Главные вкладки

    Консультация для родителей: "Значение развития мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста"
    консультация по теме

    Барановская Светлана Владимировна

     

       Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобразительного творчества на дальнейших возрастных этапах. Именно владение общими приемами обеспечивает ребенку самостоятельность и умение творчески решать любую изобразительную задачу. Поэтому уже со второй младшей группы занятие, на котором дети должны рисовать предмет требующий нового формообразующего движения, следует начинать с обследования объекта изображения, включающего поочередные движения обеих рук и определения его формы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    на тему:

    «Значение развития мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста»

    педагога дополнительного образования

    Барановской Светланы

    Владимировны

    МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 108»

    г. Саратов

       Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти – при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.

       Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму и к учебным действиям вообще.

       На современном этапе пристальное внимание в обучении и воспитании уделяется детской руке. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторики. «Рука – это щупальца мозга» (И.М. Сеченов). Уровень развития мышления и речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. И об играх с пальчиками и ладошками мы можем говорить как о великолепном универсальном и развивающем материале. Рука – это единственный орган человека, где сконцентрирована вся жизненная энергия.

       Проблемы развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста издавна привлекали исследователей, так как это необходимо для осуществления любой деятельности. Как показывают исследования, движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д.

       А.В. Запорожец подчеркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки или глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета.

       В исследованиях В.П. Зинченко и А.Г. Рузской обнаружилось, что правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребёнка в процессе предшествующего ознакомления с ней.

       Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно – мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений.

       Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Уже к трем годам движения рук ребенка достигают значительного развития. Но руки еще недостаточно ловки, подвижны. Не всегда движения целенаправленны, точны, подчиняются задаче деятельности. Особенно это относится к таким деятельностям,  в которых используются орудия, инструменты, требующие специальных, точно координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений ребенка.

       Переход к более сложным формам деятельности предъявляет новые требования к моторике ребенка, принуждает его овладевать новыми двигательными навыками и умениями. Так, ребенок – дошкольник овладевает сложными и тонко дифференцированными навыками, связанными с употреблением некоторых орудий и инструментов (карандаш, кисточка, ножницы и молоток и пр.) для работы с которыми нужна точная координация.      

       В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

       Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобразительного творчества на дальнейших возрастных этапах. Именно владение общими приемами обеспечивает ребенку самостоятельность и умение творчески решать любую изобразительную задачу. Поэтому уже со второй младшей группы занятие, на котором дети должны рисовать предмет требующий нового формообразующего движения, следует начинать с обследования объекта изображения, включающего поочередные движения обеих рук и определения его формы.

       Вот, например, как можно  учить ребенка рисовать предметы круглой формы. Воспитатель должен рассмотреть с детьми колечки, предложить определить их форму, если дети затрудняются – обвести кольцо пальцем по контуру. Глядя на то, как осуществляют движение по контуру педагог и другие дети, ребенок мысленно делает то же самое, при этом его восприятие активно. Сопровождайте все действия словами, подчеркивающими связь способа изображения и с формой предмета, и с движениями рук по его контуру при обследовании: «Кругленькое колечко, рисовать его надо так же, как обводили пальчиком». После основной работы рекомендуется вызвать к доске двух – трех ребят и попросить их показать, как они будут рисовать. Можно разрешить всем выйти к доске и порисовать на ней мелом. Детям это нравится, и они быстрее усваивают нужный способ изображения. Затем, сев за столы и взяв в руки карандаш (кисть), маленькие художники могут еще раз показать в воздухе, как они будут создавать круглые колечки, и начинать рисовать на листе бумаги.

       В целом педагог должен действовать, соблюдая все основные приемы работы с детьми: направлять действия малышей, поощрять тех, у кого получились круглые колечки, напомнить не очень ловким правильный способ действия. В случае необходимости следует показать формообразующее движение индивидуально, на отдельном листе бумаги. Если оказывается, что этого недостаточно, можно использовать для обучения некоторых детей (ведь уровень развития моторики у всех разный) метод «пассивных движений». Он заключается в том, что взрослый берет руку ребенка с карандашом или кистью в свою руку и производит нужное движение вместе с его рукой. При этом ребенок ощущает направление движения и следит за тем, что получается. Целесообразно сопровождать работу словами: «Вот так твоя рука рисует кругленькое колечко».                                                                                                                                                                    

       Любое последующее занятие, на котором детям предлагают нарисовать предмет той или иной формы, надо вновь начинать с обследования предмета, определения его формы с включением движения рук по контуру.

       Следует подчеркнуть, что работа по обучению детей обобщенным способам изображения необходима для того, чтобы подвести ребенка к свободному осознанному рисованию, приносящему радость. Усваивая обобщенный характер определенных действий, дети легко используют их при создании любых изображений. По – настоящему творческий характер рисование, лепка, аппликация приобретут лишь тогда, когда дети смогут легко и свободно – разумеется. На своем уровне – изобразить любой предмет, который им понравился, привлек их внимание. Полученные таким образом умения становятся для детей личностно значимой мотивацией деятельности, определяют положительное отношение к ней. Занятия по рисованию, лепке, аппликации доставляют малышам радость и способствуют дальнейшему формированию и развитию творческих способностей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста путем графических упражнений

    Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста, путем графических упражнений...

    "Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста"

    Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук. Вокруг много взрослых людей, у которых все валится из рук, движения их неуклюжи и сами они неповоротливы. Причины такого явления ...

    План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"

    laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, ч...

    Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста

    Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки....

    «Формы работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста в группах коррекционной и комбинированной направленности»

         Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений рук. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлин...