Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей-логопатов с ФФН
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей-логопатов с ФФН с приложением перспективного плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchyot_po_tem1.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчёт по теме «Система работы по развитию мелкой моторики рук».

Ежегодно осенью мы посещаем школы города, в которых учатся выпускники нашего сада. Мы узнаём результаты адаптации и успешности в обучении. И каждый раз учителя указывают на низкий уровень развития мелких мышц рук у детей. Дети, поступающие на логопункт, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении движений. Проведя в начале учебного года диагностику и проанализировав результаты диагностики, которую я провела с детьми – логопатами в начале учебного года, пришла к выводу, что действительно 25% детей испытывают затруднения при выполнении заданий на мелкую моторику рук.

Анализ проблемы выявил причины обнаруженных фактов:

  • отсутствие системы комплексного развития мелкой моторики рук;
  • отстранённость родителей от проблемы развития мелкой моторики рук;
  • нескоординированность действий всех участников педагогического процесса по устранению возникшей проблемы.

Поставила перед собой цель: создать условия для развития мелкой моторики рук.                                                                                                                                                Для того, чтобы найти наиболее эффективные средства развития мелкой моторики рук, изучила и проанализировала методическую литературу: Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика», И. Светлова «Развиваем мелкую моторику». Но многие авторы для развития мелкой моторики рассматривают только один из примеров.                                                                                          Решила создать собственную систему, включающую в себя пальчиковые игры, массаж, самомассаж, игры с мячами и шарами, кинезиологические упражнения, логоритмику, штриховку, обведение по контуру, раскраску и др.

Поставила следующие задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  2. Развивать точность движения руки, гибкость, ритмичность.
  3. Развивать память, восприятие;
  4. Преодолевать скованность и неуверенность в выполнении заданий.

Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и примеры обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно сформировали игротеку.

«Пальчиковый игротренинг».

  1. Игры с пальчиками.
  2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
  3. Пальчиковые игры со скороговорками.
  4. Пальчиковые игры со стихами.
  5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
  6. Пальчиковый театр.

Развитие графической моторики.

  1. Рисование по трафаретам.
  2. Рисование по фигурным линейкам.
  3. Штриховка.
  4. Раскрашивание.
  5. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
  6. Работа в занимательных прописях для школьников.

Эффективность в работе невозможна без предметно – развивающей среды. Подобрала различный материал: мячи, шарики, мелкие игрушки, лекала, раскраски, пальчиковый бассейн, карандаши, персонажи пальчикового театра. Деятельность по развитию мелкой моторики проводила регулярно, используя разные формы работы: на индивидуальных, подгрупповых занятиях, работе в паре.                                                                                                        Коррекционно – логопедическую работу строила с учётом индивидуальных и образовательных потребностей каждого ребёнка.                                                        Как показывают исследования учёных, кинезиологические упражнения позволяют создавать и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта, поэтому я стала активно использовать элементы кинезиологии. На занятиях применяла упражнения: «Кулак – ладонь», «Оладушки», «Кулак – ребро – ладонь». В результате использования этих упражнений у детей появилась смелость, желание справиться с трудностями при самостоятельном выполнении заданий.                   Многие дети – логопаты использовали затруднения в умении удерживать карандаш, ложку. Плохо ориентировались на листе бумаги, не видели клеточки. Поэтому, создавая свою систему работы, включила приёмы, которые подготавливают руку к письму. Подобрала раскраски, по лексическим темам… Детям очень нравилось работать над заданиями по обведению контура, штриховке.                                                                                     Включила в систему работы и упражнения с мячами, шариками, так как они развивают мелкую моторику, общую, помогают развивать умения ориентироваться в пространстве, глазомер, ловкость и быстроту реакции.            Работу по реализации системы развития мелкой моторики проводила сначала на логопедических занятиях, где в течение всего учебного года ребята с большим интересом выкладывали бусинками, косточками, камушками, счётными палочками заданные рисунки, штриховали и раскрашивали, обводили трафареты, рисовали на песке и на манной крупе пальчиками.                                                                                                                                   После ознакомления воспитателей с системой развития мелкой моторики предлагала им использовать разработанные приёмы, как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Воспитатели активно включились в работу по развитию мелкой моторики у детей. Дети с удовольствием работали  с мозаикой, конструировали из кубиков, занимались шнуровкой, лепили из пластилина, теста. На заседании ПМПк ДОУ с музыкальным руководителем, психологом, инструктором по физической культуре разработали комплексный план работы с детьми - логопатами низкого уровня развития мелкой моторики.                                                                                                                                  Поначалу дети часто испытывали затруднения в выполнении многих упражнений пальчиковых игр, штриховке. Упражнения отрабатывали постепенно, дети выполняли их с моей помощью,  а по мере усвоения, переходили к самостоятельному выполнению. Чтобы заинтересовать детей выполнять штриховку, кинезиологические упражнения использовала приёмы мотивации, интриги, сюрпризы, шутки, создавала проблемные ситуации.              Оценку правильности выполнения упражнений давала ясной и понятной для ребёнка, она давала для него информацию о его успехах.

Оценка была:

  • в форме эмоционального отношения;
  • в форме поощрения;
  • отметки – символы.

Пальчиковые игры, пальчиковый театр являются эффективными способами коррекции речи детей.                                                                                                        Сочетание пальчиковых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме даёт наибольший эффект. Проговаривание стихотворений одновременно с движением обладает рядом преимуществ.  Вместе с тем дети с трудом проговаривали скороговорки в сочетании их с пальчиковыми играми.                                                                                                                Пришла к мысли о необходимости использования дополнительного времени для работы с детьми. Решила организовать кружок «Весёлая риторика».            Цель кружка: формировать правильное речевое дыхание, развивать умение сочетать речь и движения пальцев; память, восприятие.                              Свои достижения дети демонстрировали, принимая участие в различных конкурсах чтецов, проводимых в МДОУ.                                                                             Развитие ручной умелости, артистизма показывали через пальчиковый театр. Взаимодействие с родителями – одна из основ успешной деятельности учителя – логопеда. Для успешной работы в реализации системы применяю разнообразные ФОРМЫ:

  • Индивидуальное консультирование;
  • Родительские собрания;
  • Использование различных средств;
  • Выставки.

Обязательно учитывала мнение родителей, их пожелания относительно прогресса ребёнка.                                                                                                                При диагностировании результатов развития мелкой моторики, которую проводила в форме игры, на конец года были следующие результаты:

параметры

Начало года

Конец года

динамика

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Выполнение инструкций

24

46

25

39

46

15

+10

Выкладывание фигур по образцу

28

52

20

36

52

12

+8

Заштрихуй картинку

24

48

28

27

58

15

+13

Нарисуй узор

22

45

23

33

55

12

+11

Таким образом, количественные данные указывают на то, что системная работа по развитию мелкой моторики способствовала достижению положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Влияние развития мелкой моторики на становление красивой, грамотной речи"

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации дви...

Опыт работы. Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом».

Опыт работы воспитателяСтрогоновой Людмилы Борисовны.Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом»....

опыт работы "РОЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК В ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПИСЬМУ"

В данном опыте работы предлагается материал по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нерв...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Из опыта работы. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способност...