«Песочная терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике

«Песочная терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rm.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.

1 Слайд (Титульный лист)

В тёплое время года многие люди стараются уехать из города поближе к водоёмам. Оказавшись на берегу моря или озера, не только дети, но и взрослые, вдруг начинают увлеченно строить замки из песка. И это не случайно. Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и пропускать песок сквозь пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.

2 Слайд (Дети строят замок)

         Песок - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком многое становится возможным. Через игры с песком может решатся такая задача, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Именно на песке дети могут создавать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом ребята воображают, представляют, фантазируют.

Народная мудрость гласит: «Разрешайте ребенку строить мечты из песка, пока он ребенок, ведь дальше так уже не получится!»

Игры с песком – одно из самых любимых и естественных развлечений детей. Именно поэтому педагоги могут использовать песочницу для развивающих и обучающих занятий.

Песочная терапия - одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

3 Слайд (фото Юнга и цитата Ушинского)

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К. Д. Ушинский

4 Слайд (фото книг)

Изучив методическую литературу по песочной терапии и её положительное влияние на детей, я решила использовать игры с песком в качестве дополнительного методического приёма на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Цель применения таких игр – развитие связной речи дошкольников.

И сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по использованию песочной терапии как средства развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Поставленную цель можно достигнуть, решая следующие задачи:

- Обучать правилам работы с песком, создавая у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру.

- Сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей.

- Активизировать словарный запас детей.

- Помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

- Развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.

- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

Бесспорно, работа с песком в процессе логопедического занятия — это дополнение к другим видам коррекционно-развивающей работы.

5 Слайд (фото стола и материала для работы)

Для проведения игр с песком в кабинете расположен специальный стол-песочница, собран различный дидактический материал: игрушки, песочные наборы, картинки на разные лексические темы, природный материал и другое. Перед каждым занятием мы оговариваем с детьми общие правила поведения в песочнице.

Предлагаю вашему вниманию некоторые игры и упражнения с песком по развитию связной речи дошкольников.

6 Слайд

Игра «Цветные острова».

Цель: Развитие связной речи.

Инструкция: Детям предлагается создать на поверхности песка песочные острова, украсив их с помощью миниатюрных фигурок или сподручных материалов (пуговиц, бусин, камушков и др.) Далее детям предлагается отправиться в путешествие по этим островам, рассказывая о том, как они называются, что на них растёт, кто на них живёт.

Игра «Найди клад».

Цель: Развитие связной речи.

Инструкция: Ребенок находит закопанные предметы или картинки, произносит название предмета. описывает его, называет первый звук в слове, последний звук, составляет с ним предложение.

7 Слайд

Игра «Нарисуй «стихотворение».

Цель: Развитие связной речи.

Инструкция: Проговаривание стихотворения сопровождается действиями с песком. (Например: А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…)

Упражнение «Моё любимое животное»

Цель: Развитие связной речи.

Инструкция: Дети рисуют на песке своё любимое животное. Затем составляют предложения или рассказ о нём. Упражнение выполняют до тех пор, пока все желающие не расскажут о своём любимом животном.

8 Слайд 

Работа на световом столе эффективно способствует формированию связной речи. Очень полезны проигрывания (драматизации) русских народных сказок.

Инсценировка «Корова, лошадь и собака» по мотивам сказки К. Ушинского.

«Спор Животных»

Игра «Инсценировка сказки»

Цель: Развитие связной речи, развитие коммуникативных навыков.

Дети на песке рисуют картину из сказки. Можно добавить фигурки животных для инсценировки. Ребята, управляя животными, инсценируют сказку на песке. Любое действие сопровождается репликами.

Русская народная сказка «Колобок»

Цель: Развитие связной речи, развитие коммуникативных навыков.

Дети на песке рисуют картину из сказки, добавляют фигурки животных для инсценировки. Ребята, управляя животными, инсценируют сказку на песке. Любое действие сопровождается репликами.

9 Слайд 

(«Рассказ о любимой поре года»)

Цель: Развитие связной речи, памяти.

Инструкция: На песке создаётся картина, например- осенний пейзаж. Можно использовать природный материал. Дети составляют рассказ о прогулке по осеннему парку. Рассказ можно вести от первого лица или от третьего.

10 Слайд

Упражнение «Платье для принцессы»

Цель: Развитие связной речи.

Инструкция: Дети рисуют картину- принцессу.

Логопед: Давайте украсим платье принцессы.

Дети украшают платье пуговицами и описывают свои действия.

Экспериментирование с песком.

Цель: Развитие связной речи, памяти, мышления, внимания.

Инструкция: Дети проводят эксперименты с песком. Делают вывод, составляя связные предложения.

Например: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет. Сухой песок светлый, а мокрый темный. На мокром песке остаются следы. Мокрый песок принимает любую нужную форму. А сухой рассыпается.

Песок не растворяется в воде.

11 Слайд. Кроме мелких игрушек, природного материала и другого, я попробовала добавить в песочницу деревянные наборы Фрёбеля. И заметила, что у детей это вызвало интерес.

Игра «Мой город»

Цель: Развитие связной речи. Закрепление употребления предлогов в речи. Патриотическое воспитание.

Инструкция: Дети строят в песочнице город при помощи игровых наборов Фрёбеля. Заселяют дома жителями по заданию логопеда.

Логопед: Размести принцессу на крыше.

               Поставь рыцаря за домом.

               Спрячь динозавра в домик.

               Поставь медведя перед домом.

Следующий шаг: Дети сами рассказывают кто где находится. Отвечают полным предложением.

12 Слайд

Упражнение на обобщение материала по теме «Дикие животные», «Берлога для медведя»

13 Слайд

Создание собственной сказки «Сорока-модница»

14 Слайд 

Пересказ сказки «Котёнок по имени Гав»

Упражнение «Нарисуй сказку» (Мультфильм «Котенок по имени Гав»)

Цель: Развитие связной речи.

Дети сами изображают картины из известных им сказок (мультфильмов), а также могут придумывать свои сказки. Затем ребята, стараясь избегать ошибок, пересказывают сюжет.

15 Слайд

(Спасибо за внимание)

Подводя итог, можно сказать что, использование песочницы, как способа развития связной речи детей может быть весьма эффективным. Занимаясь пескотерапией, можно отметить, что данный метод помогает сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной и продуктивной.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

статья на тему:Песочная терапия,как средство развитие речи детей дошкольного возраста

статья на тему:Песочная терапия,как развитие речи детей дошкольного возраста...

Сказкотерапия и песочная терапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста

Доступность мультфильмов и телепередач, которые несут в себе агрессивный посыл, избыток информации несоответствующей возрасту, игровая продукция с нарушением принципов психологической безопасности, яв...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...

«Песочная терапия как средство развития эмпатии детей дошкольного возраста»

Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. В процессе работы с детьми, я пришла к выводу, что именно игры на ...

Методическая разработка «Песочная терапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

К. Д. Ушинский писал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка - это куча песка».Песочная игро-терапии &nda...