Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
методическая разработка (младшая группа)

Кондракова Наталья Даниловна

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребёнок может испытывать затруднения при письме – именно потому, что это совершенно другой навык.

Моторные центры речи находятся рядом с моторным центром пальцев рук, поэтому стимулируя моторику, мы развиваем речь.

В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным и занимательным способом для развития мелкой моторики рук, считается применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют значительно улучшить моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vesyolye_ruchki.docx53.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 68 «Теремок» города Смоленска

                                                                                                                                                                                                                          

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

 «Детский сад № 68 «Теремок»

_____________ И. С. Христюк

                                                                                                                                                           

Программа

по дополнительной образовательной деятельности детей

дошкольного возраста

по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности

«Весёлые ручки и язычок»

(дети раннего возраста, 2-3 года)

Руководитель: Наталья Даниловна Кондракова

Место проведения: групповая комната.

2020 г

Пояснительная записка:

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребёнок может испытывать затруднения при письме – именно потому, что это совершенно другой навык.

Моторные центры речи находятся рядом с моторным центром пальцев рук, поэтому стимулируя моторику, мы развиваем речь.

В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным и занимательным способом для развития мелкой моторики рук, считается применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют значительно улучшить моторику рук.

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего  формирования познавательной сферы ребенка.Поэтому мы организовали кружок для развития мелкой моторики и артикуляции «Весёлые ручки и  язычок», который объединяет два вида деятельности: пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Первая часть – пальчиковые игры и упражнения, вторая – артикуляционная разминка.

Актуальность  нашей  работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики  и артикуляции у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Свою работу по развитию мелкой моторики и артикуляции  проводим   с детьми 1 младшей группы (2 подгруппы по 10 воспитанников). В группу приходят  дети “домашние”, у них не сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно,  т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

В начале своей работы провели диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводили  по следующим критериям:

1. упражнение «Фонарики»,

2. сжимание и разжимание кулачков,

3. потирание кулачков,

4. сминание бумаги в кулаке.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Проведенная   диагностика развития мелкой моторики показала, что 65% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 35% -  средний.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решили провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада. Программа для детей 2-3лет осуществляется 2 раза в неделю.

Цель работы:развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.

Задачи:

  1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики и речевого развития.
  2. Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
  4. Прививать детям любовь к художественному слову.
  5. Развитие коммуникативных навыков.
  6. Развивать тактильную чувствительность рук детей.
  7. Развивать индивидуальную творческую деятельность
  8. Развивать фантазию и творческое воображение.
  9. Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению.
  10. Обогощать детей новыми умениями, навыками, знаниям и закреплять их.

Знание индивидуальных особенностей ребенка, уровень его развития, состояние здоровья помогает решить эти задачи и осуществлять на этой основе личностно-ориентированный подход.

Принципы.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов

Принципы доступности и индивидуальности.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаем своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности.

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Далее учитывается систематичность.

Принцип связи с жизненным опытом.

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время  одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

Принцип наглядности.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные  дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

Методы и приёмы:

  • Игровой метод
  • Наглядно-действенный метод
  • Словесный метод
  • Практический метод

Система работы по развитию мелкой моторики.

Работа организована через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями.

Работа с детьми проводится  по следующим направлениям:

  • пальчиковые игры,
  • игры с предметами,
  • дидактические игры.

Игре придаётся  большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

Предполагаемые результаты:

  • Повышение уровня  развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей;
  • Повышение уровня звуковой культуры речи детей;
  • Сформированы первичные каллиграфические навыки детей;
  • Дети умеют различать звуки;
  • Дети  проявляют речевую активность в целом.

Работа с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.

Консультации на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста»

Ознакомление родителей  с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста,  родителям предлагается осуществлять работу в трех направлениях:

  • специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
  • В родительском уголке  - рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.

Например:«Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка».

Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И АРТИКУЛЯЦИИ

Дата

Тема.

Оборудование

Цели

Содержание и виды детской деятельности

Интегрируемые образовательныеобласти

Октябрь

1неделя

Осень

« В гостях у зайчика»

(карандаши,картинка с изображением зайчика и домика.)

1

1.Развивать моторику рук

2.Учить детей выполнять движения по тексту  ( по показу воспитателя).

3.Учить проводить пальчиками прямые линии(дорожку) соединяя предметы.

4.Укреплять мышцы губ.

1.массаж пальчиков карандашами

2. пальчиковая гимнастика «Зайка»

Зайка – ушки на макушке

 (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.    

 (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,    

(Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –            

 (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

3.Помоги зайчику добраться до домика

4. артикуляционная гимнастика « Улыбка»

1.Физическое развитие

2.художественно-эстетическое развитие

3.Познавательное развитие

4.речевое развитие

5.социально-коммуникативное развитие.

2 неделя

« Друзья»

(орехи,муляж грибов, игрушки «Зайчик» ,  «Ёжик»,пробки для бутылок)

1.Развивать

координацию пальцев

2.Формирование

контроля за

мышечными

ощущениями;

3.Воспроизведение

алгоритма

движений пальцев

(указательного и

среднего попеременно,

двух

пальцев одновременно).

2.Укреплять мышцы губ при помощи артикуляционных упражнений

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Друзья»

Заяц и ёжик навстречу друг другу     (Указательные и средние пальцы обеих рук

«идут» навстречу  друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.      

(Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди, догони!        

(Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

3.«Помоги ёжику собрать все грибы на полянке».

4.Артикуляционная гимнастика «Хоботок».

3 неделя

« Урожай»

(картинки и муляж овощей)

1.Учить детей показывать рукой круг

2. Развивать общую моторику у детей

3.Познакомить детей с играми – шнуровка

4.Продолжать работать над артикуляцией губ.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Я – зелёная капуста,  

(Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  

(Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,    

(Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

3.Шнуровка  «Овощи».

4.Артикуляционная гимнастика «Хоботок - улыбка».

4неделя

«Чай для друзей»

(мячи- ёжики, шнуровка «Фрукты»,муляж – лимон.

1.Учить детей соединять поочерёдно одноименные пальчики левой и правой руки вместе.

2. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

3. Учить играть в игры –шнуровки.

4.Учить широко открывать и закрывать рот (укрепляем мышцы щёк и губ)

1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Лимон».

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  

(Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.  

 (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай  его положим            

 (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.  

(Пальцы в том же положении, делаем

вращательные движения – «по-

мешиваем чай».)

3.Шнуровка «Фрукты».

4.Артикуляционная гимнастика «Бегемотик  зевает».

Ноябрь

1неделя

« На прогулке»

(резиновые мячики,пуговицы,картинки с обувью)

1.Продолжать развивать и укреплять моторику рук.

2.Учить действовать по указанию педагога.

3.Развивать гибкость пальцев

4.Укреплять артикуляционный аппарат

5.Прививать любовь к художественному слову.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке.

(Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!                  

(Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают        

(Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –    

(Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.  

 («Шагают» пальцами по столу.)

3.Разбери пуговицы по цвету.

4.Артикуляционное упражнение «Лопата»

2неделя

«В гостях у осени»

(грецкие орехи,крупные бусы,листья с деревьев)

1.учить поочерёдно двигать пальчиками.

2.развивать гибкость пальцев, тактильные ощущения.

3.Укреплять мышцы языка.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковаягимнастка «Осень»

Вышла осень погулять,  

«Идём»  указательным и средним пальцами одной руки.

Стала листья собирать.  

Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.

3. Игра «Собери бусы».

4.Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молоко»

3неделя

 «Соберём урожай»

(карандаши, муляж и картинки овощей)

1.Учить обводить

пальчиком контур

картинки,развитие

умения выкладывать

картинки по образцу;

активизация словаря:

«капуста»,

«морковь», «огурец»,

«овощи»,

«кастрюля».

2.Развивать координацию пальцев рук.

3.Развивать воображение, внимание.

4. Укреплять артикуляционный аппарат.

1.Массаж пальчиков карандашами.

2.Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Я – зелёная капуста,          

Руки перед собой образуют круг.

Без меня в кастрюле пусто.  

Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».

Листья снимете с меня,    

Разводим руки в стороны.

И останусь только я!

3.Обведи по контуру овощи.

4.Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки»

4неделя

«Наш огород»

(картинки и муляж овощей,счётные цветные палочки,фасоль)

1.Учить детей большим и указательным пальцем брать фасоль.

2. Развивать гибкость пальцев

3. Учить чередовать красную и белую фасоль(знакомство с цветом)

4. Познакомить детей с цветом, формировать умение действовать по показу взрослого.

5.Укреплять артикуляционный аппарат, формировать умения правильного выполнения движений языка.

1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн»

2.Пальчиковая гимнастика «Наш огород»

В огороде много гряд,      

Сжимают и разжимают пальцы.

Тут и репа, и салат,            

Загибают пальцы поочерёдно.

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород        

Хлопают в ладоши.

Нас прокормит целый год.

3.Разбираем счётные палочки по цвету.

4.Артикуляционное  упражнение «Почистим за нижними зубами»

Декабрь

1неделя

Зима

« Встречаем зиму»

(карандаши,пуговицы,шнуровки,картинки с зимней одеждой).

1.Продолжать развивать координацию пальцев рук.

2.Развивать внимание, воображение.

3.Укреплять мышцы лица.

1.массаж пальчиков

карандашами.

2.Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Я надену сапоги,      

Показываем на ноги, туловище, голову.

Курточку и шапку.  

И на руку каждую    

Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.

Натяну перчатку.              

Смена рук.

3.Шнуровка «Пришей пуговицу»

4.Артикуляционное упражнение «Иголочка»

2неделя

« Готовим угощенья»

(грецкий орех, манка,рисунки сизображением кондитерских изделий)

1.Учить детей поочерёдно разгибать пальчики,начиная с мизинца.

2. Продолжать развивать моторику рук.

3.Продолжать укреплять артикуляционный аппарат.

4. Развивать фантазию, воображение.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»

Муку в тесто замесили,    

(Сжимают и разжимают пальцы)

А из теста мы слепили      

Прихлопывают ладонями, «лепят».

Пирожки и плюшки,          

Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            

Обе ладони разворачивают вверх.

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    

Гладят животы.

3.Рисуем пальчиком поманке.

4.Артикуляционное упражнение «Расчёска».

3неделя

«В гостях у цыплят»

(горох и фасоль,игрушки курица, цыплята)

Обог

1.Обогощать сенсорный

опыт  детей.

2.Познакомить с новым

материалом - горох

3.Развивать

исследовательские

умения, мелкую моторику,

тактильные ощущения.

4.Закреплять упражнения

по укреплению

артикуляционного

аппарата.

щать с

умени

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика «Цыплятки»

Зёрна курочка клюёт,      

Обе ладошки вместе отклоняем от себя.

И цыплятки тут как тут.  

Щепотки «клюют» по очереди.

В воду уточка нырнёт,      

Ладошки вместе «ныряют» вперёд.

А цыплятки не нырнут.    

Погрозили пальчиком.

3. Игра «Поможем Золушке разобрать крупу».

4.Артикуляционное упражнение  «Весёлая змейка»

4 неделя

« Мамы и малыши»

(прищепки,резиновые мячики, иллюстрация с изображением курицы с цыплятами)

1.Укреплять пальцы рук поочерёдно касаясь большим пальцем остальных.

2.Развивать общую моторику рук.

3. Продолжать укреплять язычок, умение переходить от одного упражнения к другому.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика «Мамы и малыши»

Есть у курицы цыплёнок,

Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –    

Перебирают пальцы по очереди.

Все красивы, хороши.

3.Игры с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыплёнок».

4.Артикуляционное упражнение «Качели»

Январь

1неделя

«Тихо к нам идёт зима…»

(мячи – ёжики,пуговицы).

1.Продолжать совершенствовать умения выполнять движения по тексту по показу взрослого.

2.Укрепляем мышцы щёк.

3.Развивать воображения моторику рук,речь.

1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастка

Снег ложится на дома,    

Руки разводим в стороны, ладонями вниз.

Улицы и крыши.              

Руки «домиком».

Тихо к нам идёт зима,      

Палец к губам.

 «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.

Мы её не слышим…        

Рука за ухом.

3.Игра «Застегни и расстегни».

4.Артикуляционное упражнение «Шарик».

2неделя

« Снежные сугробы»

( фасоль,  бумага)

1. Закреплять умение поочерёдно соединять большой палец с остальными.

2.Развивать моторику рук

учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки;                                        - строить из кусочков бумаги "снежную горку"

развивать фантазию.

3.Развивать речевой аппарат.

1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

2.Пальчиковая гимнастика.

 Что зимой мы любим делать?      

Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

3.Игра « Много снега намело» ( обрывание бумаги)

4.Артикуляционноеупражнение  «Лошадка»

3неделя

« Здравствуй Дедушка мороз»

(Бусы,каштаны,шарики пластмассовые,

верёвочка).

1.Учить  детей на ощупь выбирать необходимый материал, развивать тактильные ощущения.

2.Развивать внимание, воображение. Умение поглаживать пальчики  в разных направлениях.

3. Совершенствовать умение действовать по показу взрослого, развивать ловкость рук.

4.Развивать умение чётко выполнять артикуляционные упражнения.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, Дедушка Мороз!  

Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.

Что в подарок нам принёс?        

Руки вперёд ладонями вверх.

- Громкие хлопушки,        

Хлопнуть в ладоши.

Сладости, игрушки.            

Вертим кистями.

3.Игра «Кто быстрее» (накручивание верёвочки в разных направлениях).

4.Артикуляционное упражнение  «Сдуй ватку с ладошки».

4 неделя

« Мои игрушки»

(карандаши,игрушки,фасоль)

1.Укреплять моторику рук.

2.Развивать координацию рук.

3.Совершенствовать умения детей на ощупь находить и выбирать нужную игрушку.

4.Укреплять артикуляционный аппарат.

1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики»

2.Пальчиковая гимнастика

Я с игрушками играю:

Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.

Мячик я тебе бросаю,  

Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».

Пирамидку собираю,  

Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.

Грузовик везде катаю. 

Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем  машинку».

3.Игра «Найди, что спряталось в фасоли»

4.Артикуляционное упражнение «Заборчик»

Февраль1неделя

«  Мои любимые животные»

(грецкие орехи,игрушки животныхватман,краски)

1.Развивать моторику рук, сгибаем пальчики в кулачки от мизинца.

2. Развивать коммуникативные навыки.

3.Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - пальчиками.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика.

Это зайчонок, это бельчонок,                

Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      

Вращают большим пальцем.

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

3.Игра «Кто как говорит», Рисование « Следы на снегу».

4.Артикуляционное упражнение «Поймаем мышку»

2 неделя

« Снежок»

(шишки,пробки)

1.Продолжать укреплять мелкую мускулатуру рук.

2.Учить поочерёдно шагать  средним и указательным пальцами одной руки.

3.Укреплять артикуляционный аппарат при помощи упражнений.

1.Массаж  ладоней и пальцев рукшишками.

2.Пальчиковая гимнастика «Зима»

Снег ложится на дома,    

Руки разводим в стороны, ладонями вниз.

Улицы и крыши.              

Руки «домиком».

Тихо к нам идёт зима,      

Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.

Мы её не слышим…        

Рука за ухом.

3.Игры с пробками «Лыжники»

4.Артикуляционное упражнение«Качели»

3неделя

«Богатыри»

(клубки ниток, резиновые мячики)

1.Развивать координацию рук, внимание, умение передавать движения по тексту.

2.Учить сматывать нитки в клубок, развивать моторику рук.

3.Совершенствовать умение выполнять правильно упражнения по артикуляции.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики»

2.Пальчиковая гимнастика «Богатырь»

Илья Муромец –        

Приосаниться.

Добрый молодец.      

Показать бицепсы.

Зорко в даль глядит  

Рука козырьком.

Да врагов разит.        

«Бросить копьё»

3.Игра «Сматывание нитки в клубок».

4.Артикуляционное упражнение«Пятачок».

4 неделя

« Домик»

(макеты домов,шаблоны,геометрические фигуры)

1.Совершенствовать умение поглаживать пальчики рук в разных направлениях.

2.Закреплять умение поочерёдное разгибание пальцев из кулака,  начиная с мизинца.

3.Учить выкладывать узоры по шаблону из геометрических фигур.

4.Разрабатывать  артикуляционный аппарат, вырабатывать умение удерживать язык в расслабленном состоянии.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика «Наш дом»

 Этот дом – одноэтажный.              

Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

3.Игра «На что это похоже?» (выкладывание узоров из геометрических фигур)

4.Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молочко».

Март

1 неделя

Весна

« Весёлые мухоморы»

( мячи – ёжики,картинка с изображением мухомора, краски ,шаблон с изображением мухомора, шнуровка)

1.Развивать координацию рук, внимание, воображение, умение соотносить движения с текстом.

2.Продолжеть учить играть в игры – шнуровки.

3.Учить детей рисовать пальчиком крапинки на мухоморе.

4.Укреплять артикуляционный аппарат.

1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Красный-красный мухомор-  

Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.

Белых крапинокузор.            

Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки  показываем «крапинки».

Ты красивый, но не рвём!      

Погрозили пальчиком.

И в корзинку не берём!    

Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.

3.Шнуровка «Ёжик»

4.Рисование мухомора (пальчиками)

5.Артикуляционное упражнение «Иголочка».

2 неделя

« Цветы для мамы»

(фасоль, горох, каштаны, карандаш, шаблоны штриховок)

1.Закреплять умение соотносить текст и движенияпо показу взрослого.

2.Учить штриховать рисунок по шаблону.

3.Продолжать совершенствовать речевую активность детей.

1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

2.Пальчиковая гимнастика

Мамочка хорошая,    

Воздушный поцелуй над ладонью.

Мамочка любимая!    

Поцелуй над другой ладонью.

Очень я её люблю,    

Сдуваем с ладони поцелуй.

Поцелуи ей дарю!    

 Сдуваем поцелуй с другой ладони.

3.Штриховка  «Цветы для мамы».

4.Артикуляционное упражнение «Блинчик».

3 неделя

« Весёлая капель»

(иллюстрации ранней весны, верёвочка,платочки)

1.Продолжать развивать моторику рук детей.

2.Закрепить умение распределять силу нажатия на прищепку( игры с прищепками)

3. Развивать речь, укреплять артикуляционный аппарат.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика

Вот уж две недели        

Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Капают капели.        

Снег на солнце тает      

Руки ладонями вниз разведены в стороны.

И ручьём стекает.        

Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

3.Игра «Развесь бельё на верёвочку».

4.Артикуляционное упражнение «Маляр»

4 неделя

« Чистюля»

(колечко,бусы на верёвочке)

1.Продолжать развивать гибкость пальцев, мелкую моторику рук.

2.Развивать речевой аппарат, укреплять мышцы языка.

1.Массаж пальчиков колечком.

2.Пальчиковая гимнастика

Вот, убрав царапки,    

«Моем руки».

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        

Круговые движения ладонью по лицу.

На своей макушке.      

Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.

3.Перебирание бус одновременно двумя руками навстречу друг другу.

4.Артикуляционное упражнение « Орешки»

Апрель

1неделя

« Лесной доктор»

( счётные палочки)

1.Учить детей выкладывать рисунки из счётных палочек

- учить действовать по представлению;

- продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения;

- учить собирать дом по графическому изображению (рисунку);

2.Развивать умения соотносить действия рук с текстом.

3.Развивать речь, память.

1.Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков.

2.Пальчиковая гимнастика

Дятел дерево долбит:      

Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите об неё.

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит  

Смена рук.

Стук-стук-стук.

3.Составление контуров предметов из счётных палочек.

4.Артикуляционное упражнение«Пароход гудит».

2неделя

« Лесные ягодки»

(карандаши, цилиндр,бусины,пуговицы, карточки с изображением лесных ягод)

1.Продолжать совершенствовать умения детей складывать «лукошко» ладошками и выполнять движения пальчиков по тексту.

2.Учить детей раскладывать предметы в цилиндр, развивать моторику пальчиков.

3.Закреплять упражнения по укреплению артикуляционного аппарата.

1.Массаж пальчиков карандашами.

2.Пальчиковая гимнастика  «Ягодки»

С ветки ягодки снимаю,        

Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить  каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.      

Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко,    

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.    

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.

Я поем ещё чуть-чуть,      

Лёгким будет к дому путь!  

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках  «убегают» как можно дальше.

3.Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

4.Артикуляционное упражнение «Улыбка»

3неделя

« Шофёры»

( фасоль,лист бумаги)

1. Учить детей обрывать бумагу придавая листу форму круга( солнышко).

2.Совершенствовать коммуникативные навыки.

3. Самостоятельно (детям) выполнить упражнение по укреплению артикуляционного аппарата.

1.Массаж пальчиков семенами фасоли.

2.Пальчиковая гимнастика «Машины»

По шоссе идут машины,  

Крутим воображаемый руль.

По асфальту едут шины.  

Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.

По дороге не беги,            

Погрозили пальцем.

Я скажу тебе: «Би-би».    

Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».

3.Игра «Солнышко»  (обрывание бумаги)

4.Артикуляционное упражнение «Заборчик»

4неделя

«Умелые ребята»

(мячи – ёжикиштриховка- домик,

карандаши)

1.Обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление;                     

2.Развивать мелкую моторику рук;               

3.Активизировать словарь: «кровать», «стул», «шкаф», «стол», «мебель».

4.Учить детей действовать по образцу.

5.Учить удерживать язык в форме «чашечки»,укреплять артикуляционный аппарат.

1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика

На кроватке мы поспали,  

Руки под щёку.

Вещи в шкаф уже убрали.

Свободно двигаем руками – «убираем вещи».

Мы на стуле посидели      

Ладонью одной руки накрываем кулак другой.

И за столиком поели.        

Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.

3.Штриховка  «Домик»

4.Артикуляционное упражнение  «Вкусное варенье».

Май

1 неделя

«Ручеёк»

(грецкие орехи,пластилин, бусины,шнурок)

1.Совершенствовать умение выполнять пальчиковые движения по тексту.

2.Развивать координацию движений.

3.Развивать коммуникативные навыки.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика

Вот уж две недели    

Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Капают капели.        

Снег на солнце тает  

Руки ладонями вниз разведены в стороны.

И ручьём стекает.    

Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

3.«Бусы для мамы».

4.Артикуляционное упражнение « Часики»

2неделя

«На прогулке»

(карандаши,фасоль,мелкие игрушки)

1. Продолжать укреплять моторику рук;

-учить детей на ощупь  находить предметы в  фасоли;

- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук зрительное восприятие.

2.Развивать фантазию и творческое воображение.

3.укреплять артикуляционный аппарат.

1.Массаж пальчиков карандашами.

2.Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Мы пошли гулять на луг,  

«Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.

А по лугу ползал жук!        

Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.

3.Игра «Найди, что спряталось в фасоли».

4.Артикуляционное упражнение «Загони мячик в ворота».

3неделя

« День и ночь»

(каштаны,резиновые мячики, лист бумаги,карандаши,ластик).

1.Закреплять навыки выполнений упражнений по артикуляции.

2.Познакомить с предметом-  ластиком, учить им пользоваться.

3. Закреплять упражнения на укрепления моторики пальчиков и руки.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика «День - ночь»

Утро – солнце всходит.    

Поднимаем растопыренную ладошку.

Ночь – луна приходит.    

Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».

3.Стирание ластиком нарисованных предметов.

4.Артикуляционное упражнение  «Киска сердится».

4неделя

« Цветы на лугу»

( фасоль, два

листа картона

(на одном

контурная

прорисовка

ромашки, на

втором –

тюльпана);

для

выкладывания

лепестков

ромашки;

красный шнур

 для

выкладывания

лепестков

тюльпана;

короткий

кусок жёлтого

шнура для

выкладывания

серединки

ромашки;

зеленый

фломастер.

1.Закрепление умения

ребенка

составлять узор из

деталей (по

образцу, по памяти);

2.развитие моторной

ловкости пальцев рук;

- развитие умения

ребенка

3.ориентироваться

на листе бумаги;

4.Активизация словаря:

«ромашка», «цветы»,

«тюльпан».

5.Отработка

выполнения

точности,

координированности

движений органов

артикуляционного

аппарата.

1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

2.Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Ромашки белые цветки –  

Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки        

Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.

Считать ромашки лепестки.

3.Игра «Тюльпан и ромашка».

4.Артикуляционное упражнение «Барабанщик

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Беззубцева  Г.В., Андриевская  Т.Н.  Развиваем  руку  ребенка, готовим  ее  к  рисованию  и  письму. – М. 2003г.

2.     Коноваленко  В.В., Коноваленко  С.В.  Артикуляционная  и  пальчиковая  гимнастика. – М. 1998г.

3.     Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008г.

4.  Ермакова И. А.   Развиваем мелкую моторику у малышей

5.     Цвынтарный  В.В.  Играем  пальчиками – развиваем  речь. – М. 2003г

6.     Калинина Н.В., Разинкина А.В. Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии  - 1996г.

     8.  Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»;

а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание».

"Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет"
Издательство: Карапуз
Год издания: 2003 

4. Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)"
Издательство: Карапуз
Год издания: 2007 

Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников"
Издательство: АСТ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие мелкой моторики руки и ребенка старшего дошкольного возраста...

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...

Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ дошкольного возраста в разных видах деятельности".

quot;Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ дошкольного возраста в  разных видах деятельности".Введение«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках п...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...

Отчет о работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

В 2019-2020 учебном году я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наш...

отчет по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Годовой отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"...