Главные вкладки

    Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
    учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая группа)

    Романова Елена Викторовна

    Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

    Материал, содержащийся в плане, имеет многофункциональный характер: формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей.

    Данное пособие поможет развитию мелкой и общей моторики, а также речи  детей, расширить их кругозор.

     СЕНТЯБРЬ

    Начинаются занятия с 3-й недели.

    1-ая и 2-ая недели – диагностика;

    3-я неделя:

    1."Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    2. "Найди и положи рядом такой же". Цель: развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

    3. "Бусы для мамы". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. Методические рекомендации: нарисуйте на листе бумаги круг или плавную линию (ниточка для бус). Пусть малыш обмакнет пальчики в гуашь разных цветов: один пальчик – в красную краску, другой – в желтую, третий – в зеленую. Поочередно прикладывая пальчики правой и левой рук к бумаге, где нарисована "ниточка", малыш подарит Вам красивые разноцветные бусы.

    4. "Ножками потопаем". Цель: развивать общую координацию движений.

    "Ножками потопаем, (топают)

    Ручками похлопаем. (хлопают)

    Наши пальчики, (делают движения указательными

    Словно зайчики. пальчиками вверх и вниз)

    Наши ручки – птички:

    Воробьи, синички. (делают расходящиеся "фонарики")

    К Матреше полетели, (делают летящие движения руками, приближаясь к игрушке)

    У Матреши сели. (присаживаются, руки кладут на колени)

    Зернышек поели, ("клюют" по коленочкам)

    Песенку запели.

    4-я неделя:

    1. "Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, сухих ягод, орехов". Цель: развивать мелкую моторику.

    2. "Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    3. "Веселые лягушки". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. Методические рекомендации: на картинке нарисованы лягушки и цветы. Нужно ребенку показать, как помочь лягушке перепрыгнуть с цветка на цветок: "прыгает" всеми пятью пальчиками правой руки по цветкам одновременно с произношением стихотворения:

    Прыг-скок, прыг-скок,
    Я с цветка на цветок,
    Я – веселая лягушка,
    Ваша милая подружка.

    4. "Две подружки". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту:

    На болоте две подружки,
    Две зеленые лягушки
    Утром рано умывались,
    Полотенцем растирались,
    Ножками топали,
    Ручками хлопали,
    Вправо, влево наклонялись
    И обратно возвращались.

    ОКТЯБРЬ

    Тема: "Овощи, фрукты"

    1-я неделя:

    1. "В огороде у Федоры". Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

    В огороде у Федоры
    Растут на грядках помидоры,
    А на грядке у Филата
    Много разного салата.
    У бабушки Феклы
    Четыре грядки свеклы.
    У дядюшки Бориса
    Очень много есть редиса.
    У Маши и Антошки
    Две грядки картошки.
    Раз, два, три, четыре, пять
    Поможем урожай собрать!

    (поочередно загибаем пальцы)

    2. "Пластилиновый салат" – лепка разноцветных шариков (красных – "помидоров", зеленых "колбасок" – "лука"). Цель: учить скатывать шарики и "колбаски" между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого куска пластилина; формировать координацию движений; развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно держать стеку; развивать воображение.

    Это лук зеленый – я его сорвал…
    Этот помидорчик в руки мне попал.
    Режем быстро,-
    Лук – кусочками,
    А помидорчик – круглыми колечками.

    3. "Выкладывание дорожки в огороде, саду" (выкладывание из счетных палочек). Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать умение ориентироваться на листе бумаги (вверх, вниз); активизировать словарь: "дорожка", "ладошка".

    Трудно пальчик мне вести
    Прямо по дорожке,
    Так и хочется ему
    Спрятаться в ладошке.
    Я ему грожу, грожу,
    Я его стыжу, стыжу,
    Пальчик постыдился,
    Взял и научился.
    (Б.Заходер)

    4. "Прогулка". Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения соответственно тексту.

    Раз-два-три, раз-два-три -

    По дорожке мы пошли, (шаг марша)

    Мы скачем по дорожке,
    Сменяя часто ножки, (
    подскоки)
    Поскакали, поскакали,
    А потом, как аист, встали.
    Вот мы кочки увидали,
    Через них мы прыгать стали. (
    прыжки с продви-
    жжением вперед)

    Впереди течет ручей,
    Подходите поскорей! (
    ходьба на носках)
    Руки в стороны расставим,
    Переходить его мы станем,
    А потом мы побежали.

    2-я неделя:

    1. "Собираем ягоды" (домашняя школа Монтессори). Цель: развивать мелкую моторику, учить выделять красный, зеленый цвет по образцу, по слову. Методические рекомендации:
    • Натянуть веревку, подвесит разогнутые скрепки.
    • Дать возможность ребенку самостоятельно слепить (скатать) красные и зеленые шарики ("вишня" и "крыжовник").
    • Наколототь "ягоды" на "веточки" (взрослому).
    • Срывать "ягоды" по одной тремя пальцами правой руки. Левой рукой придерживать скрепку.
    • Сорванные "ягоды" складывать в корзинку (дети выполняют по показу взрослого).
    1. "С веток ягоды снимаю". Цель: развивать мелкую моторику, выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения:

    С веток ягоды снимаю

    И в лукошко собираю.
    Ягод – полное лукошко!
    Я попробую немножко.
    Я поем еще чуть-чуть,
    Легче будет к дому путь.
    Я поем еще малинки,
    Сколько ягодок в корзинке?
    Раз, два, три, четыре, пять…
    Снова буду собирать.
    (И.Лапухина)

    1. "Я по садику гуляла". Цель: формировать умение выполнять задание по образцу, развивать умение ориентироваться на плоскости и определять местонахождение предметов; активизировать словарь: "корзинка", "яблоки", "сливы", "гуляла", "собирала". Методические рекомендацииматериал - вырезанная по контуру из картона корзинка, 5 маленьких овалов синего цвета ("сливы"), 5 больших красных кругов ("яблоки"). Предложить ребенку самостоятельно сложить фрукты в корзинку.

    Я по садику гуляла
    И в корзинку собирала
    Яблоки и сливы,
    Вышло так красиво!

    1. "Яблоки". Цель: развивать общую координацию движений.

    Веточки на яблоньке повисли от печали,
    (
    поднять руки вверх, кисти опущены)

    Яблоки на веточках висели и скучали.
    (
    покачать опущенными кистями)

    Девочки и мальчики ветки раскачали,
    (
    покачать поднятыми вверх руками)

    Яблочки о землю громко застучали.
    (
    поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соединены и напряжены).

     3-я неделя:

    1. "Готовим салат вместе с мамой". Цель: развивать тактильное восприятие (гладкий помидор, шершавый огурец); обогащать активный и пассивный словарь ребенка: "огурец", "помидор"; "салат", "шершавый", "гладкий", "режем", "готовим".

    Материал: овощи (помидор, огурец), коробка с отверстиями с боков для правой и левой руки.

    Усложнение задания нацелено на обучение ребенка выполнять задания по инструкции ("Найди и разложи овощи в таком порядке: шершавый огурец, гладкий помидор и т.д.). Можно предложить для игры: натуральные овощи, муляжи, игрушки, картинки с изображением овощей.

    1. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" – разглаживание

    смятых комочков из бумаги (скомканных в шарики овощей и фруктов). Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

    1. "Кто больше соберет фасоли?" – собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках. Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Методические рекомендацииво время игры развивать щипковый захват указательным и большим пальцами.

    1. "Мы – листики осенние". Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом:

    Мы – листики осенние

    на ветках мы сидим.
    Ветер дунул – полетели
    и на землю тихо сели.
    Ветер снова набежал
    и листочки все поднял.
    Закружились, полетели
    и на землю тихо сели.

    4-я неделя:

    1. "Варим компот". Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

    Материал: нож, мягкая проволока, любые фрукты, кружочки из толстого картона (цветные) с дырочкой посередине.

    Методические рекомендации: нарезать яблоко, грушу, сливу тонкими колечками и попросить нанизать их на проволочку (для сушки). Затем можно заменить фрукты вырезанными из картона кружочками (синие – "сливы", красные – "яблоки", желтые - "груши").

    2. "Чудесный мешочек" – овощи и фрукты определить на ощупь. Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).

    3. "Найди вторую половинку" – разрезные картинки. Цель: учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.

    4. "На прогулку". Цель: развивать общую координацию движений.

    В лес осенний на прогулку
    Приглашаю Вас пойти.
    Друг за дружкой становитесь,
    Крепко за руки беритесь.
    Листья осенние тихо кружатся,
    Листья нам под ноги тихо ложатся
    И под ногами шуршат – шелестят,
    Будто опять закружиться хотят
    Ш-ш-ш-ш…

    (дети кружатся, опускаются на колени, водят руками по полу, качают руками вправо – влево).

    НОЯБРЬ

    Тема: "Одежда".

    1-я неделя:

    1. "Большая стирка". Цель: расслабление кистей, соотнесение движений с текстом, развитие мелкой моторики, координация движений.

    Материал: тазик с водой, кусочки мыла – "шарик", "кирпичик";

    одежда, прищепки, веревка.

    Методические рекомендации: предложить ребенку положить мыло в ладошки и покатать ("намылить") ладошками.

    Стираем, стираем,
    Стираем мы белье.
    Полощем, полощем,
    Полощем мы белье.

    2. "Три Катюшки" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику.

    Три Катюшки
    Взяли в руки три катушки.
    Раз катушка, два катушка, три катушка.
    Шуре сшили сарафан,
    Сшили дедушке кафтан,
    Сшили бабушке носки,
    А девчонкам и мальчишкам –
    Всем Андрюшкам и Наташкам
    Сшили яркие штанишки,
    Сшили пестрые рубашки.
    (дети поочередно загибают пальцы)
    А.Стройло

    3. "Гости". Цель: развивать общую координацию движений.

    Кукла Маша услыхала –
    (
    подскоки)
    Самой первой прибежала.
    Вот шагают петушки –
    (
    ходьба с высоким подъемом колена)
    Золотые гребешки.
    А матрешки,
    (
    топающий шаг)
    Куклы-крошки,
    Ручками захлопали,
    Ножками затопали.
    А веселые Петрушки
    Взяли в руки погремушки,
    Погремушки вверх подняли,
    Очень весело плясали.

    2-я неделя:

    1. "Вытягиваем ленточку". Цель: развивать мелкую моторику.

    Материал: банка с проделанными в крышке отверстиями, ленточки четырех цветов (синяя, желтая, зеленая и красная).

    Методические рекомендации: предложить сначала двумя, потом тремя пальчиками вытянуть ленточку определенного цвета. Ребенок научится не только управлять своими пальчиками, но и быстрее запомнить названия цветов.

    2. "Оденем Маню на прогулку". Цель: укреплять мышцы указательного пальца, развивать ритмичность и координацию движений, формировать связь "глаз – рука".

    Материал: контурный трафарет из картона (шапочка, руковички); пластилин (разноцветный), картинка с зимним пейзажем и кукла, вырезанная из бумаги.

    Методические рекомендации: рассмотреть картинку, обратить внимание, что ручки у куклы голые, на голове нет шапки. Дать ребенку трафарет шапочки и рукавиц, предложить размазать пластилин внутри трафарета. Полюбоваться своим творчеством и дать ребенку одеть на куклу.

    3. "Шнуровки" – учить вкладывать шнурок в дырочку. Цель: учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу; развивать целенаправленность действий и мелкую моторику пальцев.

    4. "Выросли цветы". Цель: развивать координацию общих движений.

    Раз, два, три – выросли цветы
    (
    медленно встать из положения сидя)
    К солнцу потянулись высоко, высоко!
    (
    поднять руки вверх и потянуться)
    Цветам тепло и хорошо!
    (
    обмахивать лицо руками)

    3-я и 4-я недели:

    1. "Веселые подружки". Цель: развивать мелкую моторику.

    I–й вариант.

    Материал: "лесенка" из пуговиц, пришитых к ткани.

    Методические рекомендации: ребенок "прыгает" пальчиками по пуговкам – "камушкам" слева направо (сначала указательным пальцем, затем большим, средним, безымянным , мизинцем - по очереди).

    Вверх по лесенке вдвоем
    Мы с подружкою идем.
    По ступенькам, по ступенькам
    Подниматься нам не лень,
    По ступенькам, по ступенькам
    Можем прыгать целый день!

    II-й вариант.

    Материал: на картинке нарисована лестница (ступеньки), две девочки – подружки.

    Методические рекомендации: нужно помочь подружкам подняться по лесенке. "Прошагай пальчиками правой руки вверх по лесенке: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним.

    2. "Платье в горох". Цель: формировать зрительно-двигательную координацию. Развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предмета. Учить захватывать мелкие предметы (кружочки разного цвета) и выкладывать их на трафарет (платья). Развивать ловкость пальцев.

    Материал: трафарет платья для большой куклы, трафарет платья для маленькой куклы, кружки большие и маленькие.

    3. "Застегни одежду" – на пуговицы, липучки, молнии. Цель: учить застегивать пуговицы, липучки, молнии; развивать мелкие движения рук. Развивать сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

    4. "Мы скачем по дорожке". Цель: развивать координацию общих движений.

    Мы скачем по дорожке,
    Сменяя часто ножки,
    (подскоки)
    Поскакали, поскакали,
    А потом, как аист, встали,
    Подойдите, посмотрите,
    То уже не аист – птица,
    То лягушечка – квакушка
    (присесть, обхватить руками колени)
    Ква-ква-ква кричат подружки.
    Скок-скок-скок
    Поскакал я, сколько смог.

    ДЕКАБРЬ

    Тема: "Зима. Дом".

    1-я неделя:

    1. "Зима". Цель: развивать мелкую моторику (умения выставлять по очереди пальцы правой и левой руки), умение воспроизводить движения в соответствие с текстом.

    Материал: "зимняя" картинка с изображением играющих детей.

    Раз, два, три, четыре, пять
    (по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак)
    Собираемся гулять.
    (покажите растопыренные пальцы правой руки)
    Катя саночки везет
    (
    проведите указательным и средним пальцами
    правой руки по столу)

    От крылечка до ворот,
    А Сережа на дорожке
    (
    сложив пальцы "щепоточкой", делайте бросаю-
    щие движения)

    Голубям бросает крошки.
    Девочки и мальчики
    Прыгают, как мячики.
    (помашите кистями правой и левой руки)

    2. "Новогодняя елка". Цель: учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями; отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильное - слабое надавливание указательным пальцем на шарик).

    Материал: пластилин разных цветов, трафарет елки из зеленого картона.

    Методические рекомендации: 1.Предложить сделать красивые шарики на елку (скатать из пластилина маленькие разноцветные шарики). 2.Положить шарик на елку (на веточку) и придавить его пальцем – шарик расплющится и получится "елочный шарик"

    Давай украсим елочку
    Красивыми шарами.
    Пусть сверкает елочка
    Веселыми огнями!

    3. Выкладывание "Елка из лесу пришла". Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь: "елка", "иголки", "лапы".

    I-й вариант: выкладывание из счетных палочек контура елки по картинке, предложенной ребенку.

    hello_html_m4cea5023.png

    II-й вариант: выкладывание из треугольников (маленький, средний, большой) контура елки.

    hello_html_m340fc680.png

    Елочка зеленая
    выросла в лесу.
    Елочку на праздник
    я домой несу.
    Как у нашей елки
    колючие иголки,
    Ветки – лапы называются,
    дети удивляются!

    4. "Зайка". Цель: развивать координацию общих движений.

    Скок – поскок, скок – поскок,
    Зайцу холодно сидеть,
    Нужно лапочки погреть,
    Лапки вверх, лапки вниз,
    На носочках подтянись,
    Лапки ставим на бочок,
    На носочках скок – поскок,
    А затем вприсядку,
    Чтоб не мерзли лапки.

    2-я неделя:

    1. Пальчиковая игра "Пальчик – мальчик". Цель: развивать мелкую моторику (умение выставлять по очереди пальцы правой и левой руки), умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

    Пальчик – мальчик, где ты был?
    Где ты с братцами ходил?
    (
    пальцы левой руки сжимают в кулак, выпрямляют и сгибают большой палец)
    С этим – я в снегу валялся,
    С этим – с горочки катался,
    С этим – в парке я гулял,
    С этим – я в снежки играл.
    (
    поочередно загибают пальцы, начиная с указательного)
    Все мы пальчики – друзья,
    Где они,
    Там и я!

    (сжимают и разжимают пальцы; показывают 4 пальца, прижав большой палец к ладони).

    2. "Лепим лыжные палки для Вани". Цель: формировать умение ребенка правильно пользоваться пластилином - раскатывать палочки; развивать координацию правой и левой руки; вырабатывать умения ритмично выполнять действия.

    Материал: пластилин, картинка с зимним пейзажем. На картинке нарисован мальчик Ваня, стоящий на горке (на лыжах, но без лыжных палок).

    Методические рекомендации: 1. Предложить сделать лыжные палки для Вани (раскатать палочки). 2. Внизу прикрепить кружок из картона – получится "лыжная палка". Вторую "палку" предложить сделать самостоятельно. 3. Положить "палки" на рисунок и придавить в нескольких местах указательным пальцем. "Теперь Ваня сможет съехать с горки и не упадет!"

    Ох, мороз на дворе,
    Он не страшен детворе,
    Ваня лыжи дома взял
    И на горку побежал.
    Но что-то не катается,
    Никак не получается…
    Палки лыжные забыл –
    Кто б ему их раздобыл?

    3. Выкладывание из палочек "Санки". Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

    Методические рекомендации: выкладываем санки по образцу (картинке):

    hello_html_468a3a51.png

    Санки зимой с горок летят,

    В санках ребята хохочут, визжат.

    4. "Снежинки". Цель: развивать координацию общих движений.

    Ой, летят, летят снежинки,
    Белоснежные пушинки.
    (поочередно поднимают и опускают руки)
    Это зимушка – зима
    Рукавами повела.
    (поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку; то же повторяют влево)
    Все снежинки закружила
    И на землю опустила.
    Стали звездочки кружиться,
    Стали на землю ложиться.
    Нет, не звезды, а пушинки,
    Не пушинки, а снежинки.
    (кружатся, руки в стороны; приседают; выполняя упражнение, нужно все время следить за правильной осанкой)

    3-я неделя:

    1. "Домик" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцами в соответствии с текстом:

    Раз, два, три, четыре, пять,
    (разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с
    большого)

    Вышли пальчики гулять.
    (ритмично разжимаем все пальцы вместе)
    Раз, два, три, четыре, пять,
    (сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца)
    В домик спрятались опять.
    (ритмично сжимаем все пальцы вместе)

    2. "Это что за теремок?" Цель: развивать мелкую моторику; координацию движений; формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания.

    Материал: пирамидка с ровным стержнем и тремя колечками одинаковой величины; пирамидка с пятью кольцами, но разными по величине.

    Методические рекомендации: читается стихотворение:

    Это что за теремок?
    Из трубы идет дымок…

    (предложить ребенку нанизать колечки на стержень (показать, как надо держать пирамидку))

    Усложнение: пирамидка из 5 колец.

    "Посмотри, какой красивый получился теремок, из трубы идет дымок".

    3. "Выложи дом из цветных геометрических фигур". Цель: фиксировать внимание на том, что цвет и форма могут быть использованы для изображения разнообразных предметов; учить составлять из геометрических фигур простые предметы – дом с окном. Развивать более тонкую дифференцировку, умение не отвлекаться от поставленной задачи; совершенствовать моторику пальцев, координацию движений рук.

    Материал: геометрические фигуры разного цвета и величины.

    1. "Дом большой, дом маленький". Цель: развивать координацию общих движений.

    У медведя дом большой,
    Ой, ой, ой!
    (разводят руки через стороны - вверх)
    А у зайца – маленький,
    Ай, ай, ай!
    (жалобно; приседают, делают выдох, опускают го-
    лову, охватывают колено руками)

    Мишка наш пошел домой,
    (идут в развалку)
    Ой, ой, ой!
    Да и крошка – заинька,
    Ай, ай, ай!
    (прыгают на двух ногах)

    4-я неделя:

    1. Пальчиковая игра – "Замок". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    На двери висит замок
    (ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок)
    Кто открыть его бы мог?
    Потянули,
    (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
    Покрутили,
    (движение сцепленными пальцами от себя, к себе)
    Постучали,
    (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)

    И открыли!
    (пальцы расцепляются, ладони в стороны)

    2. "Это дом" – выкладывание из палочек одноэтажного дома с окном, дверью, антенной. Цель: учить действовать по представлению; продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения; учить собирать дом по графическому изображению (рисунку); развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

    Материал: палочки счетные, картинка с изображением дома и схема выкладывания.

    Методические рекомендации: педагог рассматривает предмет вместе с ребенком; показывает, как надо выложить на столе данный предмет.

    Усложнение: при выкладывании учитывать цвет предмета, по образцу предложить выложить кошку.

    Дом я строю во вселенной.
    Есть в нем крыша и антенна.
    Есть в нем дверь, и есть окошко –
    Пусть живет в нем наша кошка!

    hello_html_m7e2ea343.png

    3. "Кто в домике живет?". Цель: развивать тактильные ощущения; учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление; развивать мелкую моторику; активизировать словарь: "медведь – медвежонок", "белка – бельчонок", "лиса – лисенок", "большой – маленький".

    Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные.

    4. "Кошкин дом" – русская народная потешка. Цель: развивать общую координацию движений.

    Бом – бом, бом – бом!
    (энергично поднимают и опускают руки, сжатые в кулаки)
    Загорелся Кошкин дом!
    (постепенно поднимают руки вверх и опускают их, описывая в воздухе круг и быстро перебирая пальцами)
    Кошка выскочила,
    (схватиться руками за голову и покачать головой)
    Глаза выпучила,
    (приставить к глазам "очки" из больших и указательных пальцев)
    Побежала к дубу,
    (бежать друг за другом, поочередно выставляя вперед "лапки – царапки")
    Прикусила губу,
    (остановиться, прикусить губу верхними зубами)
    Бежит курочка с ведром,
    Заливает Кошкин дом,
    (расставить сжатые в кулаки руки в стороны и бежать на носках)
    А собачка - с помелом,
    (наклониться вперед, одна рука на поясе, другая как бы подметает землю)
    А лошадка – с фонарем,
    (поднять руку, сжатую в кулак, вверх)
    Серый заинька – с листом.
    (обеими ладонями делать махи движением от себя)
    Раз – раз! Раз – раз!
    И огонь погас!
    (поднять руки вверх, ладони раскрыты вниз; на каждый слог постепенно рывками опускать их вниз)

     ЯНВАРЬ

    Тема: "Домашние и дикие животные".

    1-я неделя:

    1. Пальчиковая игра "Коза и козленок". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Идет коза рогатая,
    (указательный палец и мизинец – вверх, остальные прижать к ладони, причем согнутый большой палец сверху)
    Идет коза богатая.
    (указательный и безымянный пальцы – вверх, остальные прижаты к ладони)
    К ней козленочек спешит,
    Колокольчиком звенит.
    (пальцы соединены в щепотку, опущены вниз)

    2. "Чудесный мешочек" – определить на ощупь. Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).

    Материал: мешочек затягивающий, игрушки домашних и диких животных из разного материала.

    3. "Хоровод зверей в лесу". Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

    Материал: фигурки зверей (зайца, медведя, лисы), вырезанные из цветного картона, из флаконов из-под шампуня; шнурок для нанизывания.

    Методические рекомендации: послушать стихотворение, нанизывать на шнурок то животной, про которое прочитали:

    Тень – тень, потетень,
    Выше города плетень.
    Сели звери под плетень,
    Похвалялися весь день.
    Похвалялась лиса:
    - Всему свету я краса!
    Похвалялся зайка:
    - Поди, догоняй-ка!
    Похвалялся медведь:
    - Могу песни я петь!

    4. Динамическое упражнение "Медвежата". Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:

    Медвежата в чаще жили,
    Головой своей крутили.
    Медвежата мед искали,
    Дружно дерево качали:
    Вот так и вот так,
    Дружно дерево качали.
    Вперевалочку ходили
    И из речки воду пили.
    А потом они плясали,
    Дружно лапы поднимали:
    Вот так, вот так,
    Дружно лапы поднимали.

     2-я неделя:

    1. а) "Кошка и собаки" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Вышла кошечка вперед,
    (указательный и мизинец правой руки согнуты вверху, остальные пальцы прижаты к ладони, причем большой палец согнутый сверху)
    К нам идет, хвостом играет.
    (левой ладонью машем у основания правой кисти)
    К ней навстречу из ворот
    (большие пальцы обеих рук вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются)
    Две собаки выбегают.

    б) "Собака" – выполнение фигурок из пальцев. Цель: развивать мелкую моторику пальцев, учить выполнять упражнения (вовлекая все пальчики) как правой, так и левой рукой; формировать положительный эмоциональный настрой на занятия со взрослым.

    У собаки острый носик,
    Есть и шейка, есть и хвостик.

    Методические рекомендации: выполняет сначала взрослый, затем по подражанию ребенок. Правая ладонь на ребро, на себя; большой палец вверх; указательный, средний и безымянный – вместе; мизинец попеременно опускается и поднимается.

    2. "Следы в лесу" – рисование пальчиком. Цель: создать условия для экспериментирования с красками; познакомить детей с техникой рисования пальчиками; учить аккуратно обмакивать поочередно пальчики (большой, указательный, мизинец) в краску и оставлять следы на бумаге; воспитывать аккуратность.

    Материал: бумага, краска, игрушки: медведь, заяц, белка; таз с водой, салфетки.

    3. "Ежик" – игра со счетными палочками. Цель: учить выкладывать "ежа" из счетных палочек; развивать мелкую моторику пальцев, внимание, воображение, фантазию.

    Материал: игрушка ежа, счетные палочки, картинка с изображением ежа из палочек:

    Пыхтя, тащил домой грибок
    Проворный маленький зверек.
    Ни головы, ни ножек, -
    Конечно, это ежик!

    hello_html_m36c682e8.png

    4. Динамическое упражнение "Котята". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения в соответствии с текстом:

    Как у нашей кошки
    Подросли ребята,
    Подросли ребята,
    Пушистые котята.
    Спинки выгибают,
    Хвостиком играют.
    А у них на лапках
    Острые царапки,
    Длинные усищи,
    Зеленые глазищи.

    (дети изображают действия котят: горбят спинки и шипят; стоят на коленях, вытягивают руки вперед и шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки)

    Очень любят умываться,
    Лапкой ушки почесать
    И животик полизать.
    Улеглись на бочок

    (имитируют умывание, чешут за ушками, "лижут" животик, прогибают спинку)

    И свернулись в клубок,
    А потом прогнули спинки,
    Убежали из корзинки.

    (разбегаются, бег в течение 30 секунд).

    3-я и 4-я неделя:

    1. а) "Мышка" – упражнение с пальчиками. Цель: развивать мелкую моторику рук.

    Мышка маленькая в норке
    Тихо грызла хлеба корку.
    (поскрести ногтями по столу, по коленям)
    "Хрум, хрум!" –
    Что за шум?
    (сжимать пальцы в кулаки и разжимать их)
    Это мышка в норке
    Хлебные ест корки
    (потереть ладони друг о друга).

    б) "Коготки" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику рук.

    Точит кошка коготки,
    (пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки)
    Сидя на окошке.
    Ах, какие же они
    Острые у кошки!
    Ах, какие у нее
    Маленькие лапки!
    (поглаживают ладони друг о друга)
    В этих лапках до поры
    Дремлют цап-царапки.
    (сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо – влево).
    В.Кудрявцев, В.Егоров

    2. "Мышка в норке, спряталась от кошки". Цель: учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки; строить из кусочков бумаги "норку" для мышки, засыпая мышку бумажками; развивать фантазию.

    Материал: бумага тонкая цветная, игрушка (мышка, кошка).

    3. а) "Проложим дорожку из камешков" – лепка. Цель: вызывать интерес к простейшим действиям с материалами, пригодными для лепки; учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки для лепки.

    Материал: игрушка мышка, пластилин.

    Методические рекомендации: показать, как отщипывать, отрывать небольшие кусочки пластилина и выкладывать из них дорожку.

    б) "Посыпаем дорожки" – упражение-игра (домашняя школа Монтессори). Цель: учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу); развивать мелкую моторику пальцев.

    Материал: красивое глубокое блюдце с чистым песком, пшеном, рисом, полоски бумаги.

    Методические рекомендации: предложить посыпать "песком" (пшеном, рисом) дорожку на столе шириной 3-5 см; ограничить ее полосками бумаги. Дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок сыпать тремя пальцами (сложить их "щепоткой"), не выходя за края дорожки.

    4. а) "Мышка" – выкладывание из палочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Мышка маленькая в норке
    Тихо грызла хлеба корку.
    "Хрум, хрум" –
    Что за шум?
    Это мышка в норке
    Хлебные ест корки.

    hello_html_m317b8bcd.png

    б) "Мышки" – упражнение с пальчиками. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков):

    hello_html_65a72e91.png

    Методические рекомендации: "Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам

    • указательный, средний, безымянный (в центре средний);
    • средний, безымянный, мизинец (в центре безымянный);
    • большой, указательный, средний (в центре указательный).
    1. Динамическое упражнение.

    а) "Белочки". Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:

    Рыженькие белочки скачут по ветвям,
    (движения согласно тексту)
    Пушистенькие хвостики мелькают тут и там.
    Маленькие белочки замерзли на снегу.
    Как согреть им лапочки в зимнюю пургу?
    Лапка лапку ударяет,
    Быстро-быстро согревает.
    Прыг да скок, прыг да скок,
    И свернемся мы в клубок.

    б) "Мишка косолапый". Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:

    Мишка косолапый
    по лесу идет.
    (дети идут вперевалку с ноги на ногу)
    Шишки собирает,
    (приседают, делая вид, что собирают шишки)
    песенки поет.
    Шишка отскочила
    прямо Мишке в лоб,
    (дотрагиваются до лба ладошкой)
    Мишка рассердился
    и ногою топ!
    (топают ногой)

    ФЕВРАЛЬ

    Тема: "Птицы".

    1-я неделя:

    1. "Птичка" – упражнение с пальчиками. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Птичка, птичка,
    На тебе водички.
    (звать птичку, помахивая кистью одной руки к себе,
    другую ладошку сложить чашечкой)

    Спрыгни с веточки ко мне,
    Дам я зернышки тебе.
    (сыпать корм одной рукой на ладошку другой)
    Клю-клю-клю…
    (стучать указательными пальцами по столу, коленям
    в разных ритмах).

    2. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    3. "Лебединое озеро" – рисование ладошками. Цель: создать условия для экспериментирования красками, познакомить с нетрадиционными приемами рисования – ладошками; учить аккуратно делать отпечатки ладошкой.

    Материал: лист голубого тона большого формата, белая гуашь, таз с водой, салфетки.

    Методические рекомендации: Вначале показ педагога рукой ребенка, затем ребенок выполняет самостоятельно.

    Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
    Выше бережка головушку несет.
    Белым перышком помахивает,
    На цветы водичку стряхивает.

    4. "Воробушки" – динамическое упражнение. Цель: развивать общую координацию движений.

    Птички в гнездышках сидят
    И на улицу глядят.
    Погулять они хотят
    И тихонечко летят,
    Полетели, полетели
    И на веточки уселись.
    Перышки почистили,
    Хвостиком стряхнули.
    Опять полетели.
    На дорожку сели,
    Прыгают, чирикают,
    Зернышки клюют.

    (дети, сидя на корточках, поворачивают голову, встают, бегут, взмахивая вправо и влево руками; темп средний; са- дятся на стульчики, трут руками плечи, крутят попками, снова "летят" (бегают), садятся на корточки, поворачивают голову вправо – влево, имитируют действия птенцов).

    2-я неделя:

    1. "Птички" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Птички полетели,
    (большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху соединить сомкнутые прямые остальные пальцы)
    Крыльями махали.
    (махи ладонями с широко раскрытыми пальцами)
    На деревья сели,
    (руки вверх, все пальцы широко расставить)
    Вместе отдыхали.
    (большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы)

    2. "Угощение для птиц". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Материал: семена тыквы, подсолнечника, большой лист бумаги, пластилин, птицы, кормушка.

    Методические рекомендации: 1.Сортировка семян (тыквы и подсолнечника). 2.Отработка навыка отрывания мелких клочков от большого листа бумаги. 3.Отщипывание маленьких комочков пластилина и складывание их на кормушку.

    3. "Птичка" – лепка. Цель: вызвать желание вылепить маленькую птичку, скатывая шарики, накладывая один на другой, глаза – горошинки; учить прищипывать пальцами, делая клюв и хвостик.

    Материал: пластилин, игрушки, природный материал –горошинки.

    4. "Руки подняли…" – динамическое упражнение. Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:

    Руки подняли и покачали -
    Это деревья в лесу,
    Руки нагнули, кисти встряхнули –
    Ветер сбивает росу.
    В стороны руки, плавно помашем –
    Это к нам птицы летят.
    Как они сядут тоже покажем,
    Крылья сложили назад.

    3-я неделя:

    1. "Сорока" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Сорока, сорока,
    Где была? Далеко.
    (ребенок водит указательным пальцем одной руки по ладони другой)
    Кашу варила,
    Деток кормила:
    Этому дала кашки,
    Этому – киселька,
    (загибают одной рукой по одному пальцу другой руки)
    Этому – сметанки,
    Этому – конфетку,
    А этому не дала:
    "Ты дров не рубил,
    (грозят указательным пальцем обеих рук)
    Воду не носил,
    Кашу не варил.

    2. "Цапля" – выкладывание из палочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    На одной ноге стоит,
    На лягушек все глядит.
    На одной ноге весь день
    Ей стоять совсем не лень.

    hello_html_ef82a28.png

    3. "Скворечник" (I вариант)

    "Птенчики в гнезде" (II вариант) – выполнение фигурок из пальцев. Цель: развивать мелкую моторику пальцев; учить выполнять упражнение как правой, так и левой рукой (вовлекая все пальчики), формировать положительный эмоциональный настрой.

    Методические рекомендации: I вариант:

    Скворец в скворечнике живет
    И песню звонкую поет.
    (ладошки вертикально поставлены друг к другу; мизинцы прижаты, как "лодочка", а большие пальцы загнуты вовнутрь).

    II вариант:

    Птичка крылышками машет
    И летит к себе в гнездо.
    Птенчикам своим расскажет,
    Где она взяла зерно.
    (обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить).

    4. "Гуси серые летели" – динамическое упражнение. Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:

    Гуси серые летели,
    На лужайку тихо сели.
    Походили, поклевали,
    Потом быстро побежали.

    4-я неделя:

    1. "Шла ворона через поле" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Шла ворона через поле,
    (указательный и средний пальцы передвигаем по столу)
    Шесть грибов несла в подоле:
    (считаем пальцы и выпрямляем их по одному)
    Сыроежку, боровик, под-оси-но-вик.
    (поднимаем мизинец, безымянный, средний из кулачка)
    Груздь, опенок, шампиньон.
    (указательный, большой, указательный)
    Кто не видел –
    (закрываем ладошками лицо)
    Выйди вон!
    (показываем указательным)

    2. "Разрезные картинки" – собрать картинку птицы из трех частей. Цель: учить составлять целое (птицу) из трех частей; развивать воображение, память.

    Материал: птица на картинке; птица, состоящая из 3-х частей (голова, туловище, лапки).

    Методические рекомендации: рассмотреть птицу на картинке; 1 вариант: наложить (совместить) части силуэта птицы на картинку; 2 вариант: собрать картинку птицы из 3-х частей (голова, туловище, лапки).

    3. "Это птичка – обведи и нарисуй" – обводка трафарета из толстого картона или трафарета птицы из пластмассы. Цель: развивать мелкую моторику пальцев; учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения, использовать полученный образ (птицы) в изобразительной деятельности.

    Материал: карандаш, фломастер, трафарет из картона или пластмассы силуэта птицы.

    4. "Домик для птицы" – выкладывание домика из геометрических фигур. Цель: фиксировать внимание, что цвет и форма могут быть использованы для изображения разнообразных предметов; учить составлять из геометрических фигур домик для птицы; развивать моторику пальцев, координацию движений рук.

    Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), карточка с изображением домика из геометрических фигур.

    Методические рекомендации: ребенок рассматривает карточку: а) по слову находит названный предмет и накладывает на карточку; б) выкладывает домик из геометрических фигур на столе.

    5. а) "Птички" – динамическое упражнение. Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:

    Птички летали,
    С ребятками играли.
    (бегают по кругу на носочках, помахивая руками)
    Крыльями махали,
    (машут ладонями с широко раскрытыми пальцами)
    На деревья сели.
    (руки на плечи)

    б) "Курочка":

    Вышла курочка гулять,
    Свежей травки пощипать,
    (ходят на носках, руки опущены вниз, кисти держат
    перпендикулярно корпусу)

    А за ней ребятки –
    Желтые цыплятки.
    (легкий бег, руки согнуты к плечам)
    Т.Волгина

     МАРТ

    Тема: "Транспорт".

    1-я неделя:

    1. "Транспорт". Цель: развивать мелкую моторику; учить выполнять движения пальчиками (по очереди загибать) в соответствии с текстом:

    Мы с первым пальцем – малышком
    В трамвайный парк пойдем пешком.
    С другим – поедем мы в трамвае,
    Тихонько песни напевая.
    А с третьим – сядем мы в такси,
    Попросим в магазин нас отвезти!
    С четвертым пальчиком в ракете
    Мы полетим к другой планете.
    Садись-ка, пятый в самолет,
    С тобой отправимся в полет.

    2. "Что у кого?" – разглаживание скомканных шариков листов бумаги с изображениями автобуса, машины. Цель: развивать мелкую моторику рук.

    3. "Колеса для машины" – лепка (скатывание, надавливание). Цель: учить скатывать шарики из пластилина, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе в определенном месте; развивать мелкую моторику, формировать интерес к работе, закреплять цвет предмета.

    Материал: пластилин, трафарет машины без колес из картона.

    4. "Машина". Цель: развивать общую координацию движений.

    Би – би – би
    Гудит машина.
    (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
    Тук – тук – тук –
    Мотор стучит.
    (ритмично хлопают руками)
    Едем, едем, едем, едем, -
    (ритмично потопывают ногами)
    Он так громко говорит.
    Шины трутся о дорогу,
    Шу – шу –шу –
    Они шуршат.
    (потирают ладони)
    Быстро крутятся колеса,
    Та – та- та –
    Вперед спешат.
    (делают ритмичную "вертушку" руками)

    2-я неделя:

    1. "Как живешь?" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Как живешь?
    - Вот так!
    (кулак сжать, палец большой вверх)
    А плывешь?
    - Вот так!
    (руками разводим)
    Как бежишь?
    - Вот так!
    (руки в локтях согнуты)
    В даль глядишь?
    - Вот так!
    (ладошку приставить ко лбу)
    Ждешь обед?
    - Вот так!
    (рука согнута в локте и кулачком под щеку)
    Машешь вслед?
    - Вот так!
    (машем рукой)
    Утром спишь?
    - Вот так!
    А шалишь?
    - Вот так!
    (ладошки трем о щеки)

    2. "Веселый автобус". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Материал: картинка с нарисованными автобусом и извилистой дорожкой.

    Методические рекомендации: предложить ребенку помочь доехать до детского сада, дома: "Прошагай пальчиками правой и левой руки. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

    Едем, едем поутру,
    Везем в садик детвору.
    Едем по кривой дорожке,
    Малыши глядят в окошки.

    3. "Составим из палочек машину". Цель: учить действовать по представлению; учить собирать машину по ее графическому изображению (рисунку); развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

    Материал: палочки цветные, предметные картинки с изображением машины и схема выкладывания палочками, кружки для колес.

    Машина по улицам мчится,
    Из под колес пыль клубится.

    hello_html_7d788ed8.png

     4. "Самолет". Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:

    Летит самолет высоко – высоко,
    Ему на посадку зайти нелегко!
    Летчик за кругом делает круг…
    (дети бегут легко на носочках, руки в стороны)
    Ему самолет и товарищ, и друг!
    На взлетную полосу сел самолет,
    (приседают, руки в стороны)
    Вперед побежал –
    и закончен полет.
    Двери открылись, под трапом земля,
    И пассажиров встречают друзья!
    О.Асписова.

    3-я неделя:

    1. "Кто приехал?" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    - Кто приехал?
    (обе ладошки вверх, каждый палец соприкасается с другим пальцем)
    - Мы, мы, мы!
    (ладошки раскрываем только пальцы, внизу ладошки
    соединены)

    - Мама, мама, это ты?
    (большой палец отгибаем в сторону)
    - Да, да, да!
    - Папа, папа, это ты?
    (указательный палец отгибаем в сторону)
    - Да, да, да!
    - Братец, братец, это ты?
    (средний палец отгибаем)
    - Да, да, да!
    - Ах, сестричка, это ты?
    (безымянный палец отгибаем)
    - Да, да, да!
    - Все мы вместе,
    - Да, да, да!
    (раскрываем ладошки)

    2. "Дорога для машины" – рисование кисточкой. Цель: упражнять в рисовании длинных прямых горизонтальных линий; развивать мелкую моторику, аккуратность и желание рисовать.

    Материал: листы с изображением машин разных цветов, гуашь по цвету машин, кисточки, игрушки - машины.

    Едут машины,

    шуршат шины.

    Погоди немного,

    вот дорога…

    А палочки длинные –

    следы машинные.

    У нас машины разные

    и желтые, и красные.

    Машины за машинами

    шуршат своими шинами.

    3. "Грузовик" – обводка трафарета машины. Цель: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения; понимать, что обводящие движения очеркивают контур предмета; развивать мелкую моторику.

    Материал: шаблон машины для обрисовывания.

    Методические рекомендации: вначале рассмотреть шаблон, научить видеть целостный предмет в шаблоне. Если ребенок затрудняется соотнести шаблон с картинкой, то надо помочь обвести указательным пальчиком контур предмета (по шаблону); затем ребенок обводит контур карандашом по шаблону совместно с взрослым и, наконец, ребенок действует самостоятельно.

    4. "Самолет" (А.Барто). Цель: развивать общую координацию движений.

    Самолет построим сами,
    (разводят руки – "крылья" в стороны)
    Пронесемся над лесами,
    (помахивают руками вверх – вниз, слегка наклоняя ту-
    ловище вправо – влево)

    Понесемся над лесами,
    (бег на носочках, руки в стороны)
    А потом вернемся к маме.
    (приседают на одно колено, прямые руки в стороны)

    4-я неделя:

    1. "Шел Саша по шоссе" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Шел Саша по шоссе,
    (указательный и средний "идет" по столу)
    Нес сушки в мешке.
    (большой палец и указательный соединяем: делаем
    "сушку" на обеих руках)

    Сушку – Грише,
    (одну "сушку" как бы одеваем на другую руку, то есть
    на большой палец)

    Сушку – Мише,
    (одеваем на указательный палец)
    Есть сушки Проше,
    (одеваем на средний палец)
    Ванюше, Антоше.
    (на безымянный, на мизинец)
    Еще две сушки Нюше
    (меняем руки, одеваем на большой палец)
    И Петрушке,
    Еще три сушки Паше,

    (одеваем на указательный, средний)

    Танюшке, Ванюшке.
    (безымянный, мизинец)

    2. "Собери колеса для машины" – игра на нанизывание. Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

    Материал: 4 пуговицы – "колеса" (две большие, две поменьше) разного цвета, 2 нарисованные машины разного размера с приклеенными на месте колес канцелярскими кнопками.

    Методические рекомендации: попросить ребенка наколоть на кнопку столько же колес (2 колеса), сколько изображено на рисунке (два больших колеса у большой машины, два маленьких – у маленькой машины). Усложнение: в три года ввести понятие "поменьше".

    3. "Самолет" – лепка. Цель: учить раскатывать пластилин в длину, из готовых палочек составлять самолет, играть с ним, подражая звуку летящего самолета: "р-р-р"; развивать мелкую моторику.

    Материал: пластилин, игрушка – самолет для рассматривания, салфетка.

    Методические рекомендации: рассматривание; показ последовательности изготовления самолета; пояснение способа раскатывания пластилина.

    4. "Пролетает самолет". Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения в соответствии с текстом:

    Пролетает самолет,
    С ним собрался я в полет.
    (дети смотрят вверх и водят пальцем как бы за про-
    летающим самолетом)

    Правое крыло отвел – посмотрел!
    Левое крыло отвел – поглядел.
    (отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
    Я мотор завожу
    И внимательно гляжу.
    Поднимаюсь ввысь – лечу,
    Возвращаться не хочу.
    (подняться на носки и выполнить летательные движения)

    АПРЕЛЬ

    Тема: "Мебель, посуда".

    1-я неделя:

    1. "Здравствуй, пальчик!" – игра. Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место.

    Материал: стул, стол, лист чистой бумаги, карандаши.

    Методические рекомендации: 1. Взрослый показывает: локти стоят на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики здороваются, начиная с мизинчика. Затем здороваются ладошки. После показа ребенок выполняет самостоятельно. 2. Взрослый обводит ладонь ребенка карандашом, показывает, что на бумаге получились его пальчики. Предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальчики к изображению). 3. Пальчики ребенка "здороваются" с пальцами взрослого; в конце игры ребенок делает "замок".

    2. "Составим из палочек кровать". Цель: учить собирать кровать по графическому изображению (рисунку); развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

    Материал: цветные палочки, предметная картинка с изображением кровати, схема выкладывания.

    hello_html_m578e4d85.png

    Поставим в спальню мы кроватку
    И спать на ней мы будем сладко.

    3. "Игра с геометрической мозаикой" – выкладывание кровати и стула. Цель: учить составлять из геометрической мозаики кровать, стул; развивать более тонкую дифференцировку, совершенствовать моторику пальцев, координацию движений.

    Материал: мозаика геометрическая цветная.

    4. "Мы по комнате гуляли". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения в соответствии с текстом:

    Мы по комнате гуляли
    И флажки в руках держали.
    Топ – топ, еще раз!
    Флаги яркие у нас.
    Мы флажки за спинку спрячем
    И, как зайчики, поскачем.
    Прыг – скок, еще раз!
    Больше флагов нет у нас.
    На флажки мы посмотрели,
    Закружиться захотели.
    Вот – вот, еще раз!
    Флаги яркие у нас.
    Мы тихонечко присели,
    Застучали еле-еле.
    Тук – тук, еще раз!
    Флаги яркие у нас.
    (А.Ануфриева)

    2-я неделя:

    1. "Прогулка" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Пошли пальчики гулять,
    (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)
    А вторые догонять.
    (ритмичные движения по столу указательными пальцами)
    Третьи пальчики бегом,
    (движения средних пальцев в быстром темпе)
    А четвертые пешком,
    (медленные движения безымянных пальцев по столу)
    Пятый пальчик поскакал,
    (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами
    И в конце пути упал.
    (хлопок обоими кулаками по столу)

    2. "Составим из палочек табурет". Цель: учить собирать табурет по графическому изображению (рисунку); развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

    Материал: палочки цветные, предметная картинка табурета и схема выкладывания палочками.

    hello_html_7917349f.png

    На табуретке сидят за столом,
    И без нее неуютен наш дом.

    3. "Выкладывание стола, скамейки" – игра с геометрической мозаикой. Цель: учить составлять из геометрической мозаики стол, скамейку; развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствовать движение "глаз – рука". Материал: геометрическая мозаика.

    Методические рекомендации: вначале показ взрослого, затем ребенок выполняет самостоятельно, используя образец выкладывания взрослого.

    4. "Ходьба". Цель: развивать общую координацию движений.

    Мы проверили осанку
    и свели лопатки,
    (отвести плечи назад)
    Мы ходили на носках,
    (идти на цыпочках)
    мы идем на пятках.
    Мы идем как все ребята
    (шагать маршем)
    и как мишка косолапый.
    (идти вразвалку)

    3-я неделя:

    1. "Посуда" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Раз, два, три, четыре,
    Мы посуду перемыли:
    (поочередно загибаем пальцы на правой руке)
    Чайник, чашку, ковшик, ложку
    И большую поварешку.
    Мы посуду перемыли,
    Только чашку мы разбили,
    Ковшик тоже
    Развалился,
    Нос у чайника отбился.
    Ложку мы чуть-чуть сломали –
    Так мы маме помогали!
    Н.Нищева

    2. "Составим из палочек телевизор". Цель: учить собирать телевизор по графическому изображению (рисунку); развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

    Материал: цветные палочки, предметная картинка с изображением телевизора и схема выкладывания.

    hello_html_m33be2cc.png

    Без телевизора скучно, друзья,
    А долго смотреть телевизор нельзя.

    3. "Собери целое". Цель: продолжать уточнять представление о предметах; учить выделять части и соединять их в целое; развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой); развивать мелкую моторику.

    Материал: предметные картинки посуды, разрезанные на две части предметные картинки посуды.

    4. "Ладушки". Цель: развивать общую координацию движений.

    Ладушки, ладушки,
    Испекли оладушки,
    ("пекут оладушки", поочередно прихлопывая сверху одной
    ладонью по другой)

    На окно поставили,
    (протягивают ладошки вперед)
    Остывать оставили.
    Остынут, поедим
    И воробышкам дадим.
    (поочередно подносят ладошки ко рту)
    Воробышки сели,
    (опускают ладони на колени)
    Все оладки съели,
    (стучат пальчиками)
    Кыш, кыш – полетели!
    (поднимают руки вверх, взмахивая кистями, побежали)
    На головку сели!
    (кладут ладони на голову)
    (русская народная потешка)

    4-я неделя:

    1. "Все, что только захотим" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Все, что только захотим,
    Из песка мы смастерим,
    (хлопки в ладоши)
    Саша лепит колобок,
    (ладошки сложить "ковшиком" и как бы лепить колобок)
    А Иринка – теремок,
    (соединить прямые ладони над головой: "крыша")
    Люба лепит разных рыб,
    (прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо – влево)
    Ну а Вера – белый гриб.
    (одну руку сжать в кулак и сверху прикрывать ее ладонью другой руки: "шляпка гриба")

    2. "Догадайся, что спрятано в комочке?" – разглаживание смятых комочков бумаги. Цель: развивать мелкую моторику.

    Материал: бумажные комочки с контурным изображением посуды, мебели.

    3. "Чайный сервиз" – рисование красками. Цель: закреплять способ рисования кистью точек, мазков, линий, колец и т.д.; учить последовательно пользоваться краской двух цветов, располагать узор по всей поверхности предмета; развивать мелкую моторику.

    Материал: силуэты чайного сервиза (чашки, чайник, блюдца), кисти, гуашь двух цветов, образцы посуды.

    Кукол в платья наряжали,
    Кукол в гости приглашали,
    Сладким чаем их поили
    И коврижками кормили.

    4. "Красивая чашка в горох" – обводка трафарета чашки и наклеивание на него приготовленных цветных кружков. Цель: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в игре; развивать мелкую моторику.

    Материал: карандаши, фломастер, трафарет из бумаги или пластмассы, цветные кружки.

    5. "Солнышко". Цель: развивать общую координацию движений.

    Вот, как солнышко встает
    (медленно поднимают руки вверх)
    Выше, выше, выше!
    К ночи солнышко зайдет
    (медленно опускают руки)
    Ниже, ниже, ниже.
    Хорошо, хорошо
    ("фонарики")
    Солнышко смеется,
    А под солнышком всем
    Весело поется!
    (хлопают в ладоши)
    Солнце рано утречком поднималось,
    (руки поднимают вверх)
    Студеной водицею умывалось.
    (делают движения руками "умываются")
    Протоптало солнышко сто дорожек!
    (идут друг за другом)
    Почему у солнышка столько ножек?
    Г.Лагздынь

    МАЙ

    Тема: "Растительный мир. Игрушки".

    1-я неделя:

    1. "Цветок" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Вырос высокий цветок на поляне,
    (руки в вертикальном положении, ладони друг к другу,
    развести пальцы и слегка округлить их)

    Утром весенним раскрыл лепестки.
    (развести пальцы рук)
    Всем лепесткам красоту и питанье
    (ритмичные движения пальцами вместе – врозь)
    Дружно дают под землей корешки.
    (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

    2. "Каждому листочку – свое место" – закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки. Цель: осуществлять выбор контура листочка по образцу и проверять его примериванием; продолжать различать цвета "такой – не такой"; знакомить с названиями цвета листочков; учить действовать в соответствии со словесной инструкцией; продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.

    Материал: карточки с листочками березы, тополя, клена, рябины, дуба; отдельно листочки от этих деревьев.

    3. "Волшебный цветок" – рисование. Цель: продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования, учить рисовать ладонью; развивать воображение.

    Материал: картинки с изображением сказочных декоративных цветов, таз с водой, салфетки, гуашь.

    Над клумбой бабочка кружит,
    Куда же сесть? Все не решит:
    Цветочек каждый так хорош!
    Какой красивей – не поймешь!

    4. "По узенькой дорожке" – русская народная потешка. Цель: развивать общую координацию движений.

    По узенькой дорожке
    Шагают наши ножки,
    (ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги)
    По камешкам, по камешкам,
    (делать подскоки с ноги на ногу в медленном темпе)
    И в ямку… бух!
    (усаживаются на пол на последнем слове)

    Далее дети, сидя на полу и вытянув вперед ноги, повторяют упражнение пальчиками, "шагая" ими в ритме потешки по ноге от бедра к колену; на последнее слово хлопают ладонями по коленям.

    2-я неделя:

    1. "Топ – топ" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику рук.

    Топ – топ, топотушки!
    (ладошки вверх, ладошки вниз и "идут" пальчики)
    Пляшет зайка на опушке,
    (кисти рук сгибаем, как у зайчика лапки перед грудью)
    Пляшет ежик на пеньке,
    (кисти рук соединяем под углом)
    Пляшет песик на крылечке,
    (большой палец соприкасается с четырьмя пальцами, указательный палец сгибаем в суставе)
    Пляшет мышка возле норки,
    (руки поднимаем вверх на голову, растопырив пальцы)
    Пляшет козочка на горке,
    (указательный палец прикладываем к голове)
    Пляшет утка на реке,
    (две ладошки соединяем, делаем как бы клюв и
    разъединяем)

    Черепаха – на песке,
    (одной рукой делаем кулак, а другой рукой кулак этот
    закрываем)

    Топ – топ, топотушки!
    (пальцы "идут" по столу)
    Пляшут – утки,
    (растопырив, ладошки поставить на голову)
    Что стоишь?
    Пляши и ты!

    2. "Собери цветок". Цель: формировать зрительно-двигательную координацию; развивать зрительную ориентировку на форму предмета; формировать практические способы ориентировки (метод проб); вызывать интерес к своим действиям; учить захватывать мелкие предметы (лепестки) пальцами; формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.

    Материал: на листе бумаги сделан цветок (аппликация), отдельно лепестки, поднос.

    Методические рекомендации: педагог сам выполняет упражнение (показ); нужно наложить лепесток на рисунок (брать двумя пальцами), далее ребенок выполняет самостоятельно.

    3. "Одуванчики на полянке" – лепка (отщипывание, скатывание, надавливание). Цель: учить отщипывать маленькие кусочки от большого куска, скатывать шарики, надавливать указательным пальчиком на шарики, прикрепляя их к основе.

    4. "Красивый одуванчик" – втыкание спичек в пластилиновый комочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    5. "Выросли цветы". Цель: развивать общую координацию движений.

    Раз, два, три – выросли цветы,
    (медленно встать из положения сидя)
    К солнцу потянулись высоко, высоко!
    (поднять руки вверх, потянуться)
    Цветам тепло и хорошо!
    (обмахивают лицо руками)
    Е.Пожиленко

    3-я неделя:

    1. "Две сороконожки" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Две сороконожки, бежали по дорожке,
    (ладошки прямые, перебираем пальцами, т.е. соеди-
    няем)

    Бежали, бежали, друг друга повстречали.
    (ладошки вверх, пальцы прямые)
    Так друг друга обнимали,
    (зацепляемся пальцами друг за друга, как "крючки")
    Так друг друга обнимали,
    (ладошка в ладошку цепляется как в "замок")
    Так друг друга обнимали,
    Что едва мы их разняли.
    (как будто открыли "замок")

    2. "Составь из палочек кораблик". Цель: учить собирать (составлять) кораблик из палочек по графическому изображению (рисунку); развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

    Материал: палочки цветные, предметная картинка с изображением кораблика и схема выкладывания.

    По реке корабль плывет,
    Капитан его ведет.

    hello_html_7836dc4f.png

    3. "Шарики" – рисование. Цель: учить рисовать предметы круглой формы, продолжать знакомить с названиями цветов, учить различать их; учить правильно держать кисть, рисовать красками и использовать краски разных цветов; развивать мелкую моторику.

    Материал: листы с изображением разноцветных воздушных шариков, гуашь.

    Шарики, шарики
    Подарили нам!
    Красные, синие
    Дали малышам!
    Шарики подняли
    Мы над головой.
    Заплясали шарики!
    Красный, голубой.

    4. "Лиса" – динамическое упражнение. Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения согласно тексту:

    Утром Лисонька проснулась,
    Лапкой вправо потянулась,
    Лапкой влево потянулась,
    Солнцу нежно улыбнулась.
    В кулачок все пальцы сжала,
    Растирать все лапки стала –
    Ручки, ножки и бока:
    Вот какая красота!
    А потом ладошкой
    Пошлепала немножко.
    Стала гладить ручки, ножки
    И бока совсем немножко.
    Ну, красавица – Лиса!
    (красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо –
    влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину)

    До чего же хороша!

    4-я неделя:

    1. "Пальцы – дружная семья" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Методические рекомендации: повторить названия пальцев рук; предложить ребенку пальчикам одной руки "поздороваться" с пальчиками другой руки, называя их: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

    Пальцы – дружная семья,
    Друг без друга им нельзя.
    (сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и расжимаем их)
    Вот большой, а это – средний,
    Безымянный и последний –
    Наш мизинец, малышок!
    У-у-у! Указательный забыли.
    Чтобы пальцы дружно жили.
    (поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
    Будем их соединять
    И движенья выполнять…
    (каждый палец присоединяем поочередно к большому пальцу)

    2. "Дождик". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Материал: картинка (нарисована тучка, из тучки идет дождь, дети убегают от дождя по дорожке).

    Методические рекомендации: предложить ребенку помочь детям спрятаться от дождя: "Прошагай пальчиками правой руки по дорожке (состоящей из кружков) к зонтику: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним.

    По небу облако тихо плывет,
    Из этого облака дождик идет.
    От дождика прячется вся детвора,
    Под зонтик бегут посредине двора!

    3. "Разрезные картинки" – собрать картинки игрушек из двух частей. Цель: уточнять представление о предметах (игрушках), учить выделять части и соединять их в целое; развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой); развивать мелкую моторику; закреплять эмоционально положительное отношение к игре.

    Материал: картинки игрушек: мяч, пирамидка, машина, матрешка и разрезные картинки этих предметов.

    Методические рекомендации: педагог показывает предметные картинки, с ребенком рассматривают части этих предметов, затем предлагает ребенку найти детали для каждой игрушки и соединить их (составить игрушку) с помощью взрослого.

    4. "Составь пирамидку". Цель: учить собирать пирамидку из четырех-пяти колец одного цвета, последовательно уменьшающихся и располагающихся на листе бумаги; развивать более тонкую дифференцировку при подборе предметов по убывающей величине; развивать мелкую моторику.

    Материал: лист чистой бумаги, пирамидки из картона (кольца) четырех основных цветов.

    Методические рекомендации: педагог делает показ действий с пирамидкой, затем ребенок выполняет самостоятельно. Усложнение: собрать пирамидку по определенному цвету.

    5. "Прогулка". Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения согласно тексту:

    Раз – два - три, раз – два – три,
    По дорожке мы пошли.
    (шаг марша)
    Петлять тропинка начала
    Среди высоких трав,
    По ней шагаем мы легко,
    Головушку подняв.
    (ходьба змейкой)
    Вот мы кочки увидали,
    Через них мы прыгать стали.
    (прыжки с продвижением вперед)
    Впереди течет ручей,
    Подходите поскорей!
    (ходьба на носках)
    Руки в стороны расставим,
    Переходить его мы станем.
    Лес весенний увидали,
    И к нему все побежали.
    (руки в стороны)
    Посмотрели на бегу,
    Кто пасется на лугу.
    (бег по кругу)

     Литература

    1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. (Логопед в ДОУ).
    2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. – 46, [2] с.: ил.
    3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: "Паритет", 2003. – 144 с. – (Серия "Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.)
    4. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.:Издательство "Гном и Д", 2006. – 40 с.
    5. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. Московский издательский центр "Техинформ", МАИ, 1997 год.
    6. Захарова Л.В. Игры и упражнения с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. 2004. – 23 с.
    7. Захарова Л.В. Перспективный план по рисованию и аппликации для детей двух-трех лет. Перспективный план занятий на год по лепке для детей двух-трех лет. (Из опыта работы в Доме ребенка), 2006г.
    8. Исаенко О.В. Перспективное планирование по лепке, рисованию. (Из опыта работы в Доме ребенка), 2007г.
    9. "Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов"/Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. М.: Полиграф сервис, 2002. – 128 с.
    10. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития)
    11. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
    12. Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. 2-4 для самых маленьких.
    13. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2006. – 92 с.: ил. – (Популярная логопедия)
    14. Романов А.А. Игры с указательным пальцем для детей. Карточки с игровыми задачами: Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М.: "Плэйт"; 2005. – 48 л.: ил.
    15. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб.: Корона принт; М.: Бином – Пресс, 2006. – 32 с.; ил.
    16. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003. – 127, [1] с.
    17. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1996. – 32 с.
    18. Янушко Е. А. Школа семи гномов. Развитие мелкой моторики у детей от двух до трех лет. Пластилиновые картинки. 2006 г.
    19. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. – 56 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

    Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

    "Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

    Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....

    Педагогическая мастерская "Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

    Педагогическая мастерская«Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»Цель. Повышение уровня профессиональной компетентност...

    ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

    Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

    ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

    Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...