Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Поволоцкая Светлана Анатольевна

                   У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде рыраженных затруднений при выполнении упраажнений при словесной инструкции. Характерными являются некоторая скованность, отсутствие лёгкости и грациозности при выполнении упражнений.Обращают на себя внимание и особенности развития мелкой моторики пальцев рук. Дети сплохо развитий ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать, пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно союрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой, они не успевают за другими детьми в группе детского сада на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_paltsev_ruk.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

     У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными являются некоторая скованность. Отсутствие лёгкости и грациозности при выполнении упражнений. Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

     Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

     

                                                               «Ум ребёнка находится на

                                                                кончиках его пальцев».

                                                                            В.А. Сухомлинский

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 5-6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

В результате целенаправленного и систематического обучения на этих занятиях ребенок научится ориентироваться на листе, складывать его, что разовьёт координацию его рук и обеспечит ему глазной контроль за движением руки с тем или иным инструментом. Он будет свободно владеть техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит избежать проблем с почерком и другими навыками письма. Разовьются его способности к анализу и синтезу впечатлений от окружающего мира, выработается сознательный подход к выбору тем, сюжетов, графических техник. Сформируются понятия о плоскости, рельефе, объеме, пространстве и времени, что позволит ему в дальнейшем учиться без лишнего напряжения психических и физических сил.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. 

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не всё в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако, даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
 

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром.

     У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: снижение мотивации, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности в общении с окружающими, неуверенность в себе и, как следствие, негативизм, агрессивность, обидчивость, раздражительность.

     Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:

1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.

2 – Проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных умений и навыков.

3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики.

К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками, каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус, плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.

К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда.

К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных картинок, пазлов, головоломок.

4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие, ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела, сенсомоторные функции.

     В коррекционную работу включается серия подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Одновременно у ребёнка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

Основные задачи:

1. Научить детей ходить в определённом направлении( по прямой, по кругу) под заданный ритм.

2. Научить детей стоять попеременно на правой( левой) ноге.

3. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол.

4. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.

5. Используя ленты, верёвочки. Научить детей завязывать  и развязывать узел, бант.

6. Научить детей поочерёдно сгибать и разгибать пальцы правой,  левой руки, делать решётку из пальцев.

7. Научить детей поочерёдно соединять большой палец и указательный палец, средний, безымянный, мизинец.

8. Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь – кулак – ладонь».

Развитию общей и мелкой моторики способствует выполнение ребёнком комплекса заданий , игр, упражнений, которые можно проводить в домашних условиях совместно с родителями.

Работа с шариками. Перед ребёнком на столе кладётся несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребёнку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребёнок выполнял задание самостоятельно.

Можно на стол поставить пустую бутылку из-под молока, с обеих сторон от неё кладут несколько шариков Взрослый берёт шарик, который находится с правой стороны от ребёнка, и бросает его в бутылку, а потом предлагает ребёнку сделать так же. Выполнение этого задания поможет определить, насколько владеет ребёнок той и другой рукой, как он схватывает шарик(одинаково правой и левой или нет), все ли шарики вкладывает, много ли рассыпает, имеется ли выраженная неловкость движений.

Работа с кирпичиками. 

а) «Дорожка» - выкладывание в ряд несколько кирпичиков.

б) «Заборчик» - выкладывание на ребро нескольких кирпичиков.

в) «Скамеечка» - строит из двух кубиков и поперечной планки сверху.

г) «Столик» - делается так же, как скамеечка; поперечная планка накладывается на один кубик.

д) «Ворота» -кирпичики ставятся перпендикулярно к планке.

Используя строительный материал, можно предложить построить так же стульчик, кроватку, диван и т.д.

Работа с кнопочными предметами. На стол перед ребёнком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребёнку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем и просит ребёнка нажать поочерёдно всеми пальцами руки.

Работа с пульверизатором. Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу.

Работа с бусинками. Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета(или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определённую последовательность нанизывания бусин.  Для этой цели можно использовать крышечки от разных бутылок, предварительно проделав в них отверстия, и леску.

Работа с ракушками. Выкладывать на столе различные узоры из ракушек, камушков, пуговиц,  косточек от фруктов, горошин, фасолин и других мелких предметов.

Работа с прищепками. Нарисовать и вырезать из картона круг, раскрасить так, чтобы получилось солнышко без лучей. Показать ребёнку и спросить на что похоже? Предложить сделать лучики  при помощи прищепок. Аналогичным образом можно проделать и с другими картинками, например, предложить ребёнку сделать лапки насекомому, лепестки цветку, листья дереву и т.д.

                           Игра «Волшебный карандаш».

    Цель: развитие внимания, слухо-моторной координации, формирование двигательной активности и гибкости пальцев, кистей рук.

   Оборудование: простой неотточенный карандаш с гранёной поверхностью. 

    Взрослый даёт ребёнку карандаш и говорит:

-  Зажми карандаш между ладонями и покатай. Послушай, как он шумит. Разогрей ладошки. Пошуми карандашом возле правого уха. А теперь я послушаю, как шумит твой карандаш.

-  Поставь локти на стол. Возьми карандаш за концы большим, указательным, безымянным пальцами правой и левой рук, покрути его вперёд и назад.

- Положи левую руку на стол. Катай карандаш сначала по внешней стороне левой, а потом правой кисти рук.

- Поставь локти на стол, зажми два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными, а другой – средними пальцами обеих рук. Соединяй указательные и средние пальцы, имитируя движение ножниц.