Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
статья по логопедии

В статье говорится о развитии мелкой моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_motoriki.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

у детей дошкольного возраста

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это — основное условие успешного обучения.

В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя бы с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями — о добре и зле, о правде и лжи и т. д. И всё это становится доступно детям посредством речи.

Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас и т. п.) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий. Довольно часто эти нарушения являются следствием невнимательного отношения родных ребёнка к его речи. Иногда взрослые просто недостаточно знакомы с тем, что, собственно, представляет собой процесс формирования речи, на что нужно обращать внимание.

Нужно знать, что работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни. В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.

Для речи «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года развитию речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Воспитание ребят, у которых задержано развитие речи, представляет большие трудности, как в детском коллективе, так и в семье. Родители таких детей и педагоги отмечают, что они упрямы, раздражительны, много плачут, их бывает трудно успокоить. Эти дети плохо включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не понимают предъявляемых требований. Отсюда очевидно, что ребёнок должен своевременно и достаточно хорошо овладевать речью.

Ребёнок рождается с очень незрелым мозгом, который растёт и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного вес мозга составляет 400 граммов, но уже через год он удваивается, а к 5 годам — утраивается! В дальнейшем рост мозга замедляется, но продолжается до 22—25 лет.

Важную роль в развитии речи имеет развитие больших полушарий. Исследованиями многих учёных показано, что в коре больших полушарий есть специальные зоны, отвечающие за речь.

В речевых областях разделение коры на слои и созревание нервных клеток завершается в основном к двухлетнему возрасту ребёнка, но тонкое строение коры совершенствуется еще на протяжении многих лет.

Таким образом, возможности развития речи и отвлечённого словесного мышления у человека связано с развитием у него мозга.

Речь— это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляторные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Различают речь сенсорную - понимание того, что говорят другие, и моторную -  произнесение звуков речи самим человеком. Конечно, обе эти формы очень тесно связаны между собой, но всё же они различаются. Важно также, что сенсорная и моторная речи осуществляется разными отделами мозга.

Еще в 1861 году французский нейрохирург Поль Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин человек теряет способность к членораздельной речи, издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев — в правом.

Немного позже — в 1874 году — другим учёным, Карл Вернике было установлено, что имеется и зона сенсорной речи: поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать — утрачиваются связи слов с предметами и действиями, которые эти слова обозначают. При этом больной может повторять слова, не понимая их смысла. Эту зону назвали зоной Вернике.

Очень большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга вел канадский нейрохирург Уайлдер Пенфилд. В результате таких наблюдений Пенфилд уточнил вопрос о речевых областях коры больших полушарий. Кроме зоны Брока (которую он назвал передней речевой областью) и зоны Вернике (задняя речевая область), Пенфилд обнаружил дополнительную (верхнюю) речевую область, которая играет вспомогательную роль. Ему удалось также показать тесную взаимосвязь всех трёх речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм.

Все речевые области находятся в левом полушарии головного мозга. Правое полушарие тоже может «научиться» управлять речью, т. е. в нём могут сформироваться речевые зоны; это происходит у левшей, а также в случаях, если пострадало левое полушарие. Это довольно часто наблюдается при родовых травмах или серьёзном повреждении левого полушария в раннем детстве.

Очевидно, что органом речи, по сути дела, является мозг - в нём происходит понимание слышимых слов, в нём же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков, и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы.

Разговаривая, мы никогда не задумываемся, какие мышцы и в какой последовательности пускаем в ход, как при этом нужно дышать, — у нас эти механизмы действуют уже автоматически. Только в случае патологии - при постановке звуковой речи у глухонемых детей, при заикании и других расстройствах речи, когда эти автоматизмы не выработаны или сломаны, больному приходится о них думать и создавать их под контролем сознания.

Для правильного протекания речевого акта необходимо очень точное согласование работы речевых областей. Допустим, ребёнок хочет позвать мать. Из зоны Вернике, где хранится звуковой образ слова «мама», программа того, что нужно сказать, передается в зону Брока. Здесь формируется двигательная программа произнесения слова, которая поступает в область двигательных проекций артикуляторных органов.

Теперь, когда мы уяснили, как образуется речь, можно перейти к вопросу развития речи. Развивая речь ребёнка,  важно подчеркнуть общий принцип развития понимания. Для того чтобы ребёнок понял, что слово относится именно к этому предмету, он должен хорошо слышать слово и при этом видеть и трогать предмет.

В очень интересных опытах Г. М. Ляминой было показано, что даже в 1 год 8 месяцев — 1 год 10 месяцев ребятишки с трудом связывают слово с предметом, если они только видят его.

Детям показывали по отдельности пять предметов и называли каждый из них. Затем все пять предметов раскладывали перед ребёнком и давали задание: «Покажи то-то» или «дай то-то». Оказалось, что дети часто ошибались в выборе предмета. Если сегодня тот или иной предмет называли ребёнку несколько раз и добивались, наконец, правильных ответов, то назавтра он опять делал много ошибок.

Совсем иначе идёт обучение в тех случаях, когда детям дают поиграть называемым предметом,— в таких условиях малыши усваивают названия очень быстро и хорошо запоминают их. Ребёнок вертит в руках резинового зайца, пытается грызть его, а взрослый в это время повторяет слово: «Зайка, зайка!»

Нередко в семье бывает так: с маленьким ребёнком много разговаривают, поют ему песенки, а когда он подрастает — без конца читают ему. Как будто создаются благоприятные условия для развития речи. Между тем результаты часто оказываются далеко не блестящими. Ребёнок вяло слушает и смотрит на всё совершенно пассивно. Отсюда очевидно, что большая часть того, что взрослые рассказывают, для ребёнка остается просто шумом — он не усваивает и не понимает слышимых слов.

И другая ситуация: ребёнка занимают играми, в которых он сам принимает активное участие: одевает и раздевает кукол, кормит, купает их и т. д. Предметы, которые ребёнок берёт в руки, ему часто называют, как и действия, производимые с этими предметами. «Вот косынка, надень Кате косынку. Так, а я помогу тебе завязать её — вот так! Теперь Катя пошла гулять: топ-топ, топ-топ, Катя!» Ребёнок передвигает куклу, а мать время от времени вступает в игру и говорит о том, что сейчас делает кукла. Сравнительно небольшое время общения этого ребёнка со взрослыми наполнено активной деятельностью и сопровождается разговорами, имеющими для него смысл. У ребёнка вырабатывается на слова большое количество именно двигательных условных рефлексов, поэтому у него легко идет процесс усвоения слов-названий и процесс превращения их в слова-понятия.

Действия с предметами способствуют развитию речи! В основе процесса понимания лежит выработка систем условных связей, благодаря чему слово как бы объединяется с комплексом ощущений от предмета. Иными словами, чтобы ребёнок понял, что вот этот предмет называется «стул», нужно, чтобы зрительные, осязательные и другие ощущения от него связались между собой в единый образ предмета и далее со словом.

Изучая биоэлектрическую активность мозга, учёные установили, что любое воздействие — зрительное, звуковое, осязательное — обязательно вызывает повышение возбудимости двигательной области головного мозга. На детях этот вопрос изучался и ВЫЯСНИЛОСЬ, что всякое ощущение по своей природе смешанное (как это предполагал И. М. Сеченов)— к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими.

У всех нормально развивающихся детей существует определённая последовательность в развитии предречевых реакций:

Возраст детей

Голосовые реакции

1,5 месяца

Гуление: а-аа и т. п.

2-3 месяца

г-у, ш-и, бу-у, зы и др.

4 месяца

Свирель: аль-ле-е-лы-агы-аы и т. п.

7—8,5 месяца

Лепет: произносит слоги (баба, да-да-да и т. п.)

8,5-9,5 месяца

Модулированный лепет — повторяет слоги с разнообразными интонациями

Обучение артикуляции звуков речи — очень сложная задача, и, хотя упражняться в произнесении звуков ребёнок начинает с полуторамесячного возраста, ему требуется почти три года для того, чтобы овладеть этим искусством. Гуление, свирель, лепет, модулированный лепет являются своего рода игрой и именно поэтому доставляют ребёнку удовольствие; он упорно, на протяжении многих минут повторяет один и тот же звук и, таким образом, тренируется в артикуляции звуков речи.

Для того чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сытым, сухим и теплым, а главное - чтобы он имел эмоциональное общение со взрослыми. Во время подобной игры с ребёнком очень важно создать такие условия, чтобы он слышал и себя, и взрослого.

Предречевые реакции будут плохо развиваться тогда, когда с ребёнком занимаются, но он не может слышать себя и взрослого. Так, если в комнате звучит громкая музыка, разговаривают между собой люди или шумят другие дети, ребёнок очень скоро умолкает. Все голосовые реакции малыша, постоянно находящегося в шумной обстановке, развиваются с большим запозданием и очень бедны по количеству звуков, которые он научается артикулировать. Кроме того, незрелая нервная система маленького ребёнка особенно чувствительна к вредному воздействию шума.

Есть еще одно условие, которое, вероятно, известно многим, но тем не менее очень часто не соблюдается — ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, который разговаривает с ним.

На восьмом месяце дети начинают по несколько минут подряд повторять слоги: «да-да-да-да», «та-та-та-та» и т. д. Важно иметь в виду, что лепет очень связан с ритмическими движениями: ребёнок ритмически взмахивает руками (часто стучит при этом игрушкой) или прыгает, держась за перила кроватки (манежа). При этом он выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, умолкает. Очень важно поэтому давать ребёнку свободу движений — это способствует не только тренировке его моторики, но и развитию «предречевых» артикуляций.

Весьма существенны также осязательные и мышечные ощущения, получаемые ребёнком при умывании, купании, кормлении. В пережевывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и в артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго получает протёртую пищу и соответствующие мышцы не тренируются, развитие у него чёткой артикуляции звуков речи задерживается. Очень часто ребёнок, который постоянно питается котлетками из рубленого мяса, овощными пюре, протёртыми яблоками и т. д., не только в раннем детстве имеет вялую артикуляцию звуков, но сохраняет её и впоследствии.

Итак, в конце первого года жизни дети делают попытки повторять отдельные слова вслед за взрослыми. Девочки начинают говорить несколько раньше — на 8—9-м месяце, мальчики — на 11 —12-м месяце жизни.

Ряд отечественных лингвистов изучали развитие речи детей. Особенно много в этом отношении сделали Н. А. Рыбников и А. Н. Гвоздев. Их исследованиями установлена такая последовательность в развитии языка ребёнка.

9,5 месяца-

1 год 6 месяцев

Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, тетя, ам-ам (есть) и т. д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т. п. Все существительные употребляются в именительном падеже, в единственном числе.

1 год 6 месяцев-

1 год 8 месяцев

Попытки связать два слова в фразу («мама, дай!»).
Усваивается повелительное наклонение глаголов («иди, иди!» «дай-дай!» и т. п.), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение.

1 год 8 месяцев-

1 год 10 месяцев

Появляются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).

1 год 10 месяцев-

2 года

Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы — 23, другие части речи — 14%. Союзов нет. От 1 года 6 месяцев до 2 лет — первый период вопросов: «Что это?»

3-й год

Появляются те грамматические формы, которые помогают ребёнку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже.
Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года — соединительные союзы и местоимения.

4-5 лет

Длинные фразы. Монологи. Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов: «Почему?»

Это очень сжатый и сухой перечень этапов развития детской речи. За каждым из них стоит большая работа и самого ребёнка, и окружающих его взрослых людей: ведь совсем не просто научиться произносить слова, которые слышишь! Нужно правильно повторять их за взрослыми — и в этом помогает чрезвычайно сильно развитый у маленьких детей рефлекс подражания.

В следующей таблице можно увидеть становление звукопроизношения.

Очень постепенно ребятишки усваивают разные названия для всех предметов и действий. Как свидетельствуют многие психологи, и в этом процессе чрезвычайно помогают манипуляции с предметами.

Если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то бросается в глаза, что речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является, собственно, её частью. Развитие речи зависит от развития общей моторики ребёнка в целом.

Л. В. Фомина обследовала более 500 детей и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда). Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт: просят ребёнка показать один пальчик, два пальчика и три («сделай вот так»—и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев,— говорящие дети; если же пальцы напряжённые, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дают изолированных движений, то это — неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки. Давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой. Учёные относят кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считают ещё одной речевой областью мозга.

Говоря о периоде подготовки ребёнка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук.

Существует много игр, приёмов и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук,  например:

- массаж кистей рук (работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте шести-семи месяцев. В этот период полезно делать массаж — поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребёнка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. С десятимесячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала более крупные яркие предметы, затем более мелкие.);

Сюда же модно отнести Су-Джок терапию;

- пальчиковую гимнастику;

- пальчиковые игры: со стихами, скороговорками, со счётными палочками типа «Сороки-  

  белобоки».;

- пальчиковый театр;

- лепку из пластилина и глины;

- аппликацию;

- конструирование;

- работу с бумагой в технике «Оригами»;

- рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т.д;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание верёвочек, вырезание ножницами);

- рисование по трафаретам;

- дорисовку (по принципу симметрии);

- штриховку;

- графические диктанты;

- лабиринты;

- копирование (по точкам, по образцу);

- пазлы;

- специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Нужно подчеркнуть, что такие игры не должны быть очень продолжительны. Как показывают наши наблюдения, 5-10 минут в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребёнка.

Итак, если даже речь у вашего ребёнка развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, то обратите особое внимание на тренировку его пальцев — это потребует в день всего несколько минут вашего времени, которые обязательно окупятся.

Речь — это не дар свыше, это результат  большого труда родителей, а также труда самого ребёнка. Удачи в этом нелегком труде!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...

На беседу к логопеду. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников. Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

«Ум ребенка – в пальчиках»Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

                 У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координ...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук и творчества детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение прост...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи

Данный материал содержит методические реккомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшеге дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи....

Консультация для родителей: «Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей дошкольного возраста»

В консультации предлагаются рекомендации по развитию мелкой моторики и влиянии ее на речь дошкольников....