НОД по развитию речи "Как мы гуляли зимой"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Составление рассказа из личного опыта с использованием мнемотехники для детей с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: составление рассказа из личного опыта с использованием мнемотехники.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать знания и представления детей об окружающем мире (времена года);
- продолжать учить составлять рассказ из личного опыта по памяти с использованием вспомогательного материала (мнемотаблицы);
- побуждать отбирать для рассказа самое интересное и существенное.
Коррекционно-развивающие:
Развивать:
- зрительное восприятие и внимание, память, словесно-логическое мышление; связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль;
- слуховое восприятие в процессе выполнения заданий по речевой инструкции педагога.
Воспитательные:
Воспитывать:
- доброжелательность;
- умение слушать другого, не перебивая;
- усидчивость.
Методы и приемы:
- художественное слово;
- сюрпризный момент;
- активизирующая наглядность;
- поощрение;
- вопросы поискового характера;
- напоминание.
Материал и оборудование:
Демонстрационный:
- игрушка «Ёжик»;
- мнемотаблицы (последовательность составления рассказа, стихотворения);
- магнитная доска.
Раздаточный:
- мнемотаблицы (приметы времен года, последовательность составления рассказа);
- подкладные листы.
Дифференциация учебного материала с учетом психофизических возможностей и состояния зрения детей.
По состоянию здоровья:
- посадка детей в зависимости от остроты зрения, окклюзии;
- использование подкладных листов;
- разная толщина контура картинок на раздаточных мнемотаблицах.
По уровню развития психических процессов, овладения навыками данного вида деятельности. По темпу выполнения работы:
- предоставление мнемотаблиц с приметами лета (неактуализированный опыт детей);
- количество картинок в мнемотаблице – 9;
- количество картинок в мнемотаблице – 4;
-использование побуждающих вопросов при составлении рассказов.
Индивидуальная работа.
С Сашей О., Лизой У. – помочь преодолеть неуверенность в своих силах через одобрение, поощрение.
С Ваней отрабатывать дикцию: закреплять умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания.
Пропедевтическая работа.
- занятия из перспективного плана работы по ознакомлению детей с окружающим (времена года);
- наблюдения на прогулках;
- дидактические игры на закрепление знаний о временах года;
- беседы, разучивание стихов. Песен, игр о временах года;
- рассматривание иллюстраций, репродукций с картин художников по темам «Осень». «Зима», «Весна».
Ход занятия.
Деятельность воспитателя | Действия детей |
Дети, давайте поиграем в игру «Когда это бывает?». Чтобы правильно ответить на мои вопросы будьте внимательны. - Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? - Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? - Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, это бывает? - Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? О чем были мои загадки? Назовите их другом за другом. А как мы узнаем, что пришло то или иное время года? Правильно. Садимся на места и вспомним приметы каждого времени года. Вы видите перед собой таблицы. Определите к какому времени года относится ваша таблица и объясните почему. Работа с мнемотаблицами. Зрительная гимнастика. Слышится пыхтение. Кто это пыхтит? Да это же ёжик! Здравствуй, ежик, как ты сюда попал? (воспитатель говорит за игрушку) Как, как, из леса! Здравствуйте, ребята! Я уже проснулся. А мои друзья ещё спят. Мне так скучно одному, вот я и прибежал к вам поиграть. А что у вас за картинки такие? Это картинки на которых изображены приметы осени, зимы, весны и лета. (воспитатель говорит за игрушку) Про осень и весну я знаю. Но лучше всех люблю лето. А зима? Что это такое? После лета приходит осень – время, когда надо ложиться спать в теплую норку. Просыпаюсь я весной. А что происходит. Когда я сплю, не знаю. Не беда. Мы расскажем тебе о зиме. Раз ты много знаешь о лете. То ты, Ёжик, и будешь составлять предложение о лете, а дети о зиме. Договорились? (воспитатель говорит за игрушку) Давайте. Так вот: - Летом земля покрыта зеленой травкой, а зимой? -Летом на деревьях растут листики, а зимой? Дети, а что ещё можно сказать про лето? Ёжик, теперь ты знаешь, что происходит зимой? (воспитатель говорит за игрушку) Да, я много узнал о зиме. Ребята, а вам нравится зима? Сейчас мы тебе все расскажем и покажем. Физкультминутка «Что нам нравится зимой». (воспитатель говорит за игрушку) Я понял. Что вы любите зиму. Но мне бы хотелось узнать, а как вы гуляете зимой на прогулке. Хорошо. Ребята, расскажем Ёжику о наших зимних прогулках? Вот эта таблица поможет вам вспомнить денек, про который вы будете рассказывать (какая была погода, в какие игры вы играли, каким было ваше настроение). Рассказы детей. (воспитатель говорит за игрушку) Какие интересные рассказы. Оказывается зимой тоже хорошо. Конечно хорошо! Я даже знаю стихотворение о том, как мы гуляли зимой. Рассказ стихотворения с использованием мнемотаблицы. Кто запомнил и сможет рассказать это стихотворение по картинкам? (воспитатель говорит за игрушку) Как здорово. Я теперь тоже буду учить стихи по картинкам. Ёжик, оставайся у нас погостить. Наше занятие закончилось, но не все ребята успели рассказать тебе о зиме. (воспитатель говорит за игрушку) Спасибо вам большое, дети, я останусь у вас ненадолго. | Зимой Осенью Летом Весной О временах года Дети называют По приметам Земля покрыта белым снегом Зимой деревья стоят без листьев, на ветках лежит снег. Ответы детей Да |
Физкультминутка.
Что нам нравится зимой?
Белые полянки и на горке снеговой лижи или санки!
Что нам нравится зимой?
Мягкие сугробы, чтоб кататься день-деньской,
Крепость делать чтобы.
Что нам нравится зимой?
Потеплей деться в шубке теплой, меховой на морозе греться!
Зрительная гимнастика.
Сядем мы на бревнышко, Поглядим на солнышко. Нечего на свет глядеть, Могут глазки заболеть! | Взор вниз Взор вверх Глаза отвели влево, вправо Закрыть глаза |
Релаксация «Сороконожка».
Две сороконожки бежали по дорожке,
Все бежали и бежали, что едва мы их догнали.
Как догнали, так обняли, что едва мы их разняли.
Методическое обеспечение:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. (под ред. Л.И.Плаксиной.) – М.: Изд.»Экзамен», 2003. – 256с.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»( под ред. Н.Е. Вераксы., Т.С.Комаровой., М.А.Васильевой). М.: «Мозаика – Синтез» 2016. – 365 с.
- Т.В. Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники». С-П.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 105с.
- Журнал «Управление Дошкольным Образовательным Учреждением», №6, 2010.
- А.И.Иванова, В.Я. Михайленко «Сезонные наблюдения в детском саду». Методическое пособие. – М.: Сфера, 2010. – 80с.
- С.Н.Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в подготовительной группе дет.сада; пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждения /С.Н.Николаева. – 2-е изд.- М.: Просвещение. 2005 – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Катя гуляет зимой.
Игровое занятие на закрепление знаний о зиме, тёплой одежде, направленное на воспитание навыков самообслуживания....
Полезно ли гулять зимой ребенку?
Полезно ли гулять зимой ребенку?...
Рисование «Дети гуляют зимой на участке»
Учить передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашива...
Рисование "Дети гуляют зимой на участке"
Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека,передавать форму,пропорции и расположение частей,простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании кистью и...
Проект «Почему нужно гулять зимой?»
Плюсы и минусы прогулки в зимний период, специальная дыхательная гимнастика и многое другое в проекте «Почему нужно гулять зимой?»...
Конспект итогового мероприятия с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Почему нужно гулять зимой?»
Конспект итогового мероприятия с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Почему нужно гулять зимой?»...
Консультация для родителей "Здорово гулять зимой!"
Почему - то многие родители мало гуляют зимой, боятся, что ребёнок простудится, заболеет. Когда зимний свежий воздух наоборот очень благотоврно влияет на зоровье ребёнка....