Главные вкладки

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»
    учебно-методический материал

    Бердникова Екатерина Александровна

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

    У многих детей дошкольного возраста отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

    Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

    К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

    Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

    Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_samoobrazovaniya.docx18.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2019-2020 учебный год

    Воспитатель: Бердникова Екатерина Александровна

    Тема: «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»

    Цель для педагога: осуществлять работу по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью различных видов деятельности  

    Цель для детей: развитие графо-моторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук, подготовка к овладению графикой письма; - развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений

    Актуальность темы: Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

    У многих детей дошкольного возраста отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

    Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

    К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

    Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

    Ожидаемый результат: 

    Форма самообразования: индивидуальная, подгрупповая

    Месяц

    Работа с документацией

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Практическая часть

    Сентябрь

    Подбор и изучение литературы по теме.

    Планирование работы по самообразованию

    Диагностика. Выявить уровень развития графо- моторных навыков детей старшей группы на начало учебного года

    Индивидуальные беседы с родителями

    Октябрь

    Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты движений

    -пальчиковые гимнастики

    -самомассаж пальцев рук

    -лепка из пластилина

    -работа с ножницами,

    -выполнение аппликаций, оригами

    Консультация «Развитие мелкой моторики у ребёнка»

    Ноябрь

    Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.

    - игры и упражнения на ориентировку в собственном теле;

    - игры и упражнения на ориентировку в окружающем пространстве

    «Что справа», «На плоту», «Давай меняться», «Что изменилось?»

    - игры и упражнения  на ориентировку на листе бумаги

    «Геометрический диктант», Я еду на машине», «Времена года»

    Консультация «Развитие графо-моторных навыков у дошкольников»

    Поделка к дню мамы

    Декабрь

     Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

    -Ознакомление с клеткой, пространством листа.

    - Рисование вертикальных и горизонтальных прямых линии

    - Рисование наклонных прямых линии

    -Рисование по точкам, контурам, клеточкам;

    - Штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.

    Информационное сообщение для родителей: «Леворукость у детей»

    Новогодняя открытка

    Январь

    Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

    Лабиринты.

    Рисунки «Рождество Христово»

    Февраль

    Дорисовка (по принципу симметрии).

     Дорисовка геометрических фигур

    Открытка к дню защитников отечества

    Март

    Дорисовка недостающих деталей.

    Упражнение «Оживи рисунок».

    Открытка к празднику «8 Марта»

    Апрель

    Рисование по клеткам предметов сложной формы (математические

    диктанты).

    Беседы с родителями на тему: «Подготовка руки к письму дома»

    Рисунки «День космонавтики»

    Подготовка открыток «День победы»

    Май

    Диагностика. Выявить уровень развития графо-моторных навыков у детей на конец учебного года.

    Итоговое мероприятие: проведение открытого занятия

    Литература:

    1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

    2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: изд. дом «Литера», 2006.

    3. Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.

    4. Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма // Дошкольное воспитание, 1976. - №11- С. 77-78.

    5. Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.

    6. Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч.1. Псков, 1995

    7. Иванова Е.В. «Ступеньки» развитие ребёнка. // Ребёнок в детском саду, 2002.- №3.- С.15-19.

    8. Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005.

    9. Богатеева З. Подготовка руки ребенка  к письму на занятиях рисованием//Дошкольное воспитание, 1987.- С.49-53.

    10.Алексеева Е.Н. Рука- волшебница.- Псков, 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе подготовки руки к письму.

    Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...

    Картотека по развитию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (часть 1).

    Занимательные упражнения способствуют развитию мелкой моторики,готовят руку дошкольника к письму....

    Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста методом криоконтраста

    Использование криотерапии в развитии графо-моторных навыков...