Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Чулисова Ирина Владимировна

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniju_2017.docx877.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колосок »с.Хватовка Базарно –Карабулакского муниципального района

Саратовской области»

Отчёт по самообразованию

 «Развитие мелкой моторики рук у детей

младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности ».

 

Подготовила воспитатель младшей группы :

Чулисова И.В.

май 2017 г.

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении. Все дело в том, что в пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда малыш работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь.

Целью моей педагогической работы является развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного  возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности». Улучшение координации движений, глазомера, логического  мышления, воображения, зрительную и слуховую память;

Для достижения цели были обозначены задачи:

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей 2-4 лет, самообразования.

2.Разработать перспективный план работы с детьми.

3.Организовать работу родительского клуба «Хочу всё знать », разработать перспективный план работы родительского клуба.

4.Повышать гибкость и ловкость детских рук с помощью разнообразных методов, приемов, форм;

5.Совершенствовать развивающую предметную  среду в группе ,создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе для плодотворного сотрудничества ребенка и педагога.

Для достижения поставленных задач  использовала различные формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

1.В непрерывной  образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

2.Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

3.Родительское собрание «С каждым днём говорим и растём» с показом пальчиковых игр детьми;»

4.Работа с родителями- консультации и беседы.  

5.Создание буклетов и памяток для родителей.

6.Родительский клуб «Хотим всё знать»:

7.Работа с педагогами ДОУ

Одним из методов работы с детьми по развитию мелкой моторики рук  являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры использовала с детьми в различных  видах деятельности , в режимных моментах, в непрерывной образовательной деятельности, совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.

C:\Users\1\Desktop\выпустить\SAM_6137.JPGC:\Users\1\Desktop\выпустить\SAM_6131.JPG

Была изготовлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры», «Игры с массажными мячиками су-джок».

Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев.

 Играя ежедневно с конструкторами Лего, крупным и мелким строителем и сооружая многочисленные и разнообразные постройки, у детей развиваются пальцы, их гибкость и хваткость пальцев рук, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение.

C:\Users\1\Desktop\выпустить\SAM_5666.JPG

Еще одним из интересных занятий является собирание крупной мозаики , нанизывание шариков .

C:\Users\1\Desktop\выпустить\SAM_5776.JPG

С целью пополнения предметно-развивающей среды  и развития мелкой моторики рук изготовила бизиборд «Крокодил» (силует был изготовлен из фанеры , был обклеен зеленой плёнкой , на «крокодиле »наклеены  елочки из фетра на липучках, телефон , выключатель ,калькулятор, счёты, шнуровка ,прикручена накладка с замочком,  веревка с прищепками, , щеколда) .Малыши с удовольствием играют в него в самостоятельной деятельности.

C:\Users\1\Desktop\выпустить\SAM_6086.JPG

Благодаря помощи Пакина Д.Н. был обновлён уголок сенсорного развития .Был изготовлен стол, на столе вырезаны углубления для ведерок с цветной мозаикой и цветными крышками , прикручена стойка для нанизывания цветных шариков. Родители приобрели игры –шнуровки , мною была изготовлена дидактическая игра по сенсорному развитию «Наиди домик».

C:\Users\1\Desktop\выпустить\SAM_6088.JPG

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей использовала пальчиковый театр. Играя в сказки, мы тем самым развиваем пальцы рук, их гибкость, что способствует развитию речи, но и развитию интереса к театрализованным играм, так как в них активно задействованы пальцы.

C:\Users\1\Desktop\выпустить\SAM_6129.JPG

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки использовала пластилин, соленое тесто.

C:\Users\1\Desktop\Новая папка (2)\SAM_5668.JPG

Для родителей были изготовлены буклеты и памятки: «Что такое мелкая моторика рук », «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста», «Проведение пальчиковых игр в домашних условиях»

Провела консультации для родителей:

 «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?

«Пальчиковые игры , как один из способов развития мелкой моторики рук»-январь 2017

C:\Users\1\Desktop\8 марта\20170220_161617.jpg

Провела родительское собрание «С каждым днём говорим и растем» с показом презентации и  рекомендованной литературы для детей   .

C:\Users\1\Desktop\Новая папка (2)\20161122_154704.jpgC:\Users\1\Desktop\8 марта\20170220_162004.jpg 

Были проведены индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук:«Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, например с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (мячики су-джок, карандаш).

C:\Users\1\Desktop\Новая папка (2)\20161122_154218.jpg

Провела анкетирование для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» с целью выявлений знаний у родителей  о мелкой моторике рук

C:\Users\1\Desktop\8 марта\20170228_160542.jpg

Родительский клуб «Хотим всё знать»:провела консультацию «Влияние развития движений пальцев у детей младшего дошкольного возраста на развитие речи»-декабрь 2016

Буклеты «Играем пальчиками»

C:\Users\1\Desktop\8 марта\20170220_162614.jpg

Провела работу с воспитателями: Консультация «Дидактическая игра, как средство развития речи» ,семинар –практикум для педагогов ДОУ «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в разных видах деятельности ».

Результативность.Благодаря использованию пальчиковых игр , игр с массажными мячиками и карандашами в воспитательно-образовательной деятельности у некоторых детей улучшилась речь, память .Дети с удовольствием стали выполнят задания на развитие мелкой моторики рук.Индивидуальные собеседования с родителями показали, что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков по развитию мелкой моторики рук не только в дошкольном учреждении, но и дома., осознали значимость пальчиковых игр для развития речи детей .Выводы: работа по развитию мелкой моторики рук должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности. Пополнить уголок по сенсорному развитию пособиями для развития мелкой моторики рук , составить картотеку заданий по развитию внимания и моторики рук .