Консультация для воспитателей «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)
Термин мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенчества, на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после развиваются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен правильно держать предмет и использовать его.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развивается и детский мозг (память, внимание, а также словарный запас вашего малыша).
Термин мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенчества, на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после развиваются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен правильно держать предмет и использовать его.
Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, которые способствуют развитию координации и совершенствуют двигательные навыки. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, что бы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Рекомендуется использовать упражнения и игры, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца). На ладонях и пальцах находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Поэтому важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными, дабы работало как можно больше пальцев – и как можно чаще. А наша с вами задача – сделать такого рода работу еще и интересной.
Таким образом, выполняя пальчиками и кистью различные упражнения ребенок приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие, и развитие мышления ребенка, будут в пределах возрастной нормы.
Пальчиковые игры и упражнения бывают:
- статические (удержание приданной пальцам определенной позы);
- динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую);
- расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.
Эффективность занятий, по развитию моторики, можно повысить, если упражнения и игры проводить эмоционально с интересом и увлечением. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка в сочетании трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не будет давать эффекта. Требуется участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Пальчиковая гимнастика должна, ежедневно проводится в любой удобный отрезок времени, это рекомендуется всем детям, а особенно с речевыми проблемами. В качестве игры пальчиковую гимнастику можно выполнять в течение дня.
Можно использовать такие виды массажа и упражнений для пальчиков рук.
Например:
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик толстячок.
Получился кулачок. (Массировать пальчики, начиная с мизинца, загибая их в кулачок)
Упражнения для пальчиков
Рыбки
Рыбки плавают, резвятся (шевелить пальцами)
В чистой свеженькой воде. (сжимать и разжимать пальцы)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. (повертеть руками одна вокруг другой)
(делать руками движения, имитирующие эти процессы)
Существует множество методических рекомендаций по проведению пальчиковых игр
Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Так же перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость
В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2--З раза.
При повторных проведениях игры дети постепенно разучивают текст наизусть соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день).
Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом.
Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой или бытовой ситуацией.
Развитие мелкой моторики в домашних делах:
- перемотка ниток;
-завязывание и развязывание лент;
- шнурков, узелков на веревке;
-застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;
- завинчивание и развенчивание крышек, банок, пузырьков;
- разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее…
Использование игр на развитие мелкой моторики:
- большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое;
- сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом;
- игры с песком, водой;
- пальчиковый театр;
- раскраски, пластилин, трафареты;
- виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, паззлы, бусины, крышки и пуговицы)
- собирание разрезных картинок;
- разрезание, вырезание ножницами…
Пальчиковые упражнения всегда сопровождается чтением детям стишков, сказок, рассказов, потешек, прибауток или любым речевым материалом. Разучиваемые пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук.
Заданий, игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.
В заключении хотелось бы сказать, что пальчиковая гимнастика для детей, нацеленная на активное развитие мелкой моторики рук, для подрастающего поколения дошкольников - насущная необходимость.
Крайне важно, чтобы пальчиковая гимнастика для детей проходила в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать гимнастику как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес и пробудить его вновь будет сложно.
Развивая мелкую моторику рук через использование пальчиковых игр, мы воздействуем на весь организм в целом. Дети дошкольного возраста очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Благодаря пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие упражнения и игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Рекомендации для родителей
- Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
- В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
- Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
- Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
- Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
- Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
- Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
- Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
- Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения и игры.
- Проводите занятия и игры эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и ее педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнит...

Консультация для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: ...

Консультация для педагогов "«Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Данная консультация предназначена для педагогов ДОУ...

Консультация для воспитателей «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Какое влияние оказывают пальчиковая гимнастика и игры на детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"
О пальчиковых играх можно говорить как об универсальном, дидактическом и развивающем материале. Метод и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозгов...

Консультация для педагогов: «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Известному педагогу В.А. Сухомлинском...

Консультация для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»...
