РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

Пережогина Марина Александровна

Развитие мелкой моторики руки и ребенка старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д/с № 99 «Капелька» АНО ДО «Планета детства «Лада»

Современная дошкольная педагогическая наука все актуальнее ставит проблему разностороннего развития ребенка. Все более значимым становится формирование знаний, синтезирующих у детей целостную картину мира, умение находить рациональные решения в любых нестандартных ситуациях. Современный дошкольник находится в детском саду под опекой множества дисциплин, работают специалисты по различным направлениям, поэтому сейчас целесообразно говорить о назревшей  необходимости интеграции в дошкольном образовании. Решить эту задачу как раз, и позволяет интеграция педагогического процесса.

Интегрированный характер занятий проявляется в комплексности, т.е. это такие занятия, на которых реализуются основные задачи и дополнительные, которые связывают с основными не механически, а через использование конкретного материала занятия объединенного одной темой.

Главное отличие интегрированных занятий в том, что поставленную цель дети решают через разные виды деятельности: поисковую, речевую, продуктивную и т.д.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, поняла важность развития мелкой моторики руки на общее психическое развитие, развитие речи, произвольность и поведение, подготовки руки к письму.

Работа в данном направлении в детском учреждении ведется не на достаточном уровне. Выявив противоречия между имеющимся огромным материалом по этой проблеме и малом количестве времени, отведенном в программе детского сада на его реализацию, была  поставлена  перед собой цель разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на психомоторное развитие дошкольников путем формирования мелкой моторики руки через использование различных обучающих форм и методов в том числе интегрированных занятий.

Чтобы решить поставленную задачу необходимо было определить начальный уровень сформированности мелкой моторики у детей.  С этой целью был проведен анализ детских рисунков. В ходе анализа детских рисунков установили, что 40% детей группы имеют высокий уровень сформированности мелкой моторики руки. По 30% - средний и низкий уровни. В группе был создан центр по подготовке руки к письму куда входят:   различные мозаики, конструкторы, пособия для нанизывания пуговиц, бусинок, завязывание веревочек, шнуровки, мелкие сборно – разборные игрушки, алгоритмы к пальчиковой гимнастике, природный и рукотворный материал, образцы заданий, книжки – раскраски, кнопочные игры, задания для штриховок и т.д. Был пополнен физкультурно – оздоровительный центр новыми пособиями: материал для упражнений с оздоровительной направленностью и массажа БАД; материал для упражнений на развитие мелких мышц кисти (кистевой экспандер, медицинский резиновый бинт и другие нетрадиционные тренажеры).  

Был разработан комплекс мероприятий, направленных на совершенствование мелкой моторики руки: еженедельно провожу с детьми работу в тетради – закрашивание, штриховка, графические диктанты, печатанье букв; театрализованная деятельность – куклы «бибабо», куклы марионетки, пальчиковый театр и др.  Ежедневно – самостоятельная художественная деятельность, пальчиковые игры. Использование пальчиковых игр на занятиях по развитию речи общеизвестно, было решено проводить работу на усовершенствование мелкой моторики руки в рамках других занятий и кружковой  деятельности.  Очень полезны для развития пальцев детей такие виды деятельности как лепка, работа с ножницами, составление аппликации, пришивание пуговиц, вышивание, выжигание и т.д. Был разработан перспективный план по развитию мелкой моторики руки в подготовительной группе с использованием таких материалов как: мелкие мозаики и конструкторы, ручной труд, действия с коллекциями пуговиц и ракушек, действия с нитками, шнурками, тесьмой, с прищепками, скрепками, винтиками, шурупчиками, работа со штампами, бисерография, ниткопись, работа с иголкой.

В результате проведенной работы повысилась тренированности мелкой мускулатуры рук, появился интерес к выполнению графических заданий, повысилась уверенность в себе.

 Понятие интеграции многопланово.  Такие занятия это всего лишь один из аспектов многогранного процесса, который активно внедряется в современную практику дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"

Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста  в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...

Отчет о работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

В 2019-2020 учебном году я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наш...

отчет по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Годовой отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».       Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...