Программа по саморазвитию Су-джок терапия , как средство развития речи детей дошкольного возраста.
рабочая программа по коррекционной педагогике

Солодова Ольга Борисовна

                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по саморазвитию

Су-джок терапия , как средство развития речи детей дошкольного возраста.

                                                                            Воспитатель: Солодова О.Б.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

1. Пояснительная записка

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

В настоящее время известно множество методов и приемов развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Я решила изучать и использовать в своей коррекционно-развивающей работе массажные мячики Су-джок. Так  как ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии речи детей.

2. Актуальность

Актуальность проблемы здоровья детей обусловлена также тенденциями развития российского образования, связанными с созданием здоровьесберегающих технологий.

Владение инновационными педагогическими здоровьесберегающими технологиями - это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные здоровьесберегающие технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, я используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для моей работы технологии, помогающие оптимизировать мою коррекционно-развивающую работу.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при речевых нарушениях, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных  приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

        

Цель и задачи:

Цель: повышение профессиональной компетентности по системе Су-джок, применительно  с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

  • Повысить теоретический уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
  • Разработать комплекс упражнений по системе Су-джок;
  • Обогатить развивающую предметно - пространственную среду для выполнения игр и упражнений с детьми.
  • Обобщить педагогический опыт: сообщения, выступления по теме на методических объединениях, педсоветах, публикация на сайте ДОУ.
  • Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга; содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать мышечный тонус; совершенствовать навыки пространственной ориентации; развивать память, внимание, воображение и другие высшие психические функции.
  • Повысить уровень компетентности педагогов и родителей по системе Су-джок в коррекции речевых нарушений у детей.

Сроки реализации программы

  • 2022-2023 учебный год

Этапы реализации программы

Этапы

Сроки

Содержание работы

Практическая деятельность

1.Подготовительный

Сентябрь

  • Изучение методической литературы по теме
  • Подбор материала, консультаций, памяток и рекомендаций.
  • Проведение мониторинга  развития детей с ТНР.
  • Обогащение предметно-развивающей среды по системе Су-джок.
  • Приобретение шариков и колец Су-джок
  • Составление картотеки книг, статей журналов, интернет сайтов.
  • Разработка памяток.
  • Просмотр видео по теме в интернете.

Октябрь

  • Знакомство детей с комплектом материалов Су-джок.
  • Изучение методики «Су-джок»
  • Буклет : «Су-джок терапия - что это такое?»
  • Картотека физкультминуток с использованием шариков су-док
  • Научить технике су-джок, выполнять приемы самомассажа по технике су-джок.
  • Обучение детей в режимных моментах:
  • Использование шариков и колец для  массажа пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы органов артикуляционного аппарата;
  • Подготовка буклетов для родителей и педагогов
  • Подготовка картотеки игр и физкультминуток

Практический

Ноябрь

  • Консультации для родителей:
  1. «Что такое Су-джок терапия? »
  2. «Су-джок» развиваем речь у детей с ТНР»
  3. «Су-джок в ДОУ»
  • Рекомендации для воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по использованию Су-джок терапии.
  • Подготовка консультаций для родителей в информационный уголок

Подготовка рекомендаций для воспитателей

Декабрь


Комплекс упражнений с шариком «Су-джок» «Футбол, «Волки и зайцы, «Колючий Ежик», «Колючки», «Бабочка», «Рыбки», «Мишкины запасы»

Рассказывание сказок с использованием шариков

  • Оформление сборника материалов для родителей по су-джок: игры, сказки.

Январь

  • Фото-выставка:

«Шарики су-джок катаем-наши ручки разминаем!»

Буклеты: «Игры по технике Су-джок »

Организация фотовыставки для родителей и педагогов

Подготовка буклетов

Февраль

  • Круглый стол для педагогов компенсирующей группы
  • «Су-джок терапия и здоровье ребенка»

Презентация: «Минутка здоровья с су-джок».

Подготовка и проведение с педагогами круглого стола по теме

Подготовка презентации

Март

Оформление папки с методическими рекомендациями для педагогов по теме:

« Су-джок терапия, как здоровьесберегающая инновационная  технология»

Подготовка рекомендаций

Апрель

Мастер-класс для родителей и детей с ТНР

«Здоровье на ладошке»

Подготовка мастер -  класса для родителей.

Заключительный

Май

Проведение диагностического обследования детей на определение уровня речевого развития, а также развития мелкой моторики детей

Отслеживание динамики  и влияния Су-джок терапии на развитие детей

Публикация в интернет ресурсах на сайте ДОУ

Итоги работы за год

Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования

Подготовка материала для публикации в интернет ресурсах

Подведение итогов, подготовка отчета работы, разработка презентации

Подготовка материала к выступлению

Ожидаемый результат программы

  • Реализация программы по самообразованию будет способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, а, следовательно, и повышению качества образовательного процесса
  • Систематическая и последовательная работа по реализации программы будет благотворно влиять на речевое развитие детей группы компенсирующей направленности
  • С помощью реализации программы по Су-джок терапии
  • повысится уровень компетентности педагогов и родителей в коррекции речевых нарушений у детей.

Достигнутые результаты по окончании каждого этапа

В ходе работы в подготовительном этапе были определены цели и задач программы; подобрана и изучена методическая литература. Так же был проведен мониторинг речевого развития детей группы.

Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды было подобрано необходимое оборудование и пособия для проведения полноценного, полифункционального проведения занятий с использованием Су-Джок – терапии. Разработаны памятки для родителей и педагогов. Составлена картотека физкультминуток с использованием шариков су-джок.

В данный период времени проводится работа по осуществлению второго этапа программы. Готовится презентация для воспитателей рекомендательного характера по Су-джок терапии, а так же наглядные консультации в информационный уголок для родителей.

Осуществление заключительного этапа программы планируется на май 2020 года.

Список используемой литературы

1. Акименко В.М. Новые технологические технологии: учебно-методическое пособие.-Ростовн/Д. Феникс

2. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями. Логопед, №6 2004

3. Новикова О.А.  ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры.

4. Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-джок терапии 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект НОД "Применение парционально-инновационной программы "Росток" по ТРИЗ - РТВ А.М. Страунинг как средство развития речи детей дошкольного возраста".

Программное содержание:1.Учить детей составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить; сопоставлять противоположные умения.2.Продолжать формировать умение графически изображат...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Су-Джок как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Су-джок шарики  в работе учителя-логопеда  общеобразовательного детского сада.С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:Развитие фонематического слуха ...

статья на тему:Песочная терапия,как средство развитие речи детей дошкольного возраста

статья на тему:Песочная терапия,как развитие речи детей дошкольного возраста...

«Песочная терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

laquo;Песочная терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

«Песочная терапия как средство развития эмпатии детей дошкольного возраста»

Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. В процессе работы с детьми, я пришла к выводу, что именно игры на ...