Консультация для родителей: «Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Данилова Любовь Михайловна

В консультации предлагаются рекомендации по развитию мелкой моторики и влиянии ее на речь дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

   Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №232 ОАО «РЖД»

                     Консультация для родителей:

«Влияние развития мелкой моторики на активную речь                              детей дошкольного возраста»

                                                                        Подготовила и провела:

                                                                                воспитатель Данилова Л.М.

г. Бабушкин 2017г.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

 Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.

   Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.Кроме того у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских.Родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.

   Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

   Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина).

   Выдающийся педагог  В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

   Тренировка тонких движений пальцев рук не только оказывает стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но также способствует преодолению и профилактике нарушений речи у детей. Даже если речь ребенка развивается без особенностей, необходимо заботиться о совершенствовании у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.

   Для развития мелкой моторики  полезны такие упражнения:

  • Перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;
  • Застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;
  • Плести косички из жестких ниток;
  • Рисовать и штриховать карандашами;
  • Играть в пальчиковые игры и др.

   Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

    - внимание;

    - мышление;

    - координация;

    - воображение;

    - наблюдательность;

    - зрительная и двигательная память;

- речь.

   Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики

детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие

речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем

поможет избежать многих проблем школьного обучения.

 

Список использованной литературы

 

1.     Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977г.

2.     Кольцова М.Ребенок учится говорить. М.,1979г.

3.     Павлов И. П. Собрание сочинений – М., 1951 – Книга 2, с.188.

4.     Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребёнка // Проблемы речи и психолингвистики.– М.: МГПИИЯ, 1971. С.36-40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Значение развития мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста"

 Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобра...

Консультация для воспитателей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необх...

Консультация для родителей Тема «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста

Консультация для родителей по мелкой моторике рук для детей дошкольного возраста с использованием крупы, пуговиц, штриховки, тетрадей в клетку.Дорогие взрослые!Известно,что детская речь в большой степ...

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

У большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем тр...