Главные вкладки

    Использование мультимедийных пособий в коррекционной работе учителя-логопеда
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (НИТ), в первую очередь компьютерных.

    Применение современных информационных технологий позволяет оптимизировать и значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного  процесса.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование мультимедийных пособий  

    в коррекционной работе учителя-логопеда

    Подготовила:

    учитель-логопед Рассовская С.А

    Педагогика должна ориентироваться

    не на вчерашний день,

     а на завтрашний день детского развития.

    Обучение только тогда хорошо,

    когда оно идёт впереди развития.

    Л. С. Выгодский

    Слайд 2

    В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста. В системе дошкольного образования происходят значительные перемены и успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (НИТ), в первую очередь компьютерных. Как отмечают многие авторы (Ю.Б. Зеленская, Е.И.Машбиц, В.П.Беспалько, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.), применение современных информационных технологий позволяет оптимизировать и значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного  процесса.

    Сейчас существует достаточно большое количество общеразвивающих детских компьютерных игр и программ, но при помощи программы Power Point учителя-логопеды могут  самостоятельно создавать игры и презентации с учётом текущих коррекционных задач и  принципа развивающего обучения.

    Слайд 3

    Использование компьютерных презентаций имеет  следующие преимущества:

    • повышение мотивации детей (игровая форма, использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным);
    • индивидуализация (учёт зоны ближайшего развития и компенсаторных возможностей ребёнка);
    • возможность самореализации детей (отслеживание динамики, самоконтроль);
    • развивающий характер (в зависимости от возможностей ребёнка работа на разных уровнях сложности, стимулирование ребёнка к более высоким достижениям);
    • возможность оперативного изменения содержания структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения;
    • дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленных карточек и другого дидактического материала).

    Слайд 4

    В течение последних двух лет в своей работе я активно использую мультимедийные презентации, интерактивные игры, кроссворды, компьютерные пазлы, созданные мною в программах  Power Point

    За это время  был собран методический банк мультимедийных пособий по всем разделам коррекционной работы. Использование в логопедической практике этих электронных ресурсов даёт мне возможность решать следующие коррекционные задачи:

    Слайд 5

    • развитие артикуляционной моторики;
    • развитие  просодических компонентов речи;
    • автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
    • дифференциация смешиваемых звуков;
    • развитие фонематических процессов;
    • обучение грамоте;
    • формирование слоговой структуры речи;
    • обогащение словаря;
    • развитие грамматических структур;
    • развитие навыков словообразования и словоизменения;
    • совершенствование связной речи;
    • развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления.

    К тому же занятия на компьютере имеют большое значение и для развития мелкой моторики. В любых компьютерных играх, чтобы достичь желаемого результата детям нужно учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, пользоваться манипулятором «мышь», что в свою очередь способствует развитию мелкой моторики.

    Ещё одной важной особенностью компьютерных презентаций является их интерактивность, способность определенным образом изменяться и реагировать на действия ребёнка-пользователя. Ребёнок является не пассивным зрителем, а играет роль активного участника.

    Слайд 6

    В процессе деятельности с использованием мультимедийных игр – презентаций ребёнок учится преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Ребёнок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребёнка, но и воспитывает у него волевые качества, такие как самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость,  а также приобщает ребёнка к сопереживанию, помощи  героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

    Слайд 7

    При создании мультимедийных пособий реализуются следующие принципы:

    1. Принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений. Все игры проводятся с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребёнка. Дети дошкольного возраста обладают непроизвольным вниманием, а передача информации в привлекательной для ребёнка форме, не только ускоряет процесс запоминания содержания, но и делает его осмысленным и долговечным.

    2. Принцип комплексного подхода к коррекции  речевых нарушений:

    • ((((развитие лексики и грамматического  строя речи
    • звукопроизношение
    • фонематических процессов
    • коммуникативных навыков
    • слухового и зрительного восприятия
    • внимания
    • памяти
    • словесно-образного и словесно-логического мышления
    • мелкой моторики пальцев рук))))

    3. Принцип дифференцированного подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями.

    4. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.

    С учётом принципа комплексного подхода к коррекции речевых нарушений в рамках каждой лексической темы создан цикл мультимедийных пособий, позволяющих решать сразу несколько задач коррекционного обучения..

    Слайд 8

    Например, лексическая тема «Овощи. Огород»:

    • «Огород Копатыча» - презентация, направленная на сопровождение непосредственно образовательной деятельности по данной лексической теме в качестве демонстрационного материала;
    • «Овощная раскраска» - интерактивная игра на согласование существительного и прилагательного в роде и числе, развитие зрительного внимания, памяти;
    • «Овощные загадки Копатыча» -  отгадывание загадок об овощах, развитие логического мышления, подбор признаков к существительным;
    • «Найди и назови», «Четвёртый лишний» - активизация словаря, развитие зрительного восприятия, памяти, мышления;
    • «Собираем урожай» - развитие фонематических процессов, формирование слоговой структуры слова;
    • «Наведём порядок» -  работа с мнемотаблицами;
    • «Весёлый пересчёт» - согласование числительных с существительными;
    • «В гостях у гномика» - образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением;
    • «Что в корзинке?» - интерактивный кроссворд
    • «Рассказчик» - составление описательного рассказа

    Слайд 9

    Если говорить о таком         направлении коррекционной работы как звукопроизношение, то коллеги знают как порой бывает монотонна и однообразна работа в этом направлении. Я попробовала разнообразить индивидуальную непосредственно образовательную деятельность с ребёнком компьютерными заданиями. Были подготовлены презентации и интерактивные игры, содержащие привычные этапы исправления звукопроизношения: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука, автоматизация изолированного звука, в слогах, словах, фразах связной речи, дифференциация смешиваемых звуков. Параллельно с работой по звукопроизношению в интерактивных играх происходит развитие фонематических процессов и  усвоение грамматических структур.

    Я заметила, что при проведении занятий с использованием компьютерных презентаций у детей:

    • исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов;
    • формируется процесс осмысливания собственных произносительных навыков;
    • возрастает стремление  исправить увиденную ошибку, найти приёмы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;
    • появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно;
    • повышается мотивация в трудной для них работе над звукопроизношением;
    • дольше сохраняется работоспособность, они меньше утомляются.

    Слайд 10

    Но любое логопедическое занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. Здесь необходимо учесть гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером:

    • для детей 6 лет I –II группы здоровья – 15 минут в день

    для детей 6 лет III группы – 10 минут в день

    для детей 5 лет I – II группы здоровья  - 10 минут в день

    для детей 5 лет III группы здоровья – 7 минут в день

    для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 10 минут в день

    для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 7 минут в день

    • занятия лучше проводить в первой половине дня;
    • периодичность работы на компьютере в течение недели – 2 раза;
    • целесообразно проводить офтальмологические минутки (специальные упражнения для глаз).
    • Слайд 11

    В сети Интернет я веду  блог «Логознайка», созданный в помощь родителям детей, посещающих коррекционную группу нашего детского сада. На страницах этого блога родители могут не только получить ииформацию о речевом развитии детей, но и скачать презентации и интерактивные игры, кроссворды, компьютерные пазлы  в качестве пособия для домашних занятий с ребёнком. Такие задания  всегда интересны детям и родителям. Кроме того, родители, часто далёкие от педагогики, уже не заставляют ребёнка заниматься, а предлагают поиграть. А игровая мотивация самая мощная в дошкольном возрасте, значит, и занятия принесут ощутимую пользу ребёнку и помощь логопеду в коррекционной работе.

    Слайд  12

    Целенаправленное использование мультимедийных пособий в процессе коррекционной  работы с детьми дошкольного возраста позволило мне оптимизировать процесс коррекции речевого нарушения и повысить эффективность коррекционной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда"

    Что такое детская электронная презентация?Детская электронная (мультимедийная) презентация — выполненная взрослым (педагогом, родителем) красочная обучаю­щая книжка с реалистичными картинками, озвучен...

    Консультация для воспитателей по теме "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей"

    ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, ...

    Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

    ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

    Использование анимационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

    Активное  внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Информатизация образования представляет большой простор для проявления творчества логопедов, п...

    Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

    В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

    Дидактические игры и пособия в коррекционной работе учителя-логопеда

    Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращение к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонненй и полноценной личности.Реализация эт...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

    В докладе представлен материал по использованию нетрадиционного обрудования - балансировочной доски , в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....