Конкурс. Диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
тест по логопедии

Бояринова Лола Максимовна

За основу диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста взята экспресс-диагностика, составленная Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко: «Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_grafomotonyh_navykov.odt59.09 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические задания

для определения уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

За основу диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста взята экспресс-диагностика, составленная Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко: «Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений».

Субтест «Вырежи круг»

Цель: выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.

Процедура проведения. Ребенку предлагают вырезать круг между двумя линиями — внешней и внутренней. Он должен постараться, чтобы круг получился ровный. Логопед может сделать надрез, показав, как нужно будет работать.

Критерии оценки:

  • Ребенок вырезал круг, линия контура которого достаточно плавная и ни разу не вышла за обозначенные пределы — 2 балла.
  • Ребенок вырезал круг, линия контура которого ни разу не вышла за обозначенные пределы, но является недостаточно плавной — 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

Субтест «Домик»

Цель: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Инструкция: «Перед тобой лист бумаги и карандаш. Нарисуй точно такую же картинку, какую ты видишь на этом листе (перед испытуемым кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было ластика), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Критерии оценки:

  • Образец скопирован верно, без ошибок — 2 балла.
  • Ребенок допускает 3 ошибки из перечисленных ниже — 1 балл.
  • Ребенок допускает более 3-х ошибок — 0 баллов.

Ошибками считаются:

а)        отсутствие какой-либо детали рисунка;

б)        увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;

в)        неправильно изображенный элемент рисунка;

г)        неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;

д)        отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

е)        разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены, или «залезание» линий одна за другую.

Субтест «Рисунок человека»

Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

Критерии оценки:

  • Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов.

Так же применяются тесты автора И.Н. Шевляковой «Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста».

Проба на развитие реципрокной координации движений (проба Озерецкого)

Реципрокная координация рук — функция подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие полушарий мозга и соответственно координационную работу левой и правой рук.

Ребенок должен продемонстрировать умение одновременно сжимать в кулак и разжимать кисти рук по образцу, показанному экспериментатором. Взрослый кладет кисти рук на стол и, сжав в кулак одну из рук, плавно меняет положение кистей, выполняя одновременное сжимание одной кисти в кулак и разжимание другой. Инструкция ребенку: «Посмотри внимательно и сделай, как я. Делай до тех пор, пока я тебя не остановлю».

Если ребенок не может повторить движения после показа, повторный показ сопровождается словесной инструкцией: «Положи обе руки на стол — вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так. Продолжай вместе со мной».

Необходимость развернутой инструкции уже свидетельствует о недостаточности межполушарной координации, однако вторая проба поможет психологу понять, насколько значителен и стоек данный дефект, насколько быстро возможно формирование двигательного навыка.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

  • плавность и одновременность—изолированность смены рук, уровень координации движений;
  • степень автоматизации движений, максимальный темп выполнения (ребенка можно специально попросить выполнять действия быстрее, «быстро, как ты можешь»;

-        степень истощаемости: насколько быстро ребенок начинает допускать ошибки/сбои в выполнении, снижает темп, отказывается от выполнения задания; в норме ребенок должен выполнять задание в достаточно быстром темпе не менее 15 секунд; наличие устойчивых персевераций (стереотипных повторов двигательных ошибок).

Тесты на динамический праксис

Цель тестов -  исследование динамической организации движений  на уровне коры больших полушарий, способности выполнять действия по определенной программе. Выполнение заданной программы  предполагает понимание поставленной задачи, удержание программы в памяти, способность к контролю и оценке собственных  действий.

Ошибки в этих тестах говорят об инертности в двигательной  и нарушениях заднелобных отделов коры левого полушария.

а) проба «кулак—ребро—ладонь»

Проба выполняется одной рукой — по спонтанному выбору ребенка. Взрослый предлагает посмотреть, какое действие он покажет, и повторить его: «Посмотри, как делаю я, и повтори движения.  Делай до тех пор. пока я тебя не остановлю». Положив руку на стол,  экспериментатор 2-3 раза молча демонстрирует последовательность  движений, сжимая руку в кулак, ставя ее на ребро ладони, кладя ладонь на стол. Учащийся должен понять последовательность движений и воспроизвести их. Движение выполняется  ребенком до тех пор, пока не будет дана команда: «Достаточно».

Критерии оценки успешности выполнения пробы:

  • наличие персевераций;
  • трудности переключения с одного элемента на другой;
  • плавность выполнения движений;
  • замедленность выполнения действий/максимально доступный темп;

трудности запоминания программы (нарушение заданной последовательности движений внутри серии).

б) графическая проба «забор»

Психолог на листе бумаги А 4, положенном по отношению к пишущему горизонтально (чтобы строка была максимально длинной), задает образец «забора» (рис. 1) и предлагает ребенку продолжить действие по образцу: «Продолжай рисовать "забор" по моему образцу до конца листа, не отрывая руки от бумаги. Начинай там, где остановился я».

Взрослый рисует не более двух-трех серий рисунка.

При неясности для экспериментатора некоторых диагностируемых критериев (в частности, способности сохранять программу действий без зрительной опоры на образец — при отсутствии такой способности ребенок постоянно соотносит, смотрит на образец во время выполнения действия) можно предложить учащемуся выполнить задание с закрытыми глазами, первоначально установив руку ребенка на начало строки. Это более трудный вариант выполнения пробы, он ярче продемонстрирует все имеющиеся у ребенка трудности в выполнении задания.

Критерии оценки успешности выполнения пробы:

  • трудности переключения с одного элемента на другой (может инертно повторяться один из элементов);
  • персеверации;
  • разрывы линии/отрыв руки от бумаги — плавность рисования линий;
  • трудности запоминания программы: наличие зрительной опоры/сравнения с образцом при выполнении задания.

Методы определения ведущей руки

Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

  1. Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
  2. Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая рука держит пузырек.
  3. Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
  4. Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
  5. Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
  6. Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
  7. Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
  8. Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
  9. Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
  10. Не ведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
  11. Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
  12. Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

Диагностика графических навыков

Для диагностики графических навыков используются тесты под авторством С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Т. Топорковой, С.В. Щебининой «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 5 лет. Часть 2»

К пяти годам ребенок должен:

  • уметь проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контуры;
  • уметь обводить рисунок по точкам и по линиям;
  • уметь аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка;
  • уметь штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры;
  • уметь копировать простейшие рисунки.

К шести годам ребенок должен:

  • свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
  • изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
  • штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • ориентироваться в тетради в клетку или линию;
  • передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;
  • уметь копировать простейшие рисунки.

К семи годам ребенок должен:

  • свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
  • изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
  • штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • ориентироваться в тетради в клетку или линию;
  • передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;
  • уметь копировать фразы, простейшие рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Проект по развитию мелкой моторики рук "Озорные пальчики" для детей старшего дошкольного возраста

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В.А. СухомлинскийНа всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда...

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

В статье говорится о развитии мелкой моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии

Цель: развивать мелкую моторику через нетрадиционны техники лепки – пластилинографию.Задачи достижения поставленной цели:Изучить практический опыт работы педагогов детских садов.Выявить уро...

«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:Познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры.Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой м...