Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
проект по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Кустенко Татьяна Владимировна

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую деятельность строю, ориентируясь на ведущую цель по реализации программы: создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическое, познавательно-речевое, социально - личностное, художественно - эстетическое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_u_detey_s_onr.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.  

                                                                                       «Руки дают человеку голову,

                                                                                       затем поумневшая голову учит руки,

                                                                                       а умелые руки снова способствуют развитию мозга».  

                                                                                                                                                        И.П. Павлов

I  Введение.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.                                                                                                                                           В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин ловкость.                                К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

II  Значение мелкой моторики

- Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.                                -Уровень  развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.                                                                                                                                                                   -Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют другие психические функции – мышления, памяти, внимания.                                                                                             -Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию звукопроизношения и фонематического восприятия.                                                                                                                                       -Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.                                Функция человеческой руки уникальна и универсальна.

III  Теоретическая часть.

  1. Принципы.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:                                                                                                                - принцип доступности и индивидуальности;                                                                                                  -принцип последовательности и систематичности;                                                                             -принцип связи с жизненным опытом;                                                                                                                               -принцип наглядности;

  1. Методы и приемы.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения дидактических игр, пальчиковой гимнастики, упражнений для развития пальцев рук использую следующие методы:                                                                  -Словесный метод;                                                                                                                                                      -Наглядно – действенный метод обучения;                                                                                                           -Практический метод;                                                                                                                                                                        -Игровой метод;                                                            

IV  Система работы по развитию мелкой моторики.

Коррекционно – образовательную  деятельность  организовала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с воспитателями и родителями воспитанников.            Работу с детьми провожу по следующим направлениям:                                                                           -Пальчиковая гимнастика;                                                                                                                                             -Пальчиковые игры;                                                                                                                                                                   -Игры с предметами;                                                                                                                                                            -Дидактические игры;                  

Игре придаю большое значение, как средство создания эмоционального подъема,  положительных эмоций.  Так же, использую разнообразные упражнения и задания для развития мелкой моторики.

V  Описание работы.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую деятельность строю, ориентируясь на ведущую цель по реализации программы: создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическое, познавательно-речевое, социально - личностное, художественно - эстетическое.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Слова В.А. Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли». Развивая руку ребенка, мы развиваем его мозг, где идет сопоставление зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Учитывая важность проблемы развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, решила провести работу в этом направлении, взаимодействуя с воспитателями, другими специалистами и родителями воспитанников. Доказано, что развитие мелкой моторики ребенка тесно связанно с развитием речи. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев).Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, за тем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, подчеркивает М.М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. Моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.

Учитывая то, что число детей имеющих недоразвитие речи возрастает с каждым годом, считаю данную проблему актуальной. Контингент нашей группы – это дети с ОНР различного уровня с нарушениями формирования компонентов речевой системы при нормальном слухе.  У детей отмечено слабое развитие мелкой моторики (двигательная неловкость, недостаточный темп и переключаемость и т.п.). Передо мной была поставлена цель - подобрать наиболее оптимальные методы развития мелкой моторики рук у детей с ОНР через использование разнообразных приемов в различных видах деятельности. 
Задачи, которые решались в процессе работы: 
Развивать и улучшать координацию и точность движений.
Развивать и улучшать общую двигательную активность (подвижные игры, физ. минутки).
Содействовать нормализации речевой функции (пальчиковая гимнастика/стихи, чистоговорки, потешки).
Развивать психические процессы, а так же творческую активность. 
Учить правильно держать в руке карандаш, ручку, фломастер (правше/левше). Учить уметь владеть ими.
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении.
Улучшить предметно-развивающую среду группы с ОНР.   
Просмотрев работы разных авторов можно сказать, что педагоги по-разному подходят к данной проблеме. Предпочтение отдается у некоторых рисованию и штриховке, у кого - то лепке и конструированию. Единое мнение у всех педагогов в том, что работа по развитию мелкой моторики должна строиться на комплексном подходе в сочетании развития речи, знакомство детей с окружающим и предметным миром, привитию эстетических и нравственных норм, использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности, физкультминуток, массажа, пальчиковых и игровых упражнений. Это обеспечивает саморазвитие каждого ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает именно ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность ребенка. 
Работая с детьми, я прилагаю все усилия, чтобы развить и укрепить руку и пальчики  ребенка, сделав их послушными, подвижными и ловкими. Провожу фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, где  использую игры и упражнения для развития мелкой моторики рук. Так же использую нетрадиционные методы рисования с детьми, делая творческую деятельность ребенка интереснее.
После поставленных целей и задач, выбрала формы, методы и приемы и занялась отбором материала, поиском всевозможных пальчиков игр и упражнений постепенно формируя и пополняя методическую картотеку для нашей группы.
В своей работе стараюсь добиваться того, чтобы все упражнения ребенок делал с радостью, легко. При выполнении каждого упражнения стараюсь, чтобы все пальчики ребенка были задействованы (начали с того, что выучили названия пальчиков). В группе имеются такие дидактические игры как шнуровки, пазлы, мозаики, трафареты по лексическим темам, счетные палочки (дети выкладывают из них разные фигурки), различные массажеры, су-джок и многое другое. Например, трафареты овощей и фруктов обводим, затем штрихуем, либо закрашиваем, стараясь не выходить за контур, с некоторыми  работаю, вложив руку ребенка в свою. Из счетных палочек делаем геометрические фигуры. Работая со шнуровками, делаем красивые стежки на кораблике (по теме транспорт) и т.д. 
Основные принципы работы по развитию мелкой моторики рук у детей должны соответствовать основным педагогическим принципам и носить развивающий характер, систематичность и последовательность, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОНР. Для эффективности работы соблюдаю следующие принципы:
Принцип осознания совершаемых действий – действия сопровождаю проговариванием («какой это пальчик?», «твои пальчики сейчас разгибаются и сгибаются?», «ты сейчас обводишь трафарет?»).
Принцип развернутости освоения навыков – механизм и темп освоения у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому при работе отрабатываю навыки освоения движений каждого ребенка в оптимальном именно для него режиме. 
Принцип обратной связи – по ходу занятия подсказываю, комментирую, помогаю ребенку, что позволяет ему  в случае ошибки корректировать свои двигательные действия. 
Чтобы развитие мелкой моторики стало интересным и увлекательным использую различные приемы, такие как пальчиковая гимнастика, обрывание бумаги различной плотности, сминание бумаги, перебирание различных мелких предметов, создание на бархатном картоне изображения из шерстяной нити – ниткография, шнуровка на различных предметах (плоских, объемных), графические упражнения – игры, фигурки из пальчиков, пособия из бросового материала, что вызывает огромный интерес у детей. Рисование различными материалами в нетрадиционной форме, при этом всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время. В совместной работе с воспитателями используем на занятиях по лепке -пластилинографию (создание пластилином лепной картинки на бумажной или картонной основе) для развития координации движений и их точности.
Наверное, самое большое значение для развития мелкой моторики и правильной постановки руки ребенка имеет развитие графических навыков. Я уделяю особое внимание штриховки с помощью трафарета. Такая работа проводится регулярно и систематически для выработки навыка правильного держания карандаша (ручки) в руке ребенка и интенсивности нажима. Работа не должна переутомлять ребенка дошкольного возраста, поэтому я делаю такие занятия более увлекательными с помощью игры. Есть множество трафаретов по лексическим темам, где можно использовать стишки или четверостишия объясняя при этом, что мы делаем и как. При выполнении штриховки стоят такие задачи как: развитие мелких мышц кисти и развитие глазомера (соединение по точкам, прямые и косые линии, круговые линии, лабиринтики). Обычно такие упражнения я даю в прописях и индивидуальных тетрадях. Примеры заданий черчу сама. 
Каждый год я провожу диагностику с детьми, для выявления динамики (положительного результата). Анализ прописей и обследование мелкой моторики руки.
В процессе экспериментального исследования, на основе анализа литературы была изучена динамика развития мелкой моторики у детей с ОНР дошкольного возраста.
Как показало исследование, развитие мелкой моторики у детей на начало учебного года находилось практически на низком уровне. В результате систематической работы, по развитию мелкой моторики сравнив полученные данные на контрольном этапе исследования, получила результаты, показывающие незначительное различие, но с положительным результатом.
Делая вывод можно сказать следующее, чтобы результат был максимально эффективен, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по развитию мелкой моторики. 
Результаты моей работы – проявление  интереса детей к различным видам деятельности (игра, в том числе дидактическая, творческая деятельность, общение), у многих детей улучшилась общая двигательная активность, координация и произвольность движений, многие дети научились владеть карандашом и ручкой, причем движения и нажим стали увереннее, некоторые дети стали активнее звукоподражать (опять таки проявление интереса), у кото-то повысился уровень развития связной речи (увеличился словарный запас).
Примеры работ, которые мы выполняли:
 Техника нетрадиционного рисования – рисование веревочкой (по Никитиной А.В.).
 Техника нетрадиционного рисования – отпечатки. Пластилинография.
Техника нетрадиционного рисования – рисование пальчиками (домашнее задание – ребенок + родители). Техника нетрадиционного рисования – оттиск поролоном (воспитатель, домашнее задание – ребенок + родители).  Техника нетрадиционного рисования – рисуем крупой.
Техника нетрадиционного рисования.
Задачи на 2016-2017 учебный год остаются прежними. Поменялся состав детей (появились вновь прибывшие дети).
Закончить хочу известным педагогическим правилом:  хочешь, что бы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Это правило использую в своей деятельности и советую его родителям. Обращайте свое внимание на то, что хорошо! И если ребенок будет чувствовать успех, то его старания будут лучше, а результат эффективнее.

VI  Практическая часть.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук:

Традиционная:

— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
— игры с пальчиками с речевым сопровождением;
— пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс);
— графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
— предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;
— игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;
— кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.

Нетрадиционная:

— самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;
— игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения:

— «котенок кусается» (прищепки бельевые);
— «забавные узелки» (веревка с узелками);
— «в зоопарке» (решетка для раковины, подставка под горячее, лист бумаги в клетку 2 х 2);
— «лыжники» (пробки от пластиковых бутылок);
— «фокусники» (кусок полиэтилена, носовой платок);
— игры с мячом (мяч-прыгун);
— рисуем пальчиками;
— волшебные превращения веревочки;
— рассказываем стихи руками.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, когда с помощью карандаша, грецкого ореха осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней.

В упражнениях используем также каштаны, массажные щетки для волос, воздушные шары (наполненные солью, мукой, мелкими камушками), перчатки с нашитыми пуговицами.

Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру: «пальчики-лыжники», «пальчики-фокусники», «пальчики гуляют по зоопарку».

Самомассаж кистей и пальцев рук

Вариант 1

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

7. Надавливать не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращать карандаш вправо, влево.

8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Вариант 2

1. Массаж пальцев начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками приговорками.

2. Массаж ладоней каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Детям предлагают шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним
пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.

3. Массаж грецкими орехами:

а) катать два ореха между ладонями;

б) прокатывать один орех между пальцами;

в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами руки;

г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Дети учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.

5. Массаж четками. Перебирание четок (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество четок (в прямом и обратном порядке).

Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами

Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает тонизирующее и оздоравливающее действие.

Рисование

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.
Проявляйте изобретательность, используйте любую-возможность: рисуйте с ребенком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

Игры с мелкими предметами

Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, вы добьетесь большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук.

От кубиков крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить.

Дайте ребенку гранёный карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

Другое упражнение: удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец — снизу.

Натяните на картонную коробку с отверстием в крышке тонкие резинки. Пусть ребенок, перебирая пальцами, «поиграет на гуслях».

Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. А теперь разверните салфетку и полюбуйтесь «кружевным» узором.

Заранее удалите из игрушки (домика, машинки) какую-нибудь мелкую деталь. Пусть ребенок сам определит, чего не хватает, а потом найдет и вставит деталь.

«Волшебный мешочек»

В этой игре ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия малыш должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной.

Деревянные матрёшки — прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления. Покажите, как разнимаются матрёшки, как складываются. Начните с трех матрешек разной величины. Объясните, что большая матрёшка не может поместиться в меньшей, и что нижняя часть должна соответствовать по величине верхней . А теперь дайте поэкспериментировать малышу, по возможности воздерживаясь от помощи действием. Можно помочь ребенку советом, четким указанием. В конце концов, с помощью метода проб и ошибок, малыш достигнет своей цели.

Мозаика, конструктор, разные картинки— бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка— способствуют и интенсивному развитию движений пальцев рук. Возвращаясь к этим играм, вы сможете провести множество упражнений, занятий, интересных и необходимых малышу.

Игры с шариками

Ребенок овладел играми в мячи больших и малых размеров. Научите его простым играм с шариком.

1. Попасть шариком в цель (в игрушку).

2. Прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.

3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.

4. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это — «ворота». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» — подталкивают шарик к левой ладони.

5. Сделайте вид, что вы случайно рассыпали бусы. Попросите ребенка помочь вам собрать бусинки. Пусть он соберет бусинки, опуская их в коробочку с ма-леньким отверстием. Затем он может помочь вам нанизать бусы на нитку. Со временем он сможет нанизывать бусины в определенном порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

Пластилин

Слегка разогрев, размяв руками пластилин, покажите, как скатать из него шарики, вращая кусочек пластилина между ладонями.

Расплющить шарики в лепешки большим и указательным пальцами.

Скатать жгутики. Вылепить из жгутиков баранку, крендель. Сплести из двух жгутиков канатик.

Вылепить из шариков морковку, яблочко, грибок и т.д.

Со временем малыш научится выполнять более тонкую работу: вылепит тарелку, корзинку…

Легко вылепить змею. Труднее украсить ее пятнышками из пластилина другого цвета. А потом змея свернется в кольцо.

Игры с кольцами

Обязательно предложите малышу игры с кольцами.

Научите его надевать кольца на стержни, держа кольца кончиками двух или трех пальцев (не зажимая в кулак).

Нанизать колечки на веревку, на шнурок.

Предложите повторить за вами такие действия:

Три кольца уложены на плоскости вертикально. Сопровождайте упражнение такими словами: «Одно колечко — в середине, одно — сверху, одно — снизу».

Три кольца уложены горизонтально. «Одно колечко — в середине, одно— слева, одно — справа».

Пять небольших колечек наденем по одному на каждый пальчик левой руки, затем — на каждый пальчик правой руки. Надевая, называем пальчики: большой, указательный, и т.д.

Снимая с пальчиков колечки, укладываем их в горизонтальный ряд.

Поместите на небольшом расстоянии друг от друга 5 колечек. Предложите, чтобы пальчики последовательно «прошагали» по кольцам туда и обратно (от мизинца к большому и наоборот).

Игры со шнурками

Разместите на столе шнурок, веревочку зигзагом и предложите ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка». Так же можно «прошагать» по лесенке из шнурка.

«Запутайте» два пальца ребенка в шнурочке. Предложите распутать.

Так же поступите с игрушечным котенком. Предложите ребенку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушечного котенка, который играл с клубком и запутался…

Научите малыша «плести» из шнурка такой узор: кончик шнурка обмотан вокруг мизинца, затем обводится снизу под безымянным, сверху — на средний, снизу — на указательный, сверху — на большой, и обратно — в противоположной последовательности.

Из цветных кусочков сукна хорошо вырезать цветочки, звездочки и другие фигурки с дырочкой в середине и нанизывать их на шнурок. Когда ребенок овладеет «механикой» нанизывания, попросите его располагать фигурки в определенной последовательности: цветок, звездочка, кружочек, или: синий, красный, белый.

Вырежьте из картона сапожок или жилетку, проделайте дырочки для шнуровки и дайте малышу зашнуровать игрушечную обувь или одежду. После этого ему легче будет научиться справляться со своей одеждой и обувью.

Вырежьте из картона или сукна цветные силуэты зверей, игрушек, птичек и т.д. На небольшом расстоянии от края проделайте дыроколом (или специальным инструментом) небольшие дырочки на равных (1 или 1,5 см) расстояниях друг от друга. Продевая шнурок в дырочки, покажите малышу, как обшить фигурку красивым узором. Таким способом маленький портной с удовольствием украсит и салфетку, и кукольное одеяло, и игрушечный коврик.

Маленький коврик можно соткать и таким способом: сделать внутри прямоугольного куска сукна параллельные надрезы (на расстоянии примерно 1,5 см), а затем по поперечным направлениям продевать цветные шнурки, переплетая ими полоски сукна поочередно сверху, снизу, сверху, снизу и т.д. «Мастер» будет очень горд, если сможет подарить вам такую салфетку или, к примеру, подставку под горячее.

В процессе этой работы попросите малыша распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). В следующий раз можно устроить соревнование: кто быстрее развяжет узелок на своем шнурке.

«Пуговицы»

Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднюю, мелкие — в маленькую.

Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т.п.

Из цветного сукна вырежьте силуэт машины, парохода, самолета… Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода (круглые детали должны быть больше пуговиц, чтобы обрамлять их).

На силуэт зверя можно пристегивать уши, хвостик, лапы и т.д. На силуэт бабочки можно пристегнуть силуэт меньшего размера и другого цвета — бабочка будет разноцветной.

У картонной куклы кофточка украшена множеством пуговок. К ней можно пристегнуть юбку, жилетку, сарафан, брюки, шорты, пояс, кармашки.

Все эти игры помогут малышу вовремя научиться застегивать пуговицы на своей одежде. Этот навык, тренируемый повседневно, в свою очередь сделает его пальчики более умелыми и ловкими.

 

К трем годам малыш готов к играм-занятиям, целенаправленно развивающим его внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, мышление. Эти игры помогают стимулировать его воображение, развивать творческие способности.

Игры, предлагаемые ниже, объединяют в себе задачи развития способностей, мышления ребенка и дальнейшего совершенствования тонких движений пальцев рук — мелкой моторики.

Таким образом образуется неразрывный круг: мелкая моторика – речь — мышление.

Чтобы эти занятия были привлекательней и интенсивней, их продолжительность не должна превышать 10-15 минут, а предметы для этих игр ребенок должен получать только на время занятий. Позаботьтесь о том, чтобы убрать из поля зрения малыша ненужные для занятий вещи — они могут отвлечь ребенка.

«Бархатный коврик»

Вырежьте из бархатистой бумаги (или плотной ворсистой ткани) прямоугольник. На нем нужно расположить геометрические фигуры из бумаги или ткани такой же, как «коврик», фактуры. Это могут быть квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники.

Покажите ребенку сделанный вами коврик, предложите сделать такой же. Пусть малыш, глядя на образец, постарается точно так же расположить фигурки.

Удержитесь от соблазна самим поправить расположение фигурок: именно в этот момент ребенок тренирует свой глазомер, развивает наблюдательность, совершенствует тонкие движения пальцев рук.

Помогайте словесными инструкциями: «Сдвинь треугольник ближе к краю… — Расположи квадратик поровнее… — Сдвинь кружок вправо (вниз)»…

Можете проиллюстрировать эти действия на своем образце. А ребенок, выполняя ваши инструкции, развивает свое речевое внимание, усваивает названия геометрических фигур, пространственные термины: вверх, вниз, вправо, влево, учится сравнивать, сопоставлять результаты своих усилий с образцом.

Начните с узора, составленного из фигурок двух форм (например, круги и квадратики или прямоугольники и треугольники). Фигурки должны быть одного цвета, контрастного по отношению к фону. Со временем можно усложнить орнамент, увеличить сначала количество форм, а затем цветов.

«Каждому — свой домик»

Постройте на листе бархатистой бумаги три домика: для мамы, для девочки и для куклы — большой, средний и маленький. Домики состоят из квадрата (стена) и треугольника (крыша).

Малышу предложите построить на своем таком же листе точно такие же домики из разрозненных (смешанных) деталей. Нужно, чтобы он к большому квадрату приставил большой треугольник, к среднему — средний, к маленькому — маленький.

«Кто самый высокий?»

Эта игра позволит ребенку провести первые опыты по сравнению величин.

На листе бархатистой бумаги вертикально располагаются полоски разной высоты — от высокой до самой низкой.

На первых порах ребенок для сравнения прикладывает полоски одну к другой. Впоследствии он должен определить на глаз, в каком порядке располагать полоски.

Для начала полоски должны достаточно сильно различаться по высоте. Их должно быть не больше пяти. Для оживления игры полоски можно украсить смешными рожицами.

«Где самая длинная ступенька?»

Из полосок другого цвета нужно соорудить лесенку: в основании — самая длинная полоска, каждая следующая — короче. Всего — 5 полосок.

Пальчики ребенка поочередно «шагают» по ступенькам от большого до мизинца— вверх, от мизинца до большого — вниз.

«Что пропало?»

Выложите на листе несколько простых изображений из трех-четырех элементов: грузовик — квадрат (кабина), прямоугольник (кузов), кружки (колеса); домик — квадрат (стена), треугольник (крыша), на квадрате— маленький прямоугольник (дверь), и т.п.

Попросите ребенка выложить такие же изображения на своем листе. Незаметно уберите какую-нибудь деталь с его листа и спросите: «Что пропало?» Ребенок должен назвать пропавшую деталь и найти ее среди нескольких других. Потом поменяйтесь с ним ролями.

«Подбери нитки по цвету»

На листе бархатистой бумаги —разноцветные кружки из бумаги такой же фактуры.

Ребенок должен присоединить к «воздушному шарику» нитку того же цвета (тонкие шерстяные нитки или объемные синтетические будут хорошо прилегать к ворсистой бумаге или ткани). Приподняв двумя пальчиками нижний край кружка, нужно подложить под него кончик подходящей по цвету нитки. Потом прижать пальчиком кружок к листу.

Усложнение задачи: ниточки, идущие от каждого «воздушного шарика», перепутались между собой. Нужно осторожно двумя пальчиками отвести верхнюю нитку в сторону, чтобы она шла вертикально вниз от кружка. Так же поступить с остальными нитками. В результате все нитки должны располагаться вертикально и параллельно между собой.

«Сложи картинку»

Ваш малыш уже приобрел опыт в построении отдельных фигур. Сделайте сложную аппликацию: домик (квадрат и треугольник), ёлочка (три треугольника основаниями вниз расположены по вертикальной линии и маленький прямоугольник, приставленный к основанию нижнего треугольника вертикально,— это ствол), лесенка к домику (три разновеликие полоски, самая длинная — в основании, самая короткая — наверху), забор (5 длинных и 5 коротких полосок укладываются поочередно вплотную друг к другу, вертикально), солнышко (кружок и отходящие от него тонкие короткие полоски вокруг).

В этой работе ценны не только «ювелирные» действия пальчиков с мелкими деталями, но и возможность развивать пространственные представления ребенка; он учится распределять на листе бумаги элементы картины в определенном порядке: справа, слева, внизу, наверху…

«Что где?»

Сделайте такую аппликацию: три машины едут друг за другом в одном направлении.

Попросите ребенка показать, какая машина впереди, какая в середине. А теперь предложите первую машину сделать последней.

Пусть малыш сам переставит каждый элемент машины (квадрат, прямоугольник, два кружка). После этого нужно определить положение машин: эта — впереди, эта — сзади, эта— в середине, или: эта— первая, эта— последняя, эта — средняя. Можно затем среднюю сделать первой и т.д.

«Наведи порядок»

Три тонкие полоски на листе бумаги обозначают полки в шкафу. Нужно распределить фигурки разной величины по форме и по цвету, например: все треугольники — на верхнюю полку, все кружки — на среднюю и т.д. Или: все красные фигурки (независимо от величины и формы,— на нижнюю полку, все зеленые — на среднюю, и т.д.

Примеры используемые в работе:                                                                            (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

«Сорока – сорока»

Сорока – сорока                                                                                                                                     Кашу варила,                                                                                                                                      Деток кормила,                                                                                                                                  Этому дала,                                                                                                                                            Этому дала,                                                                                                                                         Этому дала,                                                                                                                                           Этому дала,                                                                                                                                                  А этому не дала:                                                                                                                                     -Ты воду не носил,                                                                                                                                       Дров не рубил,                                                                                                                                   Кашу не варил,                                                                                                                                    Тебе нет ничего!

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают все пальчики, кроме большого.

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Пальчики в лесу»

 Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем по очереди все пять пальчиков, сначала сами, затем вместе с ребенком).
Вышли пальчики гулять. (Несколько раз сжимаем и разжимаем ладонь)
Этот пальчик гриб нашел, (Загибаем мизинец).
Этот пальчик чистить стал, (Загибаем безымянный палец).
Этот резал, (Загибаем средний палец).
Этот ел, (Загибаем указательный палец).
Ну, а этот лишь глядел! (Загибаем большой палец).

   «Моя семья»

Знаю я , что у меня дома дружная семья:(Руку поднять вверх ладонью к себе, пальцы выпрямить.)

Это-мама,(Согнуть безымянный палец.)                                                                                                 Это-я (Согнуть мизинец.)                                                                                                                    Это бабушка моя,(Согнуть средний палец ).                                                                                    Это-папа,(Согнуть указательный палец).                                                                                             Это-дед. (Согнуть большой палец).                                                                                                        И у нас разлада нет! (Пальцы сжать в кулак).

Этим играм уделяю большое внимание. Пальчиковые игры провожу во время утреннего приема, после сна, физминуток.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Например:

«Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и другие.

Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Например:

Игра "Солнышко"

Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите ребенку сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.

                                          Игра "Елочка"

Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.

                               Игра "Травушка-муравушка"

Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.

Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения различать форму, величину, цвет, овладевают разнообразными новыми движениями. Особенно интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова. Моя задача – поддержать это стремление, организовать общение ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности.

Дидактические игры:

Игра «Где же, где же наши ручки?»
Цель: учить детей подражать движениям взрослого. 
Материал: платки, коробки. 
Ход игры: 
Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения: 
- Давайте спрячем наши ручки – вот так! (дети прячут руки за спину). 
- Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки). 
- Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки). 
- Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки). 
- Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки). 
Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол. 
Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу. 

Игра «Спрячь в ладошке»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук. 
Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей). 
Ход игры:
Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!» 

Игра «Котенок»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого. 
Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки: котята (по количеству детей). 
Ход игры: 
Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время читает двустишие: 
Ты, котенок, не пищи, 
Лучше маму поищи. 
После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму – кошку» - большую игрушку. 
Игра повторяется несколько раз.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование.

VII  Работа с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Выступала на родительских собраниях, где затрагивала тему: «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей, предложила осуществлять работу в трех направлениях:

  • специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей с ОНР». (Приложение).

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.

Например:

«Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка».

Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.

Приложение.

Консультация логопеда для родителей на тему «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей с ОНР».

     

          "Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать у детей с ОНР".

Мы очень часто слышим выражение "мелкая моторика". Что же это такое?

Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий мышечной, костной, нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Мелкая моторика- одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (В. Н. Бехтерев, М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Е. К. Бережная)

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук. Многие ученые, педагоги, психологи обращали серьезное внимание на значение развития мелкой моторики. Так Аристотель подчеркивал, что "Рука-это инструмент всех инструментов", подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными особенностями. Поэтому так важно обращать самое серьезное внимание вопросу развития мелкой моторики рук.

 Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

        Для определения уровня  развития  речи  детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети...  Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста.  

Простейший метод — массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Упражнение обеих рук проводить 2—3 мин ежедневно. При такой тренировке речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. С 10-месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие. Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки» и т.д.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт; что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.

        Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Чтобы развить ручную умелость, а, следовательно, и речевую активность ребенка, можно:

  • запускать пальцами мелкие волчки;
  • разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;
  • рвать на мелкие куски бумагу;
  • сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок — бутончик цветка;
  • делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;
  • «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро;
  • показать отдельно только один большой палец;
  • махать в воздухе только пальцами;
  • кистями рук делать «фонарики»;
  • хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
  • собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец;
  • закручивать шурупы, гайки;
  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • складывать матрешек, играть с вкладышами;
  • рисовать рукой и пальцами в воздухе;
  • играть с песком, водой;
  • рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.

Желаю вам творческого терпения, радости в работе с детьми, любви и побольше внимания к детям!

 VIII  Заключение.

В результате изучения и проведения целенаправленной работы по развитию мелкой моторике детей с ОНР во время непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности позволило решить очень важные задачи речевых нарушений у детей.

В процессе работы дети создают образ действием и словами, что дает возможность активно развивать речевую деятельность: артикуляционную моторику, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство: мимику, пантомимику, движения, жесты. Речь детей стала более грамотной, выразительной, эмоциональной, а это поможет быть ребенку общительным, преодолеет застенчивость, разовьётся уверенность в своих силах и будет способствовать успешному обучению в школе.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь воспитателей, родителей, других специалистов детского сада помогает добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Данная работа способствует полноценному развитию мелкой моторики у детей, влияние которой на развитие речи неоспоримо.

Учитель – логопед: Кустенко Т.В.                                                                                              МАДОУ № 20