Отчет о работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"
материал

Родькина Людмила Михайловна

В 2019-2020 учебном году я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наши дни.

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев рук. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет о работе по самообразованию

за 2019-2020 учебный год.

В 2019-2020 учебном году я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наши дни.

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев рук. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Определила цель по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетенции, создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности, для овладения новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Исходя из цели, поставила задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературы по данной теме.

2. Совершенствовать условия для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, используя современные направления.

3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики

4. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

7.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

 8.Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

Начиная работать над темой, я пришла к выводу, что у детей низкий уровень развития мелкой моторики.

Свою работу по самообразованию построила по следующим направлениям:

На теоретическом этапе изучила методическую литературу, использовала интернет-ресурсы.

Провела работу с родителями:

- индивидуальное консультирование  родителей  по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук  у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов.

- консультации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»; «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребенка раннего возраста»; «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей».

На практическом этапе с детьми была проведена следующая работа

пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ведь в совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышался, когда упражнения сопровождались чтением стихов, потешек.

- пальчиковый театр (использовала во время совместной и самостоятельной деятельности детей). Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером, постановщиком и актером).

-игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

-игры с мозайкой.

-игры с прищепками.

- завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров

- работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

- игры в “сухом бассейне”, наполненном цветными крышками. 

- нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на крупе; 

-лепка из пластилина: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание

Я старалась предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того, что они что - то сделали сами, учила тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. И мне это удалось. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. Особенно детям нравится играть с прищепками. Сначала у детей возникла трудность при сжимании и разжимании прищепок. Но причину быстро выяснили и устранили (тугие прищепки заменили на более слабые). А еще дети любят играть в «Сухой бассейн», они с удовольствием находят мелкие предметы, игрушки в сухом бассейне.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».       Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...

Самообразование по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

План самообразования воспитателя по теме : "Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет через различные виды деятельности"...

План работы по самообразованию          Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

План работы по самообразованию          Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Основные направления работы с детьми на занятиях. - пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ведь в совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективно...