодочке?» и т.п. Это способствует развитию не только речевого слуха, пониманию речи, но и подготавливает ребёнка к ведению диалога.        

Этот материал можно использовать не только на индивидуальных занятиях, но и с подгруппой детей.

Во второй книге добавляется категория числа, которая в нормативном онтогенезе из всей грамматики формируется первой. Единственное и множественное число отрабатываются в сопоставлении друг с другом.

Во второй книге к ранее изученным глаголам добавляются новые: упали, лежат. И к ранее изученным существительным добавляются новые, но их значительно больше. Работа троится по тому же принципу, что и в первой книге.

Третья книга позволяет научить ребенка оставлять предложения из трех слов: подлежащего, сказуемого и прямого дополнения.

Например, педагог: «Покажи, где мама… папа… деда… баба… Вова… Тата…. Они все пьют чай». Затем педагог говорит: «Покажи, где – баба пьёт чай? Закрой фишкой». Так отрабатываются все картинки. Затем педагог говорит: «Скажи – кто пьёт чай?» Ребёнок вместе с педагогом или самостоятельно говорит предложение из трёх слов и открывает все картинки поочередно.

Игра «Фразовый конструктор» имеет несколько вариантов, отличающихся по степени сложности, поэтому её используют в работе с детьми от трёх до семи лет. В игре может принять участие как один ребенок, так и группа детей. В ходе увлекательного игрового процесса дети научатся составлять предложения разного типа:

- из двух слов – существительное + глагол;

- из трёх слов – существительное + глагол + дополнение;

- из четырёх слов –  существительное + глагол + определение + дополнение.

В данной игре для составления предложении используются картинки-символы. Некоторые из картинок подобраны таким образом, чтобы одно и то же изображение могло быть названо по-разному.

Женщина, мама, тетя.                                         Заяц, кролик.

Девочка, дочка, сестра.                                       Сок, компот, кисель.

Особое внимание следует уделить символическим изображениям глаголов. Перед тем, как приступить к играм, необходимо познакомить детей с символами.

Видеть, смотреть, разглядывать и т.д.

Есть, пить, пробовать и т.д.

Готовить, варить, жарить и т.д.

Как составить предложения из двух слов? Педагог поочередно показывает игровые поля и просит детей назвать изображенных на них людей.

Внимание детей обращается на то, что одну и ту же картинку можно назвать по-разному. Педагог раздаёт детям поля. Затем, перед детьми выкладываются карточки, с изображением символов.

Детям предлагается выбрать подходящий символ, расположить его на игровом поле и составить предложение из двух слов.  

Как составить предложения из трёх слов? Педагог раздаёт игровые поля и раскладывает все карточки изображениями вверх. Детям предлагает выбрать подходящие символы и предметные картинки, расположить их на игровом поле и составить предложение из трёх слов.

После того, как каждый ребенок составит предложение, педагог просит заменить действие или предмет.

Как составить предложения из четырёх слов? Сначала педагог предлагает вспомнить названия основных и оттеночных цветов и соотнести их с соответствующими карточками. Затем внимание детей привлекается к четырём карточкам.

Педагог раздаёт игровые поля и раскладывает карточки изображениями вверх. Детям предлагается выбрать карточки, чтобы составить предложение по заданной модели.

После того, как каждый ребенок составит предложение, педагог просит заменить действие, признак или предмет.

 В ходе игры дети обмениваются игровым материалом. Игра заканчивается, когда все дети составят необходимое, по мнению взрослого, количество предложений.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей посредством новых педагогических технологий"

Для дошкольников, особенно имеющих общее недоразвитие речи, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Развитие связной речи является важным не только для наиболее полного устран...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий

Методические рекомендации «Развитие инициативности у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО через применение новых педагогических технологий» разработаны в соответствии с ...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий (лепбук, геокешинг, мобиль, адвент-календарь).

благодаря новым педагогическим технологиям, ребенок научится входить в игровые ситуации и инициировать их сам, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных ист...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий

База инициативности должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации. В ФГОС...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий

Развитие инициативности – одна из целей, поставленных образованием перед его образовательными институтами. В системе отечественного образования сложилась система разлома двух педагогических эпох...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий (лепбук, геокешинг, мобиль, адвент-календарь).

ЛэпбукЧто такое лэпбук?Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book– книга). Это такая небольшая самодельна...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий

статья о развитии детской инициативы с помощью современных технологий...