Использование мультимедийных пособий в коррекционной работе учителя-логопеда
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (НИТ), в первую очередь компьютерных.

Применение современных информационных технологий позволяет оптимизировать и значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного  процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных пособий  

в коррекционной работе учителя-логопеда

Подготовила:

учитель-логопед Рассовская С.А

Педагогика должна ориентироваться

не на вчерашний день,

 а на завтрашний день детского развития.

Обучение только тогда хорошо,

когда оно идёт впереди развития.

Л. С. Выгодский

Слайд 2

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста. В системе дошкольного образования происходят значительные перемены и успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (НИТ), в первую очередь компьютерных. Как отмечают многие авторы (Ю.Б. Зеленская, Е.И.Машбиц, В.П.Беспалько, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.), применение современных информационных технологий позволяет оптимизировать и значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного  процесса.

Сейчас существует достаточно большое количество общеразвивающих детских компьютерных игр и программ, но при помощи программы Power Point учителя-логопеды могут  самостоятельно создавать игры и презентации с учётом текущих коррекционных задач и  принципа развивающего обучения.

Слайд 3

Использование компьютерных презентаций имеет  следующие преимущества:

  • повышение мотивации детей (игровая форма, использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным);
  • индивидуализация (учёт зоны ближайшего развития и компенсаторных возможностей ребёнка);
  • возможность самореализации детей (отслеживание динамики, самоконтроль);
  • развивающий характер (в зависимости от возможностей ребёнка работа на разных уровнях сложности, стимулирование ребёнка к более высоким достижениям);
  • возможность оперативного изменения содержания структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения;
  • дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленных карточек и другого дидактического материала).

Слайд 4

В течение последних двух лет в своей работе я активно использую мультимедийные презентации, интерактивные игры, кроссворды, компьютерные пазлы, созданные мною в программах  Power Point

За это время  был собран методический банк мультимедийных пособий по всем разделам коррекционной работы. Использование в логопедической практике этих электронных ресурсов даёт мне возможность решать следующие коррекционные задачи:

Слайд 5

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие  просодических компонентов речи;
  • автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
  • дифференциация смешиваемых звуков;
  • развитие фонематических процессов;
  • обучение грамоте;
  • формирование слоговой структуры речи;
  • обогащение словаря;
  • развитие грамматических структур;
  • развитие навыков словообразования и словоизменения;
  • совершенствование связной речи;
  • развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления.

К тому же занятия на компьютере имеют большое значение и для развития мелкой моторики. В любых компьютерных играх, чтобы достичь желаемого результата детям нужно учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, пользоваться манипулятором «мышь», что в свою очередь способствует развитию мелкой моторики.

Ещё одной важной особенностью компьютерных презентаций является их интерактивность, способность определенным образом изменяться и реагировать на действия ребёнка-пользователя. Ребёнок является не пассивным зрителем, а играет роль активного участника.

Слайд 6

В процессе деятельности с использованием мультимедийных игр – презентаций ребёнок учится преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Ребёнок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребёнка, но и воспитывает у него волевые качества, такие как самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость,  а также приобщает ребёнка к сопереживанию, помощи  героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Слайд 7

При создании мультимедийных пособий реализуются следующие принципы:

1. Принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений. Все игры проводятся с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребёнка. Дети дошкольного возраста обладают непроизвольным вниманием, а передача информации в привлекательной для ребёнка форме, не только ускоряет процесс запоминания содержания, но и делает его осмысленным и долговечным.

2. Принцип комплексного подхода к коррекции  речевых нарушений:

  • ((((развитие лексики и грамматического  строя речи
  • звукопроизношение
  • фонематических процессов
  • коммуникативных навыков
  • слухового и зрительного восприятия
  • внимания
  • памяти
  • словесно-образного и словесно-логического мышления
  • мелкой моторики пальцев рук))))

3. Принцип дифференцированного подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями.

4. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.

С учётом принципа комплексного подхода к коррекции речевых нарушений в рамках каждой лексической темы создан цикл мультимедийных пособий, позволяющих решать сразу несколько задач коррекционного обучения..

Слайд 8

Например, лексическая тема «Овощи. Огород»:

  • «Огород Копатыча» - презентация, направленная на сопровождение непосредственно образовательной деятельности по данной лексической теме в качестве демонстрационного материала;
  • «Овощная раскраска» - интерактивная игра на согласование существительного и прилагательного в роде и числе, развитие зрительного внимания, памяти;
  • «Овощные загадки Копатыча» -  отгадывание загадок об овощах, развитие логического мышления, подбор признаков к существительным;
  • «Найди и назови», «Четвёртый лишний» - активизация словаря, развитие зрительного восприятия, памяти, мышления;
  • «Собираем урожай» - развитие фонематических процессов, формирование слоговой структуры слова;
  • «Наведём порядок» -  работа с мнемотаблицами;
  • «Весёлый пересчёт» - согласование числительных с существительными;
  • «В гостях у гномика» - образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением;
  • «Что в корзинке?» - интерактивный кроссворд
  • «Рассказчик» - составление описательного рассказа

Слайд 9

Если говорить о таком         направлении коррекционной работы как звукопроизношение, то коллеги знают как порой бывает монотонна и однообразна работа в этом направлении. Я попробовала разнообразить индивидуальную непосредственно образовательную деятельность с ребёнком компьютерными заданиями. Были подготовлены презентации и интерактивные игры, содержащие привычные этапы исправления звукопроизношения: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука, автоматизация изолированного звука, в слогах, словах, фразах связной речи, дифференциация смешиваемых звуков. Параллельно с работой по звукопроизношению в интерактивных играх происходит развитие фонематических процессов и  усвоение грамматических структур.

Я заметила, что при проведении занятий с использованием компьютерных презентаций у детей:

  • исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов;
  • формируется процесс осмысливания собственных произносительных навыков;
  • возрастает стремление  исправить увиденную ошибку, найти приёмы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;
  • появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно;
  • повышается мотивация в трудной для них работе над звукопроизношением;
  • дольше сохраняется работоспособность, они меньше утомляются.

Слайд 10

Но любое логопедическое занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. Здесь необходимо учесть гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером:

  • для детей 6 лет I –II группы здоровья – 15 минут в день

для детей 6 лет III группы – 10 минут в день

для детей 5 лет I – II группы здоровья  - 10 минут в день

для детей 5 лет III группы здоровья – 7 минут в день

для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 10 минут в день

для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 7 минут в день

  • занятия лучше проводить в первой половине дня;
  • периодичность работы на компьютере в течение недели – 2 раза;
  • целесообразно проводить офтальмологические минутки (специальные упражнения для глаз).
  • Слайд 11

В сети Интернет я веду  блог «Логознайка», созданный в помощь родителям детей, посещающих коррекционную группу нашего детского сада. На страницах этого блога родители могут не только получить ииформацию о речевом развитии детей, но и скачать презентации и интерактивные игры, кроссворды, компьютерные пазлы  в качестве пособия для домашних занятий с ребёнком. Такие задания  всегда интересны детям и родителям. Кроме того, родители, часто далёкие от педагогики, уже не заставляют ребёнка заниматься, а предлагают поиграть. А игровая мотивация самая мощная в дошкольном возрасте, значит, и занятия принесут ощутимую пользу ребёнку и помощь логопеду в коррекционной работе.

Слайд  12

Целенаправленное использование мультимедийных пособий в процессе коррекционной  работы с детьми дошкольного возраста позволило мне оптимизировать процесс коррекции речевого нарушения и повысить эффективность коррекционной работы.