Статья "Арт-терапия, как средство работы со страхами детей и их коррекции".
статья по коррекционной педагогике на тему

Тесля Галина Сергеевна

Статья  "Арт-терапия, как средство работы со страхами детей и их коррекции".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл satya_teslya_bagirova_art-terapiya.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы статьи Тесля Г.С. воспитатель, Багирова Ю.В. муз. рук-тель  

МКДОУ Поповский д/сад Россошанского муниципального района Воронежской области

Арт-терапия, как средство работы со страхами детей и их коррекции.

  Детские страхи - очень глубокие переживания детства. Различные взрослые невротические проявления подчас возникают от вовремя не ушедших детских страхов. Ребёнок принимает большую часть информации невербально, ориентируясь на «язык» органов чувств и тела. Большинство воспринимаемой информации не осознаётся и остаётся в детской голове на бессознательном уровне. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому детские страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость.

     В связи с этим возникает проблема, как может помочь ребенку, переживающему страхи, воспитатель ДОУ, не используя сложные психологические приемы, но применяя результативные технологии. В связи с этим        проблема   коррекции страхов очень актуальна.

     Отечественными психологами Ю. Б. Некрасовой, О. С. Никольской, Т. А. Добровольской, Л. В. Кузнецовой,  Е. А. Медведевой доказано, что использование средств искусства существенно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми.  Ребенок с проблемами, действуя в удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии, уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений.

       Арт-терапия — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии). В лечебной и психо-коррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии (Е. А. Медведева [11, с. 17]). Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний и способов их удовлетворения. Ребенок, в ходе общения с искусством, становится по своему психологическому состоянию качественно другим — успокоенным, духовно обновленным. У него отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах.

     Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен,) повышает самооценку, самоприятие ребенка. И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макро-социальной среде.

    Рассмотрим далее основные вопросы арт-терапии в контексте организации и содержания коррекционно-развивающего обучения, а также их направлений на основании теоретических и методологических работ таких авторов, как Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. [3, с.173-202]

            Направления арт-терапии:

1. Изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного         искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т. д. Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия, которая применяется и при наличии психосоматических расстройств и личностных нарушений: переживание чувства одиночества; повышенная тревожность; страхи; низкая, искаженная самооценка; наличие конфликтных межличностных отношений.

     Существуют определённые формы работы: спонтанное рисование, ассоциативное рисование, рисование чувства, рисование пальцами рук и ног, рисование музыки.

2. Библиотерапия — лечебное воздействие чтением. Она включает в себя сочинения литературных произведений (например, письмо некоторым частям своего тела, письмо от части тела к тебе, описать сильное переживание своей жизни в 5 строках, в рифме, придумать сказку на любую тему

3. Имаготерапия — лечебное воздействие через образ, театрализацию;          4. Кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика) — лечебное воздействие движениями. В основе танцевальной терапии лежит убеждение в том, что наша манера двигаться отражает наши личностные особенности, т.е. существует прямая связь между состоянием нашей души, разумом и движениями. Основной акцент делается на спонтанность, техника танцевальных движений не учитывается и не важна, главное здесь самовыражение. (Например, сочинить свой танец на тему: «Течение воды», «Полёт бабочки» или свободный танец с закрытыми глазами и др.)

5. Вокалотерапия — лечение пением;

6. Музыкотерапия — лечебное воздействие через восприятие музыки. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с  помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Такой метод даёт возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребёнка: снятия напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса,    коррекция отклонений в личностном развитии ребёнка и его психоэмоциональном состоянии. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Все виды роковой музыки действуют угнетающе. Резко уменьшают объём памяти, внимания. В мозгу образуются вспышки, аналогичные приступам эпилепсии. Низкие звуки – стабилизируют психику. Высокие звуки – дестабилизируют психику. Сейчас активно начинают применять колоколотерапию. Сегодня разработаны целые пакеты программ, в которых подобраны определённые музыкальные произведения для лечения болезней. («Музыка гармонии» Гайден)

7. Релаксация – лечебное воздействие через упражнения и игровые задания на расслабление. Элементы релаксации,    активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и  степень психического возбуждения, позволяют ослабить или нейтрализовать вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

8. Песочная терапия – К. Г. Юнг утверждал, что процесс « игры в песок»  высвобождает заблокированную энергию и « активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». Основополагающая идея песочной терапии формулируется как: игра с песком предоставляет ребёнку возможность избавиться от психологических травм, с помощью фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями.  

9. Игротерапия - это ответвление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы "берут" на себя "игрушки". В арсенале терапевта также краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги и прочие изобразительные средства.
10. Сказкотерапия - основная ее идея состоит в том, что ребенок  может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Сказки детям преподносят готовый пример поведения, пример решения сложных ситуативных задач и оставляют при этом простор воображению, возможность осмыслить ситуацию самостоятельно.

          Арт-терапевтические методики дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с ребенком, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи.

      Наиболее сенситивным для использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе с дошкольниками является возраст 6-7 лет (в отдельных случаях проводиться и с 5 лет).

Основные условия занятий по арт-терапии. Все занятия должны носить непринуждённый и спонтанный характер в отличие от организованной деятельности. Здесь не ставятся такие цели как, например развитие художественного творчества и художественные таланты роли не играют. Акцент делается на самовыражении своих чувств на своё ощущение.

Список литературы.

  1. Т.Арефьева Преодоление страхов у детей. М., 2005.
  2. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М., 1982.- т.4 - 336 с. 30.
  3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. - 237с.
  4. Захаров.А.  Как помочь нашим детям избавиться от страха. – Спб., 1995
  5. КапрановаС. Путешествие с волшебной кисточкой. Ростов-на-Дону. 1997.
  6. Макарова Е.Г. "Преодолеть страх или искусство - терапия" - М., "Школа- Пресс", 1996 г.
  7. Осипова А.А.  «Общая психокоррекция», -  М., 2006г.
  8.  К. Рудестам "Групповая психотерапия"; СПб, 1998
  9. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: ,1988.г.
  10. Уэлсби. К. « Часть целого: арт-терапия в педагогике» - М.,1988.- 350с.
  11. .Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. - СПб.: Европейский дом, 2000. - 288с.
  12. Т. Шилова. Как помочь ребенку избавиться от страхов. - Спб.: Речь, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста»

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может ...

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста.

Что такое страх? Причины детских страхов. Вербальные упражнения в борьбе со страхом....

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста Коррекция детских страхов

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей. Дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивным поведение...

Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста

В статье раскрывается проблема возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Авторы на основании результатов собственного экспериментального исследования Т.Д Зиневич-Евстигнеевой, выделяют ...

Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста

Цель:1. Научить способам преодоления страхов.2. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, повышению уверенности в себе.3. Гармонизировать личность ребенка....

Сказкотерапия и песочная терапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста

Доступность мультфильмов и телепередач, которые несут в себе агрессивный посыл, избыток информации несоответствующей возрасту, игровая продукция с нарушением принципов психологической безопасности, яв...