Конспект НОД "Применение парционально-инновационной программы "Росток" по ТРИЗ - РТВ А.М. Страунинг как средство развития речи детей дошкольного возраста".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Ширко Галина Леонидовна

Программное содержание:

1.Учить детей составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить; сопоставлять противоположные умения.

2.Продолжать формировать умение графически изображать времена года; выделять главное из целого; по заданному слову составлять предложения; формировать умения задавать вопросы и с их помощью угадывать предмет.

3.Воспитывать желание работать, развивать чувство группового взаимодействия; доброту, отзывчивость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Ширко Галина Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Умка»

Применение парционально-инновационной программы "Росток" по ТРИЗ - РТВ А.М. Страунинг как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Программное содержание:

1.Учить детей составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить; сопоставлять противоположные умения.

2.Продолжать формировать умение графически изображать времена года; выделять главное из целого; по заданному слову составлять предложения; формировать умения задавать вопросы и с их помощью угадывать предмет.

3.Воспитывать желание работать, развивать чувство группового взаимодействия; доброту, отзывчивость. 

Материалы к занятию:

Сундучок, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) в двух экземпляров, чудесный мешочек, угощение, фломастеры, листы для рисования, мяч.

Словарная работа:

Работать над правильным построением предложения.

Предшествующая работа:

Уточнение знание детей о классификации предметов, повторение основных признаков временных изменений.

Ход занятия:

Дети входят в зал становятся в круг.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю разгадать тайну вот этого сундучка, если мы сумеем открыть этот замок, то обязательно ее узнаем. Скажите, что вы видите в качестве замка на сундучке.

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит замок? Давайте их назовем.

Дети: Квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.

Воспитатель: Правильно ли у меня в руках такие же геометрические фигуры. Если вы хотите узнать, как открыть этот замок, то я вам объясню, хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Для того, чтобы открыть замок нужно выполнить 4 задания, за каждый правильно, выполненное, задание, вы получите геометрическую фигуру, но задания будут не простые.

1 ЗАДАНИЕ

Дидактическая игра: “Исправь предложение”.

Цель: Составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить.

Ход: Дети становятся в круг, воспитатель зачитывает предложение, в которых допущены ошибки, дети должны их уловить, исправить и объяснить своей ответ.

1. Когда к нам пришел шкаф в гости, мы очень обрадовались.

2. Наступил новогодний праздник, и мы пошли на пляж купаться.

3. Мы поставили на окно печку и стали варить там суп.

4. На лестнице поставили песочницу и стали там играть.

5. Врач не лечит детей, а метет снег на улице и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Вы замечательно справились с заданием. Какую фигуру вы выбираете? Дети выбирают фигуру совмещают ее с фигурой на замке – “шифре”. Переходим к следующему заданию.

2 задание

Дидактическая игра: “Согласен – не согласен”.

Цель: Учиться сопоставлять противоположное мнение, уметь объяснить их, правильно составлять предложение при ответе.

Ход: Дети становятся в круг, у воспитателя в руках мяч. Воспитатель кидает по очереди, каждому ребенку и при этом задает следующие вопросы (Вопросы могут быть разные).

  1. Я утверждаю, что в лесу не бывает животных – я с вами не согласен, в лесу живут дикие животные.
  2. Я утверждаю, что, одев лыжи на ноги, можно выходить на лед – я с вами не согласен на льду катаются на коньках.
  3. Я утверждаю, что на тополях можно увидеть цветы – я с вами не согласен, цветы могут быть комнатными или расти на клумбах.
  4. Я утверждаю, что с иглой ели можно сшить одежду – нет я с вами не согласен, одежду можно сшить швейной иглой.
  5. Я утверждаю, что люди купаются летом – да я с вами согласен, люди купаются летом.
  6. Я утверждаю, что в детском саду детям скучно и не интересно – нет я с вами не согласен, потому что в детском саду весело и интересно.
  7. Я утверждаю, что мы завтракаем вечером – нет я с вами не согласен, мы завтракаем утром.
  8. Я утверждаю, что июнь это зимний месяц – нет я с вами не согласен, это летний месяц.
  9. Я утверждаю, что книги это бесполезная вещь – нет я с вами не согласен, книги очень интересны и их можно читать.
  10. Я утверждаю, что домашние животные живут в лесу – нет я с вами не согласен, они живут в домах.
  11. Я утверждаю, что круг имеет углы – нет я с вами не согласен, у круга нет углов, он круглый.
  12. Я утверждаю, что перелетные птицы не улетают, а зимуют – нет я с вами не согласен, потому что они улетают в теплые края.
  13. Я утверждаю, что когда приходит осень, начинают капать сосульки – нет я с вами не согласен, начинается листопад.
  14. Я утверждаю, что дети ходят в школу играть – нет я с вами не согласен, они ходят туда учиться.
  15. Я утверждаю, что столы в нашей группе железные – нет я с вами не согласен, они деревянные.

(Примерные ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. Но для того чтобы получить вторую геометрическую фигуру, нужно выполнить еще одно задание. Сейчас вы возьмете каждый по одной карточке, у каждого на карточке изображено время года. Объединитесь в команды по временам года. У нас образовалось 4 команды. У нас на столах фломастеры и листы. На этих листах схематично изобразите то время года, какое вам досталось. Напоминаю, что изображать нужно, только основные  признаки. И этим основным признаком, добавьте один признак, который не относится к данному времени года. Затем вы обменяетесь своими схемами с другой командой, и они должны догадаться, какое время года у вас изображено и что лишнее (К какому времени году оно относится). Дети работают в командах.

Воспитатель: Молодцы! Вот теперь вы справились с заданием до конца. Можете получать вторую фигуру. Дети получают вторую фигуру, совмещают ее с шифром на замке.

Воспитатель: Я предлагаю вам следующее занятие.

3 задание

Дидактическая игра: “Если бы я был…?”

Цель: Отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Принцип – эмпатия. Главный смысл эмпатии – войти в роль кого- либо или чего либо.

Ход: Ведущий начинает “Если бы я была трамваем, то я бы перевозила людей, Лиля, а если ты бы была швейной машинкой?”, дальше ребенок находит ответ на вопрос и по цепочке следующему ребенку передает свой вопрос. Игра проводится, пока все дети не примут в ней участие.

Воспитатель: Молодцы дети! Вы прекрасно справились с заданием. За это выбирайте геометрическую фигуру. Дети выбирают геометрическую фигуру и сопоставляют с замком – “шифром”.

Воспитатель: И так ребята, у нас осталась с вами последняя фигура и последнее задание, чтобы открыть замок.

4 задание

Дидактическая игра: “Поймай слово”.

Цель: Учить детей, составлять с заданным словом предложения (Пожеланию и по уровню развития детей можно поставить задачу: в начале предложения заданное слово, в середине или где угодно).

Ход: Ведущий начинает, говорит свое предложение “У нас в группе много игрушек”. Следующий стоящий “Ловит” последнее слово со словом игрушка, составляет предложение. Следующий стоящий ловит его последнее слово в предложении и т.д. по цепочке.

Воспитатель: Молодцы дети! Вы справились с последним заданием. Берите геометрическую фигуру и сопоставляйте ее с замком “шифром”.Дети сопоставляют геометрические фигуры, в это время слегка приоткрывает крышку сундучка и опять ее закрывает как бы случайно.

Воспитатель: Дети, крышка сундучка не хочет открываться, но я успела увидеть, что лежит в нем. Давайте, если мы с вами угадаем, что лежит в сундучке, тогда он нам откроется, и мы все это увидим.

Дидактическая /игра: “Задай мне вопрос”.

Цель: Развивать у детей умение, правильно задавать вопросы.

Ход:

Дети: Это живое?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это посуда?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это предмет мебели?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это продукты питания?

Воспитатель: Да.

Дети: Это молочное?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это мясные изделия?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это хлебобулочное изделие.

Воспитатель: Нет.

Дети: Это сладкое?

Воспитатель: Да.

Дети: Это шоколад?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это конфета?

Воспитатель: Да.

Воспитатель: Да ребята, это действительно конфеты, угощайтесь. Воспитатель угощает детей конфетами, и спрашивает у них, какое настроение после занятия.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте каждый из вас часть своего хорошего настроения положит в “Чудесный мешочек”. Мы с вами подарим этот чудесный волшебный мешочек в соседнюю группу. Они его откроют и заразятся нашим хорошим настроением.

Дети: каждый делится своим хорошим настроением.

Цель дидактического упражнения:

“В сундучок желаний”.

Учить детей высказывать свое мнение при правильном построении предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей  дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...