Проект по самообразованию: развитие мелкой моторики пальцев рук средствами пластилинографии для детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые чудеса»
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Степанова Ева Ованесовна

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_samoobrazovaniyu_2018-19_g_starshaya_gruppa.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по самообразованию: развитие мелкой моторики пальцев рук средствами пластилинографии  для детей старшего дошкольного возраста

«Пластилиновые чудеса»

Актуальность

В настоящее  время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с  развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Пластилиновые чудеса: « пластилинограия» — основной идеей которой является рисование картин пластилином —  пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании — карандаш и кисть, в аппликации — ножницы и кисть, в лепке — стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография — это один из сравнительно нового жанра (вида)  изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми  дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Такое построение занятий проекта ”Пластилиновые чудеса” способствует более успешному освоению образовательной программы.

Создание программы проекта обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей  дошкольного возраста.

Цель и задачи проекта :

Цель: Формирование ключевых компетенций, креативности и способов самостоятельной творческой деятельности дошкольников с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства.

Задачи:

— Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

— Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

— Учить работать на заданном пространстве.

— Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

— Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

— Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

— Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

— Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

— Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

— Развивать изобразительную деятельность детей.

— Развивать сюжетно – игровой замысел.

— Развивать интерес к процессу и результатам работы.

— Развивать интерес к коллективной работе.

Данный проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Проект предусматривает один год обучения.

Принципы реализации проекта:

1.Принцип развивающего обучения.

«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»

Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Пластилинография» воспитываются  у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.

Обучая технике пластилинографии, закрепляются  у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора.

Представляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

5.  Принцип интеграции.

Художественная деятельность взаимосвязана:

— с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

— с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).

6. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.                              

 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

— Освоить прием надавливания.

— Освоить прием вдавливания.              

— Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

— Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

— Научиться не выходить за контур рисунка

— Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

— Использовать несколько цветов пластилина

— Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

— Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

— Научиться доводить дело до конца

— Научиться аккуратно, выполнять свои работы

— Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

— Научиться действовать по образцу воспитателя

— Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

— Самостоятельно решать творческие задачи.

— Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

— Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Занятия проводятся 1раз в месяц.

Продолжительность занятия  25 минут.

Занятия проходят как индивидуально, так и коллективно. При разработке данного проекта отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобрана соответствующая, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

Для решения поставленных задач, на занятиях максимально нужно использовать все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Методы и приёмы реализации проекта:

Методы:

Наглядные — наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Приёмы рисования пластилином:

— рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

— рисование мазками;

— заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

— процарапывание по пластилину;

— вырезание отдельных заранее картин,  заполнение их  дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

Дата

Тема

Цели

№ Приложения

14.09.2018г

«Белая береза»

познакомить детей со стихотворением С.Есенина; художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову; использовать разные приёмы (раскатывание пластилина между ладонями, соединение путём прижимания и сглаживания мест соединения).

Приложение №1

19.10.2018г

«Солнышко

лучистое!»

Способствовать развитию мелкой моторики рук, инициативы, воображения, фантазии, умения работать в паре, в группе. Создать условия для обучения приёмам работы с пластилином.

Приложение№2

16.11.2018г

«Кленовый листочек»

 Закреплять приемы надавливания и размазывания.

 Учить смешивать различные цвета.

Поддерживать желание доводить начатое дело до конца.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать навыки аккуратности.

Приложение №3

14.12.2018г

«Волшебная снежинка»

Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина.

Приложение №4

11.01.2019г

«Снеговик»

Развивать умение и навыки в работе с пластилином – ощипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к пластилинографии.

Приложение №5

08.02.2019г

«Золотая рыбка»

Развивать мелкую моторику.

Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с

пластилином. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность. Закреплять ранее изученные приемы лепки: сплющивание, ощипывание от целого куска пластилина. Закрепить знания детей о рыбах, частях ее тела.

Приложение №6

01.03.2019г

«Портрет  мамы»

Продолжать развивать навык использования приемов размазывания и  примазывания, прорисовки деталей стекой. Способствовать развитию изобразительного творчества детей.

Развивать чувство цвета, композиции.

Способствовать развитию стремления радовать своих близких.

Приложение №7

12.04.2019г

«Бабочка-красавица!»

Вызвать у детей интерес к предстоящей работе – изготовлению картины «Бабочка»; помочь выбрать цвет пластилина, узор для крыльев, закреплять умения работать с пластилином.

Приложение№8

17.05.2019г

«Колобок»

Продолжать формировать навыки работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии.

Учить детей скатывать небольшие шарики диаметром 3-4 мм и прикладывать их к рисунку.

Приложение №9


Ожидаемые результаты:

Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

Развивитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

 Воспитывание тактильных и термических  чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев.

Работа с родителями:

В рамках реализации проекта «Пластилиновые чудеса» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

  • Консультации
  • Мастер – классы
  • Индивидуальные беседы
  • Совместная деятельность детей и родителей

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста, мастер – класс, беседы.

Список использованных источников

Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». — СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.

Венгер Л.А. «Педагогика способностей». — М., 1973 г.

Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». — М., 2000 г.

Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». — М., 1995 г.

Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.

Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». — М., 1998 г.

Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». — М., Просвещение, 2006 г.

Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию мелкой моторики рук "Озорные пальчики" для детей старшего дошкольного возраста

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В.А. СухомлинскийНа всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда...

Статья на тему: Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук детей младшего дошкольного возраста.

Эта статья посвящена проблеме развития мелкой моторики ребёнка. Как утверждал В.А.Сухомлинский  "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев" таким образом развитие мелкой моторики способствует ...

Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель ГБДОУ  детский сад №12 компенсирующего вида Московского районаг. Санкт-Петербурга  Федорова Ксения НиколаевнаПроблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и ...

Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии

Цель: развивать мелкую моторику через нетрадиционны техники лепки – пластилинографию.Задачи достижения поставленной цели:Изучить практический опыт работы педагогов детских садов.Выявить уро...

Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики посредством кинезиалогических упражнений у детей младшего дошкольного возраста»

АктуальностьНа начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко де...

Конкурс. Диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

За основу диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста взята экспресс-диагностика, составленная Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко: «Экспресс-диагностика в детском ...