Сказкотерапия и песочная терапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике
Доступность мультфильмов и телепередач, которые несут в себе агрессивный посыл, избыток информации несоответствующей возрасту, игровая продукция с нарушением принципов психологической безопасности, являются фактором возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Поиск современных методов коррекции открыл дорогу таким формам как сказкотерапия и песочная терапия, которые активизируют и побуждают сознание ребенка, открывают новые возможности взаимодействия его с окружающим миром, являются залогом эмоционально-личностного развития, раскрепощают детей, снижают страх и уровень тревожности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_karpenko_i.s.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Егорова И.С.
Сказкотерапия и песочная терапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста
МАДОУ детский сад «Детство» (г. Нижний Тагил)
Доступность мультфильмов и телепередач, которые несут в себе агрессивный посыл, избыток информации несоответствующей возрасту, игровая продукция с нарушением принципов психологической безопасности, являются фактором возникновения страхов у детей дошкольного возраста, которые могут нанести ущерб позитивному развитию и психическому здоровью ребенка.
Поиск современных методов коррекции открыл дорогу таким формам как сказкотерапия и песочная терапия, которые активизируют и побуждают сознание ребенка, открывают новые возможности взаимодействия его с окружающим миром, являются залогом эмоционально-личностного развития, раскрепощают детей, снижают страх и уровень тревожности.
На начальном этапе работы происходит знакомство детей с песком, с его свойствами, правилами поведения в песочнице, с миниатюрными фигурками, которые есть в песочнице. Во время игр дети пересыпают песок из руки в руку, наблюдают за тем, что он делает это плавно, дети учатся разравнивать песочную поверхность. Играя с мокрым песком, у детей появляется возможность построения различных фигур и башен, гор, рек, развернуть целые сюжеты. Благодаря своей структуре песок оказывает положительное воздействие на тактильные ощущения, стимулирует нервные окончания, успокаивает, концентрирует внимание. Все это позволяет ребенку погрузиться в себя, почувствовать своё внутреннее эмоциональное состояние.
Ребенок чаще всего играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, он каждый раз сам себя лечит. Для построения сюжета необходимо наличие множества миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей и многое другое, чтобы ребенок легко мог сделать выбор. Такое разнообразие фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Каждый ребенок идентифицирует себя с персонажем и присваивает его нормы, ценности, образы как свои, позволяет решить возникшие конфликты, недопонимание, усвоить правильные моральные нормы и ценности, учиться различать добро и зло. Сравнение себя со сказочным героем позволяет ребенку почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания.
Для детей песочная терапия и сказкотерапия - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ребенок может нарисовать любимую сказку на песке и выступить в лице какого-то героя или элемента, можно переделывать любимые сказки на новый лад вместе с детьми. Проигрывая сказку ребенок может играть героя с несвойственными самому ребенку чертами характера. В таких играх могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых дети испытывают определенные трудности: различные обиды, страхи, переживания семейных неурядиц, ревность, взаимоотношения со сверстниками. Ребенок выбирает те фигурки, которые вызывают у него интерес. Он может нарисовать свой страх, а затем сдуть его, либо засыпать его сверху песочком.
Во время игры фоном лучше включить спокойную музыку, которая поможет ребенку в концентрации на своих эмоциях, настроиться на работу, расслабиться, погрузиться в свое внутреннее состояние, снять напряжение. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок может перенести в реальность.
Таким образом, сказкотерапия и песочная терапия позволяют эффективно снимать страхи детей дошкольного возраста, улучшать эмоциональное самочувствие ребёнка, корректировать межличностные взаимоотношения в семье и в группе сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста»
Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может ...
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...
Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста
В статье раскрывается проблема возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Авторы на основании результатов собственного экспериментального исследования Т.Д Зиневич-Евстигнеевой, выделяют ...
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ре...
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Песочная терапия - одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший вос...
статья на тему:Песочная терапия,как средство развитие речи детей дошкольного возраста
статья на тему:Песочная терапия,как развитие речи детей дошкольного возраста...
«Песочная терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
laquo;Песочная терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»...