План самообразования на 2024 – 2025 учебный год по теме: «Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста, как средство развития речи и подготовки руки к письму».
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
План самообразования на 2024 – 2025 учебный год по теме:
«Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста, как средство развития речи и подготовки руки к письму».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования на 2024 – 2025 учебный год по теме:
«Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста, как средство развития речи и подготовки руки к письму».
«Источники творческих способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский
Воспитатель: Слукина Олеся Олеговна
Цель для педагога: осуществлять работу по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью различных видов деятельности
Цель для детей: развитие графо-моторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук, подготовка к овладению графикой письма; - развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений
Задачи:
-повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графо-моторными навыками);
-развитие графо-моторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук, подготовка к овладению графикой письма; - развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений, развитие произвольной сферы.
-совершенствовать знания в области специальной педагогики и психологии.
-консультировать родителей по вопросам подготовки руки к письму воспитанников.
-создание картотеки игр, как средство развития графо-моторных навыков.
Актуальность темы: Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
У многих детей дошкольного возраста отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Этапы работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
2. Изучить и подобрать различные методики для развития графо-моторных навыков.
3. Пополнить картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.
4. Обновить картотеку штриховок, обводилок и трафаретов для формирования графо – моторных навыков.
Ожидаемый результат:
-Повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя
- Улучшение уровня развития графо-моторных навыков воспитанников.
- Разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний родителей по вопросам развития графо-моторных навыков детей дошкольного возраста
- Разработка картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графо-моторных навыков
- Обобщение опыта работы.
Форма самообразования: индивидуальная, подгрупповая.
Перспективный план работы:
Месяц | Работа с документацией | Работа с детьми | Работа с родителями | Практическая часть |
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме. Планирование работы по самообразованию | Диагностика. Выявить уровень развития графо- моторных навыков детей старшей группы на начало учебного года | Индивидуальные беседы с родителями | |
Октябрь | Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты движений -пальчиковые гимнастики -самомассаж пальцев рук -лепка из пластилина -работа с ножницами, -выполнение аппликаций, оригами | Консультация «Развитие мелкой моторики у ребёнка» |
Ноябрь | Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. - игры и упражнения на ориентировку в собственном теле; - игры и упражнения на ориентировку в окружающем пространстве «Что справа», «На плоту», «Давай меняться», «Что изменилось?» - игры и упражнения на ориентировку на листе бумаги «Геометрический диктант», Я еду на машине», «Времена года» | Консультация «Развитие графо-моторных навыков у дошкольников» | Поделка к дню мамы | |
Декабрь | Знакомство с тетрадью и рабочей строкой. -Ознакомление с клеткой, пространством листа. - Рисование вертикальных и горизонтальных прямых линии - Рисование наклонных прямых линии -Рисование по точкам, контурам, клеточкам; - Штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки. | Информационное сообщение для родителей: «Леворукость у детей» | Новогодняя открытка | |
Январь | Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. Лабиринты. | Рисунки «Рождество Христово» | ||
Февраль | Дорисовка (по принципу симметрии). Дорисовка геометрических фигур | Открытка к дню защитников отечества | ||
Март | Дорисовка недостающих деталей. Упражнение «Оживи рисунок». | Открытка к празднику «8 Марта» | ||
Апрель | Рисование по клеткам предметов сложной формы (математические диктанты). | Беседы с родителями на тему: «Подготовка руки к письму дома» | Рисунки «День космонавтики» Подготовка открыток «День победы» | |
Май | Диагностика. Выявить уровень развития графо-моторных навыков у детей на конец учебного года. Итоговое мероприятие: проведение открытого занятия | |||
Литература:
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: изд. дом «Литера», 2006.
3. Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.
4. Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма // Дошкольное воспитание, 1976. - №11- С. 77-78.
5. Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.
6. Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч.1. Псков, 1995
7. Иванова Е.В. «Ступеньки» развитие ребёнка. // Ребёнок в детском саду, 2002.- №3.- С.15-19.
8. Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005.
9. Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием//Дошкольное воспитание, 1987.- С.49-53. 10. Алексеева Е.Н. Рука- волшебница.- Псков, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы на тему «Роль мелкой моторики в непосредственно образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мыш...
Обобщение опыта работы по теме "Роль мелкой моторики в непосредственной образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Умелыми пальцы становятся не сразу. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью). Чем больше ма...

Обобщение опыта работы на тему "Роль мелкой моторики в непосредственной образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Тема является актуальной. Все чаще из жизни ребенка исключаются мелкие движения пальцами, что так необходимо в дошкольном возрасте. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, к...

Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе подготовки руки к письму.
Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...

Статья "Рисование при помощи медиатора с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития мелкой моторики и подготовки руки к письму в школе"
Известно, что развитию мелкой моторики способствуют и дидактические игры и пальчиковая гимнастика и разные виды изобразительной деятельности. В статье описан способ рисования с помощью медиатора....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

План по самообразованию. «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста».
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой не...
