отчет по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"
материал (младшая группа)

Годовой отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet_po_samoobrazovaniyu.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: gerb

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД № 99

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНК-ПЕТЕРБУРГА

Годовой отчет по самообразованию

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

                                                                                   

                                                                                  Подготовила воспитатель 1мл.гр.:

                                                                                                           Голанцова Е.С.

                                                                                     

Санкт-Петербург

2020-2021гг

Актуальность

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребенка.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. Дети с плохо развитой моторикой неловко, а иногда и с большим трудом, держат ложку или карандаш, застегивают пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с мозаикой, а подрастая, они отказываются вместе с другими детьми лепить и делать аппликации.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребенка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Таким образом, развитие мелкой моторики пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и такую работу нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды познавательной активности.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, было решено провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Цель

Целью моей работы по самообразованию является повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности, для овладения новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературы по данной теме.

2. Совершенствовать условия для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, используя современные направления.

3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики

4. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

7.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

8.Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

Формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей;

Консультативная работа с родителями.

Методы:

Словесные;

Наглядные;

Практические;

Игровые;

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я делала акцент на принципе от простого к сложному. В группе была создана среда таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в то же время решала поставленные цели и задачи. Для достижения цели и поставленных задач были использованы различные формы, методы и приемы работы, учитывались индивидуальные особенности и психофизиологическое развитие каждого ребенка.

В течении года основными направлениями работы с детьми на занятиях были:

-пальчиковая гимнастика, физкультминутки

-игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

-игры с мозаикой.

-игры с прищепками.

- завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров

- работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

- игры в “сухом бассейне”, наполненном цветными крышками. 

- нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на крупе; 

-лепка из пластилина: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание.

Для развития мелкой моторики рук у детей ежедневно проводилась пальчиковые игры:

В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.

Также проводились разнообразные игры Д/и «Построй пирамидку», Д/и «Оденем куклу на прогулку», Д/и «Чудесный мешочек», Д/и «Найди рыбку в бассейне», Д/и «Ежик», Д/и «Рисуем на крупе снежинки», Д/и «Массажный мячик для пальчиков», Игра «Спрячь в ладошке мышку» и т.д. Также в работе применялись игры по сенсорному развитию: пазлы, пирамидки, мозаика, шнуровки, вкладыши, блоки Дьеныша и т.д.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:

Принцип доступности и индивидуальности.

Считаю своей задачей- знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр, материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Принцип последовательности и систематичности.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства, усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Принцип связи с жизненным опытом.

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

Принцип наглядности.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд. Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие и красочные; игрушки целые, не сломанные, аккуратные на вид. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

Работа с родителями.

Для родителей были подготовлены консультации, памятки, рекомендации и беседы: «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», «Пальчиковые игры для малышей», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.», «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Была помощь от родителей в создании пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.

Благодаря использованию пальчиковых игр, и различных игр по сенсорному развитию в воспитательно-образовательной деятельности у некоторых детей улучшилась речь, память. Дети с удовольствием стали выполнят задания на развитие мелкой моторики рук. Индивидуальные собеседования с родителями показали, что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков по развитию мелкой моторики рук не только в дошкольном учреждении, но и дома, осознали значимость пальчиковых игр для развития речи детей.

Из проделанной работы можно сделать выводы, что работа по развитию мелкой моторики рук должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности. Пополнить уголок по сенсорному развитию пособиями для развития мелкой моторики рук, составить картотеку заданий по развитию внимания и моторики рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...

Отчет о работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

В 2019-2020 учебном году я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наш...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».       Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...

План работы по самообразованию          Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

План работы по самообразованию          Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Основные направления работы с детьми на занятиях. - пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ведь в совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективно...