Консультация для родителей. «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
консультация

Черняева Людмила Анатольевна

Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и ее педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных затруднений в обучении, помогут сформировать навык письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развивается и детский мозг (память, внимание, а также словарный запас вашего малыша).

Термин мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенчества, на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после развиваются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен правильно держать предмет и использовать его.

Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, которые способствуют развитию координации и совершенствуют двигательные навыки. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, что бы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Рекомендуется использовать упражнения и игры, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца). На ладонях и пальцах находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Поэтому важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными, дабы работало как можно больше пальцев – и как можно чаще. А наша с вами задача – сделать такого рода работу еще и интересной.

Таким образом, выполняя пальчиками и кистью различные упражнения ребенок приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие, и развитие мышления ребенка, будут в пределах возрастной нормы.

         Пальчиковые игры и упражнения бывают:

  • статические (удержание приданной пальцам определенной позы);
  • динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую);
  • расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.

         Эффективность занятий, по развитию моторики, можно повысить, если упражнения и игры проводить эмоционально с интересом и увлечением. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка в сочетании трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не будет давать эффекта. Требуется участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой или бытовой ситуацией.

 Развитие мелкой моторики в домашних делах:

- перемотка ниток;

-завязывание и развязывание лент;

- шнурков, узелков на веревке;

-застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;

- завинчивание и развенчивание крышек, банок, пузырьков;

- разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее…

Использование игр на развитие мелкой моторики:

 - большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое;

 - сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом;

 - игры с песком, водой;

 - пальчиковый театр;

 - раскраски, пластилин, трафареты;

- виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, паззлы, бусины, крышки и пуговицы)

- собирание разрезных картинок;

 - разрезание, вырезание ножницами…

 Пальчиковые упражнения всегда сопровождается чтением детям стишков, сказок, рассказов, потешек, прибауток или любым речевым материалом. Разучиваемые пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук.

Заданий, игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.

Рекомендации для родителей

  1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
  2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
  3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
  4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
  5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
  6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
  7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
  8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
  9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения и игры.
  10. Проводите занятия и игры эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов на тему "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ре...

Консультация для педагогов "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"

О пальчиковых играх можно говорить как об универсальном, дидактическом и развивающем материале. Метод и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозгов...

консультация для педагогов "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство , развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возроста"

laquo;Рука – это инструмент всех инструментов»Аристотель.«Рука – это своего рода внешний мозг»Кант.«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»В. А. Сухом...