Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики посредством кинезиалогических упражнений у детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

 «Развитие мелкой моторики посредством кинезиалогических упражнений у детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Современный мир меняется стремительно: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не сами знания, а умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий. В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Также в системе дошкольного образования мы наблюдаем значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность образовательного процесса, с другой – в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.

Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в образовательную деятельность.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи;
  • игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка;
  • малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять;
  • развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
  • у малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории;

В результате кинезиалогических упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

«Кинезиология» – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные физические упражнения, целью которых является снижение утомляемости, повышение способности к произвольному контролю, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой и крупной моторики рук, улучшения памяти, внимания, речи.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности посредством кинезиалогических упражнений.

Задачи:

  1. Развивать координацию и точность движений рук, гибкость рук.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
  3. Развивать общую двигательную активность.
  4. Содействовать нормализации речевой функции.
  5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
  6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы работы:

  • массаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
  • пальчиковый театр;
  • лепка из пластилина;
  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками;
  • рисование по трафаретам;
  • дидактические игры;
  • шнуровка, застёгивание пуговиц, замков;
  • игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок);
  • пазлы, мозаика;
  • кинезиалогические упражнения.

Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений:

  1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог (родитель) обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже формировать умения у детей.
  2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
  3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке.
  4. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
  5. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней.

Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

  • ускорение темпа выполнения;
  • выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
  • подключение движений глаз и языка к движениям рук.

Виды кинезиологических упражнений:

  1. Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
  2. Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  3. Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  4. Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  5. Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
  6. Массаж – воздействует на биологически активные точки.
  7. Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Литература

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. СПб: Корона-Век, 2007.
  7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. М.: Эксмо, 2006.
  9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». М.: Эксмо, 2015.
  10. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
  11. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Петербург, 2013.
  12. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
  13. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

План мероприятий по теме самообразования:

Сентябрь:

  1. Изучение научной и учебно-методической литературы.
  2. Составление перспективного плана работы.
  3. Беседа с родителями по выявлению знаний о развитии мелкой моторики рук.
  4. Подбор дидактического материала.
  5. Создание условий для эффективного использования игр.
  6. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».

Октябрь:

  1. Индивидуальная работа с родителями вновь поступивших детей по облегчению периода адаптации в детском саду.
  2. Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у воспитанников.
  3. Подбор материалов и игровых упражнений по развитию мелкой моторики.
  4. Консультация для педагогов ДОУ «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».
  5. Внедрение в практику кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики: «Кольцо», «Кошка».

Ноябрь:

  1. Консультации на стенде информации для родителей: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?».
  2. Буклет для родителей «Пальчиковые игры для малышей».
  3. Разучивание пальчиковых игр: «Спрячь в ладошки», «Паучок».
  4. Обучение детей игре «Шнуровка».
  5. Конструирование из строительного материала «Дорожка».
  1. Кинезиологические физминутки: «Фонарик», «Зайчик».
  2. Настольная игра «Мозаика».
  3. Массаж пальчиков «Щелчки».
  4. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика «Дудочка».
  5.  Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый».
  6.  Кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики: «Ухо-нос», «Лезгинка».

Декабрь:

  1. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика «Дудочка играет».
  2.  Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
  3. Составление картотеки пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на развитие дыхания.
  4. Кинезиологические упражнение для развития мелкой моторики: «Кулак – ребро – ладонь», «Ладушки-оладушки».
  5. Разучивание пальчиковых игр: «Карандаш», «Орехи», «Дорожка».
  6. Настольная игра «Найди фигуре место».
  7. Игры для пальчиков с пробками.
  8. Конструирование из лего-конструктора.
  9. Кинезиологическая физминутка «Замок».
  10. Игры с прищепками.
  11. Самомассаж бусинками.
  12. Консультация для родителей «Игры дома».

Январь:

  1. Кинезиологические упражнение для развития мелкой моторики: «Симметричные рисунки», «Дом-ёжик-замок».
  2. Пальчиковая гимнастика «Хлеб».
  3. Анкетирование родителей на тему: «Развитие и влияние мелкой моторики на организм человека».
  4. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика: «Конфетка», «Маляр».
  5. Разучивание пальчиковой игры: «Пирожки», «Капуста», «Семья».
  6. Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии.
  7. Игры с крышками от пластиковых бутылок.
  8. Игры для пальчиков с «решеткой».
  9. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
  10. Кинезиологическая физминутка «Ежик».
  11. Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.

Февраль:

  1. Кинезиологические упражнение для развития мелкой моторики: «Замок».
  2. Пальчиковая гимнастика: «Зимние забавы», «Фруктовая ладошка».
  3. Повторение и закрепление ранее изученных пальчиковых игр и упражнений.
  4. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика «Качели».
  5. Рисование с помощью ватных палочек.
  6. Кинезиологическая физминутка «Дом-ежик-замок».
  7. Конструирование из счетных и деревянных палочек.
  8. Массаж пальчиков «Потягивание за кончики пальцев».
  9. Игры с прищепками.
  10. Игры для пальчиков со счетными палочками.
  11. Разучивание пальчиковых игр: «Мошка», «Голуби», «Барабанщики».
  12. Кинезиологическая сказка «Ежик в лесу».

Март:

  1. Кинезиологические упражнение для развития мелкой моторики: «Фонарик», «Зайчик».
  2. Массаж пальчиков «Массаж (самомассаж) прижимающий».
  3.  Пальчиковая гимнастика «Птички зимой».
  4. Выкладывание простых узоров из веревочки (по карточкам, образцам), игры с клубками.
  5. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика «Расчесочка».
  6. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком).
  7. Игры для пальчиков «Карандаш-Дорожки».
  8. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками).
  9. Инсценирование руками стихов «Голуби», «Кот и мухи».
  10. Кинезиологические физминутки: «Ладушки-оладушки», «Стул».
  11. Выставка творческих совместных работ детей и родителей «Наши с мамой руки».

Апрель:

  1. Кинезиологические упражнение для развития мелкой моторики: «Лисичка», «Вилка».
  2. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика «Под яблоней растут грибы».
  3.  Консультация для педагогов и родителей «Способности детей на кончиках их пальцев».
  4. Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок, проигрывание с детьми пальчиковым театром русских народных сказок.
  5. Игры для пальчиков «Игра с горошком».
  6. Массаж (самомассаж) фаланг пальцев.
  7. Выставка дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста (для родителей и педагогов ДОУ).
  8. Кинезиологические физминутки: «Веселые обезьянки», «Стол».
  9. Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет).
  10. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

Май:

  1. Кинезиологические упражнение для развития мелкой моторики: «Кольцо», «Ухо-нос», «Кулак – ребро – ладонь», «Ладушки-оладушки», «Вилка».
  2. Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота».
  3. Повторение знакомых пальчиковых игр и игровых упражнений.
  4. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика «Яблоки соберем в корзины».
  5. Игры с прищепками, с клубочками, со счетными палочками, застегивание пуговиц, шнуровки.
  6. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук.
  7. Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
  8. Работа с крупами (фасоль, рис, гречка, пшено, орехи лесные), песком.
  9. Игры для пальчиков с тренажерами «Бусинки-горошки».
  10. Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т. д.
  11. Кинезиологическая физминутка «Молоток и полочка».
  12. Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у воспитанников на конец года.

Заключение

Используя кинезиологические игры и упражнения в работе с детьми,

педагоги и родители могут значительно совершенствовать мелкую моторику кисти и пальцев рук, а также повысить уровень речевого развития детей, развития психических процессов. 

Какой предполагается результат: у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

Диагностика для младшего дошкольного возраста (мелкая моторика рук)

Задания для диагностики развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет.

1 блок – упражнения на координацию движений:

  1. Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
  2. Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
  3. Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
  4. Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
  5. Поочередно постукивать пальчиками по столу.
  6. Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
  7. Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

2 блок – упражнения на повторение фигур из пальцев:

  1. Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
  2. Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

3 блок – работа с бумагой:

  1. Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок – упражнения на дорисовывание:

  1. Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Особенности проведения: все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка.

Обработка и анализ результатов:

0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.

1 балл – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.

2 балла – с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Средний уровень (средний балл равен 1) – у детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

Высокий уровень (средний балл равен 2) – у детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.  «Руки дают человеку голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки сноваспособствуют разви...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...

Статья на тему: Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук детей младшего дошкольного возраста.

Эта статья посвящена проблеме развития мелкой моторики ребёнка. Как утверждал В.А.Сухомлинский  "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев" таким образом развитие мелкой моторики способствует ...

развития мелкой моторики посредством использования дидактических игрушек детей младшего дошкольного возраста

Свою работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми 1 младшей группы. В группу приходят дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируют...

Доклад из опыта работы на тему "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие речи - это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка осмысленно говорить, обогащаем его речь, прививаем любовь к чтению, книге, даем первонач...

Перспективный план по теме «Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»

Перспективный план по теме«Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»на 2023-2024 учебный год...