НОД по развитию речи "Как мы гуляли зимой"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Бурченкова Наталья Александровна

Составление рассказа из личного опыта с использованием мнемотехники для детей с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: составление рассказа из личного опыта с использованием мнемотехники.

Задачи:

Образовательные:

- активизировать знания и представления детей об окружающем мире (времена года);

- продолжать учить составлять рассказ из личного опыта по памяти с использованием вспомогательного материала (мнемотаблицы);

- побуждать отбирать для рассказа самое интересное и существенное.

Коррекционно-развивающие:

Развивать:

- зрительное восприятие и внимание, память, словесно-логическое мышление; связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль;

- слуховое восприятие в процессе выполнения заданий по речевой инструкции педагога.

Воспитательные:

Воспитывать:

- доброжелательность;

- умение слушать другого, не перебивая;

- усидчивость.

Методы и приемы:

- художественное слово;

- сюрпризный момент;

- активизирующая наглядность;

- поощрение;

- вопросы поискового характера;

- напоминание.

Материал и оборудование:

Демонстрационный:

- игрушка «Ёжик»;

- мнемотаблицы (последовательность составления рассказа, стихотворения);

- магнитная доска.

Раздаточный:

- мнемотаблицы (приметы времен года, последовательность составления рассказа);

- подкладные листы.

Дифференциация учебного материала с учетом психофизических возможностей и состояния зрения детей.

По состоянию здоровья:

- посадка детей в зависимости от остроты зрения, окклюзии;

- использование подкладных листов;

- разная толщина контура картинок на раздаточных мнемотаблицах.

По уровню развития психических процессов, овладения навыками данного вида деятельности. По темпу выполнения работы:

          - предоставление мнемотаблиц с приметами лета (неактуализированный опыт детей);

          - количество картинок в мнемотаблице – 9;

          - количество картинок в мнемотаблице – 4;

          -использование побуждающих вопросов при составлении рассказов.

Индивидуальная работа.

С Сашей О., Лизой У. – помочь преодолеть неуверенность в своих силах через одобрение, поощрение.

С Ваней отрабатывать дикцию: закреплять умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания.

Пропедевтическая работа.

- занятия из перспективного плана работы по ознакомлению детей с окружающим (времена года);

- наблюдения на прогулках;

- дидактические игры на закрепление знаний о временах года;

- беседы, разучивание стихов. Песен, игр о временах года;

- рассматривание иллюстраций, репродукций с картин художников по темам «Осень». «Зима», «Весна».

Ход занятия.

Деятельность воспитателя

Действия детей

Дети, давайте поиграем в игру «Когда это бывает?». Чтобы правильно ответить на мои вопросы  будьте внимательны.

- Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?

- Пусты  поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?

- Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, это бывает?

- Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?

О чем были мои загадки?

Назовите их другом за другом.

А как мы узнаем, что пришло то или иное время года?

Правильно. Садимся на места и вспомним приметы каждого времени года.

Вы видите перед собой таблицы. Определите к какому времени года относится ваша таблица и объясните почему.

Работа с мнемотаблицами.

Зрительная гимнастика.

Слышится пыхтение.

Кто это пыхтит? Да это же ёжик! Здравствуй, ежик, как ты сюда попал?

(воспитатель говорит за игрушку)

Как, как, из леса! Здравствуйте, ребята! Я уже проснулся. А мои друзья ещё спят. Мне так скучно одному, вот я и прибежал к вам поиграть. А что у вас за картинки такие?

Это картинки на которых изображены приметы осени, зимы, весны и лета.

(воспитатель говорит за игрушку)

Про осень и весну я знаю. Но лучше всех люблю лето. А зима? Что это такое? После лета приходит осень – время, когда надо ложиться спать в теплую норку. Просыпаюсь я весной. А что происходит. Когда я сплю, не знаю.

Не беда. Мы расскажем тебе о зиме. Раз ты много знаешь о лете. То ты, Ёжик, и будешь составлять предложение о лете, а дети о зиме. Договорились?

(воспитатель говорит за игрушку)

Давайте. Так вот:

- Летом земля покрыта зеленой травкой, а зимой?

-Летом на деревьях растут листики, а зимой?

Дети, а что ещё можно сказать про лето?

Ёжик, теперь ты знаешь, что происходит зимой?

(воспитатель  говорит за игрушку)

Да, я  много узнал о зиме. Ребята, а вам нравится зима?

Сейчас мы тебе все расскажем и покажем.

Физкультминутка «Что нам нравится зимой».

(воспитатель говорит за игрушку)

Я понял. Что вы любите зиму. Но мне бы хотелось узнать, а как вы гуляете зимой на прогулке.

Хорошо. Ребята, расскажем Ёжику о наших зимних  прогулках? Вот эта таблица поможет вам вспомнить денек, про который вы будете рассказывать (какая была погода, в какие игры вы играли, каким было ваше настроение).

Рассказы детей.

(воспитатель говорит за игрушку)

Какие интересные рассказы. Оказывается зимой тоже хорошо.

Конечно хорошо! Я даже знаю стихотворение о том, как мы гуляли зимой.

Рассказ стихотворения с использованием мнемотаблицы.

Кто запомнил  и сможет  рассказать это стихотворение по картинкам?

(воспитатель говорит за игрушку)

Как здорово. Я теперь тоже буду учить стихи по картинкам.

Ёжик, оставайся у нас погостить. Наше занятие закончилось, но не все ребята успели рассказать тебе о зиме.

(воспитатель говорит за игрушку)

Спасибо вам большое, дети, я останусь у вас ненадолго.

Зимой

Осенью

Летом

Весной

О временах года

Дети называют

По приметам

Земля покрыта белым снегом

Зимой деревья стоят без листьев, на ветках лежит снег.

Ответы детей

Да

Физкультминутка.

Что нам нравится зимой?

Белые полянки и на горке снеговой лижи или санки!

Что нам нравится зимой?

Мягкие сугробы, чтоб кататься день-деньской,

Крепость делать чтобы.

Что нам нравится зимой?

Потеплей деться в шубке теплой, меховой на морозе греться!

Зрительная гимнастика.

Сядем мы на бревнышко,

Поглядим на солнышко.

Нечего на свет глядеть,

Могут глазки заболеть!

Взор вниз

Взор вверх

Глаза отвели влево, вправо

Закрыть глаза

Релаксация «Сороконожка».

Две сороконожки бежали по дорожке,

Все бежали и бежали, что едва мы их догнали.

Как догнали, так обняли, что едва мы их разняли.

Методическое обеспечение:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).

Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. (под ред. Л.И.Плаксиной.) – М.: Изд.»Экзамен», 2003. – 256с.

  1.  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»( под ред. Н.Е. Вераксы., Т.С.Комаровой., М.А.Васильевой). М.: «Мозаика – Синтез» 2016. – 365 с.
  2. Т.В. Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники». С-П.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 105с.
  3. Журнал «Управление Дошкольным Образовательным Учреждением», №6, 2010.
  4. А.И.Иванова, В.Я. Михайленко «Сезонные наблюдения в детском саду». Методическое пособие. – М.: Сфера, 2010. – 80с.
  5. С.Н.Николаева  Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в подготовительной группе дет.сада; пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждения /С.Н.Николаева. – 2-е изд.- М.: Просвещение. 2005 – 144с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Катя гуляет зимой.

Игровое занятие на закрепление знаний о зиме, тёплой одежде, направленное на воспитание  навыков самообслуживания....

Полезно ли гулять зимой ребенку?

Полезно ли гулять зимой ребенку?...

Рисование «Дети гуляют зимой на участке»

Учить передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашива...

Рисование "Дети гуляют зимой на участке"

Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека,передавать форму,пропорции и расположение частей,простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании кистью и...

Проект «Почему нужно гулять зимой?»

Плюсы и минусы прогулки в зимний период, специальная дыхательная гимнастика и многое другое в проекте «Почему нужно гулять зимой?»...

Конспект итогового мероприятия с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Почему нужно гулять зимой?»

Конспект итогового мероприятия с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Почему нужно гулять зимой?»...

Консультация для родителей "Здорово гулять зимой!"

Почему - то многие родители мало гуляют зимой, боятся, что ребёнок простудится, заболеет. Когда зимний свежий воздух наоборот очень благотоврно влияет на зоровье ребёнка....