опыт работы "РОЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК В ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПИСЬМУ"
методическая разработка (старшая группа) на тему

В данном опыте работы предлагается материал по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

опыт работы:

 «Роль развития мелкой моторики пальцев рук в подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму

                                                                                 Тропынина Светлана Герасимовна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 103 «Теремок»

Роль развития мелкой моторики пальцев рук в подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму

ВВЕДЕНИЕ.                                                    

 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.2.ВЗГЛЯД ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ПРОБЛЕМУ ПО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ.

2.ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ПРИ ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ.                                                                    

2.1.ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ.

2.2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ.              

2.3.РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПРИ

ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.4.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУКИ (ДОМИНАНТНОЙ).

ВЫВОДЫ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Истоки творческих способностей детей и их дарований –

 на кончиках пальцев...»

                                         В.А.Сухомлинский.

ВВЕДЕНИЕ.

        В настоящее время в детских дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связанно с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя.

        Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода.

        Им необходима специальная система занятий дома. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь в школе и дома , позволяют не  осложнять и без того нелегкий процесс формирования навыка письма, оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения.

В педагогической литературе проблеме подготовки руки к письму уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Гаврилина С.Е. , Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г., Щербинина С.В. в книге,,Развиваем руки, чтобы учиться писать красиво и красиво рисовать,  (Ярославль,1997г.) пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Детям 5- летнего возраста для развития ручной умелости авторами предлагаются освоение различных видов плетений из бумаги и тесьмы, работы с ножницами по вырезыванию фигурок, шитье. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В.В.Цвынтарный в пособии, «Играем пальчиками и развиваем речь»  (С.П.б., 1996г.) указывая, что такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь.

  Все эти авторы ссылаются на широко известные исследования профессора Кольцовой М.М. , которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движения рук.

     Следовательно, уровень речевого развития  «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую память, но и подготовленную руку, владел зрительно- моторной координацией.

  Триггер Р.Д. и Владимирова Е.В. в пособии , Я учусь писать.,,(М.,1994г.) указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков и т.д., таким образом, основывая подход к развитию кисти руки к комплексному и заблаговременному.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

   

       В настоящее время у значительной части детей наблюдается слабость развития зрительно - двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие тонкой моторики, графического навыка.

        Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в первом классе, показывает, что у многих из них движения недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Как следствие этого большие сложности вызывает освоение предметных действий. Современная выработка у детей тонкой моторики, точной координации, формирование у них синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма.

    Механизмы формирования навыка письма сложны, его структура многокомпонентна, на успешность формирования навыка могут влиять различные факторы, в том числе умение ребенка управлять мышцами кисти руки, качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий:

    1)умение ощущать движения мышц;

    2)достаточной эластичности мышц;

     3) достаточном уровне сформированности переключаемости движений, которая зависит от своевременного дифференцировочного торможения в коре головного мозга;

      4) осознанном выполнении движений;

      5) достаточном зрительно - моторном контроле.

 Все эти условия взаимосвязаны.

     Процесс написания каждой буквы – это процесс приведения в действие сформированного мыслительно –моторного стереотипа с опорой на зрительное восприятие. Сигналы запуска алгоритма цепочки последовательных моторных действий при написании буквы идут из центра к периферии, т.е. из коры головного мозга к мышцам кисти руки. Этих центральных сигналов при написании одной буквы подается ровно столько, сколько у буквы элементов. Написание только одной буквы требует частой переключаемости от одного стереотипа к другому, что обусловлено своевременной сменой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Если торможение возникает преждевременно, то элемент буквы при ее написании окажется укороченным (недописанным) , а если торможение ,,запоздает,, , то элемент буквы будет длиннее, чем это нужно. Так как мышцы пальцев рук являются исполнителями сигналов из центра, то упражнять в переключаемости следует именно мышцы.

   

 Таким образом, причинами некачественного написания элементов букв (плохого почерка) при нормальной работе зрительного анализатора являются:

       - недостаточно сформированная переключаемость движений, связанная со слабостью процессов дифференцированного торможения, а именно с несвоевременной подачей афферентных (обратных) сигналов с периферии в центр;

      - снижение кинестетических ощущений от мышечных          движений пальцев кисти руки;

      - недостаточно сформированный навык непрестанного сосредоточения мысли при выполнении движений;

  - недостаточная эластичность мышц, ослабленный мышечный тонус (вялость мышц) – ограничивают объем движений;

       - недостаточная сила мышц – снижает выносливость при нагрузке во время письма, которая увеличивается при необходимости удерживать ученическую ручку.

    Поскольку трудности обучения письму могут быть вызваны разными причинами недостаточной готовностью к школе, дефицитом или задержкой речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья и др., то и дети с трудностями обучения письму представляют собой достаточно разнородную группу. И хотя происхождение трудностей , их причины, а так же проявление и характер различны, несомненно одно: чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создается функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

  1. ВЗГЛЯД ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ПРОБЛЕМУ ПО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ.

   Письмо - сложный координационный навык, требующий сложной работы  мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, под – над, около – внутри и т.д.

Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки:

   -правильное обращение с письменными принадлежностями;

   -координация движений руки при письме;

   -соблюдение гигиенических правил письма;

 Графические навыки:

  -правильное изображение букв;

  -соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т. д.

Орфографические навыки:

 -обозначение звуков соответствующими буквами;

  -соблюдение орфографических правил.

   

        Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказывается на овладении графическими навыками и, более того, на развитии обучении ему. Важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаются сразу две задачи:

1)косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;  2) готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.

  1. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ.

2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУКИ.

 

   Цель моей работы заключается в подготовке руки ребенка к письму и развитии навыков письма с помощью развития мелкой моторики руки и пальцев рук.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ:

   - изучение и анализ психолого–педагогической литературы;

   - диагностика уровня развития подготовки руки ребенка к письму;

   - разработка системы по развитию мелкой моторики;

   - сравнительный анализ результатов проведенной работы с детьми;

2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

   Работа проводилась на базе МБДОУ № 1О3 Канавинского района в течении 2-х лет с детьми старшего дошкольного возраста.

   На первом этапе выявлялся уровень развития мелкой моторики руки детей.

   Опираясь на исследования Кольцовой М.М., Триггер Р.Д., Владимировой Е.В., Цвынтарного В.В., Гаврилиной С.Е. и др. я выделила критерии развития мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста:

   

  - умение выполнять пальчиковую гимнастику сопровождая ее стихотворной речью;

 - умение работать с разными видами бумаги;

   - умение ориентироваться на листе бумаги;

  - умение работать с ножницами;

  - умение работать с пластилином.

На основе данных критериев я выделила три уровня подготовки руки ребенка к письму.

Высокий уровень – у ребенка графический навык сформирован достаточно хорошо, характер линий ровный, прямой; размер и форма элементов соответствует эталону, последовательность больших и маленьких элементов воспроизведена правильно.

Средний уровень – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений.

Низкий уровень – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

Для обследования были выбраны дети среднего уровня умственного развития в составе 15 человек. Обследование проводилось  в форме индивидуальных и групповых занятий.

   С целью выявления уровня подготовки руки к письму и развития мелкой моторики мною использовались тесты предложенные Солнцевой В. и  Беловой Т. , а так же наблюдения за детьми во время образовательной деятельности  и в режимных моментах.

   За основу были взяты 5 серий заданий:

    1серия заданий – пальчиковые упражнения:

        - пальчиковая гимнастика с сопровождением стихотворной речи;

        - пальчиковые упражнения с использованием предметов ( карандаш, катушка, шишки, мячик с шипами и т.д.)

    2серия заданий – игры с использованием мозаики:

      - составление пазлов;

      - собирание бус;

      - сортировка горошин (мелких камней, пуговиц, палочек и др.)

    3серия заданий – работа с ножницами:

   - вырезывание ножницами;

   - конструирование из бумаги (оригами);

   - аппликация путем обрывания.

4 серия заданий – работа с карандашом (ручкой):
  - графические упражнения, штриховка;

   - раскрашивание картинок в книжках-раскрасках;
  - рисование простым и цветными карандашами;

5 серия заданий – занятия с пластилином;

Детям было предложено выполнить 5 заданий.

При определении уровня развития мелкой моторики руки у старших дошкольников я использовала следующие критерии:


  -высокий уровень– 3 балла;
  - средний уровень – 2 балла;
  - низкий уровень – 1 балл.

Результаты выполнения заданий представлены в таблице (приложение №1)

Таблица №1

Результаты определения уровня развития мелкой моторики руки у детей.

                                                                                                                 

 Диаграмма №1

35-65

Как видно из таблицы №1 и диаграммы №2 детей с высоким уровнем развития мелкой моторики оказалось меньше, чем детей с низким уровнем развития.

На основании проведенного обследования был сделан следующий вывод:


        У детей отмечается низкий уровень подготовленности руки к письму и недостаточное развитие тонкой моторики.

Это указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей.  

2.3 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

     После проведенных обследований детей была поставлена цель: разработать систему работы по развитию мелкой моторики руки и пальцев рук детей 6-7 лет.

И поставлены следующие задачи:

  1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста движение руки при письме.
  2. Формировать у детей умение использовать карандаш (ручку) в качестве рабочего инструмента.
  3. Формировать зрительное и слуховое внимание.
  4. Формировать у детей умение управлять мышцами кисти руки.
  5. Развивать гигиенические навыки при письме.                                              

 Работа по развитию мелкой моторики проводится в трех  направлениях.

  1. использование развития мелкой моторики в непосредственно-образовательной деятельности;
  2. развитие мелкой моторики в режимных моментах;
  3. взаимосвязь с родителями.

        Работа по развитию тонкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста велась поэтапно:

1 этап – использование пальчиковой гимнастики с предметами и с сопровождением стихотворной речи.

В образовательной деятельности  пальчиковая гимнастика применяется как организационный момент, вводная часть, физкультминутка, заключительная часть НОД.

- Упражнение « Самомассаж ладоней и пальцев »;

- Игровой массаж « МОШКА»;

- Физкультминутка « РЫБКИ – ШАЛУНИШКИ».

-Упражнение - рисовалка «Божья коровка»;

-Упражнение – речедвигательная гимнастика «Шла собака через мост»;

-Упражнение – игровой массаж «Веселые свинки», «Очень вкусно»;

-Упражнение «Помощники»;

-Упражнение «Солнышко для мамы»;

-Упражнение «Две лисички, два зайчонка»;

-Упражнение «В гостях у белочки»;

-Массаж пальцев «Рукавицы»;

-Пальчиковая игра «Кря! Кря! Кря!».

2 этап – использование развития мелкой моторики в непосредственно-образовательной деятельности.

 О.О. «Художественное творчество»

- работа с бумагой в конструировании, в конструировании по типу с оригами, - в аппликации (использование техник объемной и отрывной аппликации), конструирование из природного материала, конструирование из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов);

 - в лепке использование разнообразных материалов (пластилин, масса, тесто, глина), также использование дополнительных материалов (семена, фольга, бисер и т.п.);

- в рисовании применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (акварель, тушь, гелиевые ручки, уголь, перо, кисти разных размеров, трафареты).

  3 этап – использование развития мелкой моторики, как часть образовательной деятельности.

 О.О.«Познание»: использую традиционную технологию - выкладывание из палочек цифр, геометрических фигур, отсчет раздаточного материала, так же и нетрадиционную технологию -  написание цифр по крупе, выкладывание из ракушек , из мелких камушек, из семян растений, выкладывание из пуговиц, пластмассовых крышечек и др .

О.О. «Коммуникация»: использованную традиционную технологию -  выкладывание букв из палочек,  при работе со схемами моделями; так же нетрадиционную технологию -  написание букв по крупе, выкладывание из ракушек.

 4 этап – развитие мелкой моторики в режимных моментах.

- Разнообразные игры с мозаикой, лото, домино;

- использование здоровьесберегающих технологий (песочная терапия);

- разнообразные игры по развитию мелкой моторики: шнуровка, подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, букв, пуговиц, застегивание (расстегивание) пуговицы, складывать матрешек, мять руками поролоновые шарики, губки.

                     

Взаимодействие  с родителями.          

            Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев, и подготовке ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

        После проведения диагностических заданий для определения уровня развития мелкой моторики и координации движения рук, проводится индивидуальная беседа с родителями для налаживания контактов, определение степени понимания ребенка взрослым.

          Для знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики, они приглашаются поучаствовать в занятии в вечернее время, где знакомятся с методами и приемами работы. В последствии родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком и с доверием относятся к рекомендациям воспитателей.

           Для родителей, затрудняющихся помочь своим детям, проводятся обучающие семинары практикумы, где с их же детьми я провожу пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, знакомлю с необходимыми для письма гигиеническими правилами.

        В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаю, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов и приглашаю на открытое занятие или «посиделки». Так же использую и наглядные папки – передвижки на темы:
«Первые шаги в освоении письма»
«Гимнастика для рук»
«Загадочные предметы и др.»

          В них родители знакомятся с задачами текущего периода обучения, с методами и приемами работы с детьми, всевозможными рекомендациями.

       Ориентация на индивидуальность ребенка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьей, предлагающего активное участие родителей в педагогическом процессе. У нас в группе работает семейный клуб «Мамина школа», где проводятся круглые столы, викторины («Счастливый случай», «Что, где, когда?») по интересующим вопросам родителей. На занятия приглашаются медик, психолог, физрук, так же проводится совместная работа с детьми, проведение конкурсов, выставки, праздников, развлечения. Как показывает опыт, работа с родителями должна рассматриваться, как неотъемлемая часть  

                         

   2.4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ.


      После проведенной системы работы было проведено повторное обследование детей. Результаты выполнения заданий занесены в таблицу №2 (приложение №3).

         По результатам диагностики большая часть детей продемонстрировала средний уровень развития мелкой моторики руки -      %.

Часть детей показали высокий уровень развития -     %.

           

Результаты уровня развития мелкой моторики руки у детей.

Таблица №2

Диаграмма№2

Сравнительная диаграмма сформированности у детей мелкой моторики рук.

         Мною был проведен сравнительный анализ результатов по выявлению уровня развития тонкой моторики пальцев рук в экспериментальной  группе до проведения работы с детьми и после.

ВЫВОДЫ

        Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук , навыки детей стали более совершенными. Мы увидели качественный скачок в развитии детей. Разные виды деятельности, используемые мной в работе, при целеноправленном применении определили успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствовали развитию мелкой моторики, координированным движениям пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

      Хочется сказать еще о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеют огромное значение для правильного и своевременного развития движения рук. Результаты проведенной работы подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этой темы.

   В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Приложение

Упражнение « Самомассаж ладоней и пальцев »

                                           

     Игровой массаж « МОШКА».

Педагог вместе с детьми рассказывает стихотворение сочетая его с самомассажем кистей и пальчиков.

 « Вот кулак, а вот ладошка.
  ( сжимаем – разжимаем кулак 3-4 раза,
  чередуя правую и левую руку)
  На ладошку села мошка.
  (растираем круговыми движениями середину ладошки)

   И пошла, пошла, пошла,
  (растираем фаланги пальцев, начиная с большого пальца)
   До мизинчика дошла ».

           

Физкультминутка

 « РЫБКИ – ШАЛУНИШКИ».

« Рыбки плавали, шалили,

( дети имитируют движение рыбок,

делая круговые движения кистями рук,

передвигаясь по группе хаотично)
Дядю краба разбудили.

 (сгибание-разгибание кисти рук, 3-4 повтора)
Краб на рыбок осерчал, рассердился, наказал.

 (грозим указательным пальцем)
Он забрал у них игрушки, разноцветные ракушки ».

 (имитируем хватательные движения, 3-4 повтора).  

Упражнение « Запоминалка»

 

«Чай попили черепашки,
(сжимаем – разжимаем кисти)

За собой помыли чашки.

(гладим одну ладошку другой)

После ужина чистюли

Чистят чайник и кастрюли».

(трём ладошки между собой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму»

Как мало все же человеку надо!Одно письмо. Всего-то лишь одно.И нет уже дождя над мокрым садом,И за окошком больше не темно...И я теперь богаче, чем банкир.Мне подарили птиц, рассвет и реку,Тайгу и зв...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

Консультация для родителей «Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму».

Рекомендации родителям как подготовить руку ребенка старшего дошкольного возраста  к письму и как проверить готовность руки к письму в конце года....

Развитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки руки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к обучению в школе

quot;Истоки способностей и дарования детей - на коньчиках пальцев. Чем большеуверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,тем сложнее движе...

«Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму» мастер -класс для родителей

Цель: Ознакомление родителей с практическими методами, способствующими подготовке руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму. Форма проведения: Мастер-класс. Задачи: • Познакомить родите...