Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей посредством новых педагогических технологий"
    консультация по развитию речи по теме

    Кондрашина Юлия Васильевна

    Для дошкольников, особенно имеющих общее недоразвитие речи, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Развитие связной речи является важным не только для наиболее полного устранения речевого недоразвития, но и для подготовки ребёнка к овладению письменной речи. В настоящее время разработаны и предложены различные методики обучению рассказыванию. В материалах данной консультации рассматривается использование текстов цепной структуры для успешного развития связной речи дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рассказы цепной структуры

    Слайд 1. Заставочный «Рассказы цепной структуры».

    Слайд 2. Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической — она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка. 

    Слайд 3. Для дошкольников, особенно имеющих общее недоразвитие речи, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они проявляются в трудностях передачи причинно-следственных, временных связей, в нарушении последовательности и/или пропуске слов в предложении, в использовании однотипных простых синтаксических конструкций, в аграмматизмах при построении фраз.

    Развитие связной монологической речи важно не только для наиболее полного устранения речевого недоразвития, но и для подготовки к овладению чтением и письмом. 

    Слайд 4. На сегодняшний день разработаны вариативные формы заданий и упражнений, направленных на развитие связной речи у детей с ОНР, предложены различные методики обучения рассказыванию

    (методика Глухова В.П., Красильниковой Т.Н. и Батуевой О.А., Ткаченко Т.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Дьяковой Е.А., Кораблевой Т.А.и др.).

    Слайд 5. С целью оптимизации коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи мы предлагаем использовать тексты цепной структуры.

    Это методика была предложена В.К. Воробьёвой в 1989 году.

    Слайд 6. В настоящее время она находит своё отражение в работах многих авторов: таких, как Бардышева Т.Ю., Арбекова Н.Е., Дорошенко О.Ю., Комиссарова С.А., Гордеева Т.В., Губанова М.В. и других. Методика успешно применяется на практике, модифицируется и адаптируется педагогами  под конкретные цели и задачи.

    Слайд 7. Под цепной связью понимается «структурное сцепле-ние предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем» (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.)

    Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Для конструирования такого типа текстов используются такие средства связи, как лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.

    Как показывает собственный опыт работы и изучение литературы, использование текстов цепной организации позволяет успешно сформировать первоначальные навыки связного высказывания. Поэтому применение этой методики особенно актуально в среднем дошкольном возрасте, а также в более старшем возрасте с детьми, имеющими сложные речевые нарушения.

    Слайд 8. Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов используется предметно-графическая схема. 

    Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли. Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (слева и справа). Стрелки внутри рамочки обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении. Стрелки между рамками показывают связь между предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.

    Слайд 9. Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации. Слайд 10. Дошкольники с интересом работают с предметно-графическими схемами, лучше и быстрее запоминают рассказ и пересказывают его. А в дальнейшем без усилий, самостоятельно составляют повествовательные рассказы с опорой на схему.

    Слайд 11. Познакомимся с правилами строения цепного текста и придумаем рассказ по графической схеме.

    У Нины был день рождения.

    На день рождения бабушка сшила Нине красивый сарафан.

    К сарафану бабушка  пришила карман.

    А на кармане она вышила большой красный мак.

    Красный мак ещё больше украсил сарафан.

    Нарядный сарафан очень понравился Нине.

     Слайд 12. В процессе работы с графической схемой предусматриваются тренировочные упражнения, которые помогают детям быстрее освоить принцип связи слов в предложении, а также показывают связь между предложениями в тексте цепной структуры.

    Помимо этого включаются упражнения и задания, на материале которых дошкольники учатся обнаруживать места разрыва мысли, что подкреплялось аналогией с разорванной цепочкой. Для  этого  в структуру занятия вводятся проблемно-игровые моменты, типа «предложения поссорились», «предложения рассыпались», «потерялось одно предложение» и т. д.

    Слайд 13. Благодаря наглядности у детей закрепляется первый опыт по усвоению правил смысловой связи предложений цепного текста через аналогию с процессом изготовления елочной гирлянды.

    Слайд 14. На базе этого принципа дошкольники способны самостоятельно, уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически правильно составлять повествовательные рассказы, верно удерживая смысловую связь между предложениями.

    Слайд 15. Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации. Правильно подобранный для текстов речевой материал позволяет одновременно решать несколько задач: развитие связной речи, коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словарного запаса, усвоение различных моделей словообразования и форм словоизменения.

    Слайд 16. Таким образом, применение графического плана смысловой программы текста позволяет показать детям приемы построения как отдельного предложения, так и целого, небольшого текста, и создает основу для развития осознанного самоконтроля за речью.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    РАССКАЗЫ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ развитие связной речи

    Слайд 2

    Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности (В.П. Глухов , 2004). Это форма речи характеризуется развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью .

    Слайд 3

    в трудностях передачи причинно-следственных и временных связей; в нарушении последовательности и/или пропуске слов в предложении; в использовании однотипных простых синтаксических конструкций; в аграмматизмах при построении фраз. Нарушения связной речи проявляются:

    Слайд 4

    Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Красильникова Т.Н., Батуева О.А. Использование сюжетно-ролевых игр для развития связной речи детей с ОНР. Дьякова Е.А., Кораблева Т.А. Метод графического моделирования. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. И др.

    Слайд 5

    В.К. Воробьёва. Обучение детей первоначальным навыкам связного высказывания

    Слайд 7

    Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке.

    Слайд 8

    ПРЕДМЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА

    Слайд 9

    Принцип смыслового строения всех предложений цепного текста обозначение предмета действия обозначение нового предмета ситуации

    Слайд 10

    Составление текстов с цепной структурой связи облегчает процесс программирования каждого отдельного высказывания и рассказа в целом.

    Слайд 11

    Как бабушка подарила Нине сарафан

    Слайд 12

    Примерные упражнения и задания при работе с графической схемой: - Разгадай, какие слова-действия «зашифрованы» стрелками . - Подбери вместо слова-стрелки, используемого в рассказе, другое слово, подходящее по смыслу. - Попробуй пересказать всю историю, пользуясь схемой . - Придумай свой рассказ по картинкам-схемам. - Попробуй пересказать эту историю наоборот, начиная с конца. - Придумай продолжение этого рассказа. И т.д.

    Слайд 13

    Кормушка Однажды зимой Ваня вместе с папой решили прогуляться по заснеженному парку. В парке было много зимующих птиц. Ваня и папа подошли к кормушке и насыпали в неё семечки и хлебные крошки. К кормушке подлетали разные птички и с удовольствием клевали угощения.

    Слайд 14

    Рассмотри картинку, придумай по ней рассказ, используя, как можно больше слов со звуком З

    Слайд 15

    Текст цепной структуры со звуками [ С ] , [ С ’]

    Слайд 16

    Применение графического плана смысловой программы текста позволяет показать детям приёмы построения как отдельного предложения, так и целого текста , и создаёт основу для развития осознанного самоконтроля за речью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.

    Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны....

    Консультация для педагогов: "Речевое развитие детей посредством новых педагогических технологий".

    Для детей в норме к трем годам речь становится полноценным средством общения. Они уже понимают речь окружающих, сами говорят фразами, могут выразить свои требования и желания. Однако встречаются дети,...

    Статья «Развитие связной речи дошкольников посредством использования интерактивной технологии»

    Опыт работы по использованию приёмов  интерактивной технологии для развития связной речи дошольников....

    Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий

    Методические рекомендации «Развитие инициативности у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО через применение новых педагогических технологий» разработаны в соответствии с ...

    презентация «Развитие связной речи детей посредством проектной деятельности с использованием технологии моделирования»

    Современная школа предъявляет высокие требования к будущим первокластникам. Многие дети придя в класс, испытывают трудности у доски,затрудняются пересказать материал. очень важно научить детей в детск...

    Консультация для родителей«Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности»

    Консультация для родителей«Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности»Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенст...

    «Совершенствование связной речи детей посредством элементов технологии «Воспитательный диалог»

    laquo;Воспитательный диалог»- одна из первых в современной дошкольной педагогики программ, ориентированных на развитие мировозренческих представлений, формирование логических, рефлексивных, тво...