Главные вкладки

    Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи
    картотека по коррекционной педагогике на тему

    В помощь педагогам и родителям

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Приложение 6

    Игры и упражнения для развития компонентов

    интонационной стороны речи

    МЕЛОДИКА

    Упражнение «Дирижеры»

    Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона

    (мелодики), развивать речевой слух.

    Материал. «Дирижерские» палочки (по количеству детей).

    Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с

    понижением основного тона. Дети при повторном их

    воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая

    движение мелодики вниз.

    Упражнение «Лесенка»

    Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с

    понижением и повышением основного тона голоса.

    Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками.

    Фишки – по количеству детей.

    Описание Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку

    или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения

    или понижения мелодики).

    Упражнение «Волшебная линия»

    Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона,

    развивать речевой слух.

    1-й вариант.

    Материал. Листы бумаги А4 с изображением стрелки,

    направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний

    правый угол (по количеству детей).

    Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с

    повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят

    указательным пальцем по изображенной стрелке.

    2-й вариант.

    Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую

    повышение основного тона, дети «рисуют» в воздухе.

    Упражнение «Вопрос-ответ»

    Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных

    предложений без вопросительного слова. Учить различать на слух

    различные виды мелодики.

    Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного

    знака – по количеству детей.

    Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна

    шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда

    педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с

    эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, -

    дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок

    показывает педагогу соответствующую карточку.)

    Примечание. При произнесении вопросительных предложений без

    вопросительного слова обязательным является выделение с

    помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В

    связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также

    необходимо выделить данное слово.

    Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку».

    Упражнение «Скажи правильно»

    Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения

    мелодики

    повествовательных предложений.

    Материал. Тематические карточки (н-р: огород, улица, зоопарк и

    т.д.).

    Описание. Ребенку предлагается составить повествовательные

    предложения по картинке. Сначала взрослый составляет

    предложения, ребенок повторяет, а затем ребенок составляет

    предложения самостоятельно.

    Например: Это огород. В огороде растут овощи. На грядке зреют

    помидоры (огурцы и т.д.).

    Важно. Повторять повествовательные предложения с понижением

    голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается

    соответствующим движением руки вниз.

    Упражнение «Скажи по-разному»

    Цель. Развитие умения произвольно изменять интонацию

    высказывания.

    Материал. Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом,

    лето и т.п.).

    Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения

    восклицательными.

    Например: Звери все построили сами? –

    Звери все построили сами!

    Они дружно работали? – Они дружно работали!

    Дом красивый? – Дом красивый!

    Ребенку предлагается произнести данное предложение с

    вопросительной интонацией.

    Например: Лето наступило. – Лето наступило?

    На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.

    Ребенку предлагается произнести данное предложение с

    восклицательной интонацией.

    Например: Лето наступило. – Лето наступило!

    На улице тепло. – На улице тепло! И т.п.

    Упражнение «Громко-тихо»

    Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с

    понижением и повышением основного тона голоса.

    Описание. Прочитайте стихотворение. Обратите внимание, как

    движется голос при произнесении повествовательных и

    вопросительный предложений.

    Почему смеётся лето?

    Потому, что много света.

    Почему с грибами осень?

    Потому, что дождь и просинь.

    Почему зима, как злюка?

    Потому, что хлещет вьюга.

    (Д. Кожевников)

    Игра «Помоги Маше одеться»

    Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в

    речи вопросительной и повествовательной интонации.

    Материал. Карточки с изображением девочки и осенней (зимней)

    одежды.

    Описание. Ребенку предлагается ответить на вопросы:

    Какую одежду наденет Маша?

    Что Маша наденет на руки?

    Какой головной убор наденет Маша?

    Зачем Маша наденет шарф на шею?

    Какую одежду ты надеваешь осенью?

    Игра «Собираемся на прогулку»

    Описание. Ребенку предлагается прослушать вопросительные

    предложения с разным местоположением интонационного центра и

    ответить на вопросы, выделяя логический центр предложения

    интонационно:

    Например: Ты наденешь куртку?

    Ты носишь перчатки?

    Ты наденешь шарфик? И т.п.

    Ребенок повторяет вопросы, а затем сам придумывает и задает их

    взрослому.

    Важно. Чтобы правильно передать интонацию вопроса, нужно

    резко повышать высоту голоса в интонационном центре

    высказывания.

    Шапка? Твоя шапка? Ты наденешь шапку?

    Игра «Что с чем?»

    Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации

    завершенности в экспрессивной речи.

    Материал. Любые предметы быта: ключ, лейка, тарелка и др.

    Описание. Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из

    чего поливают цветы, и т.д. Ребенок выбирает нужный предмет и

    отвечает полным предложением.

    Например: Суп едят из тарелки.

    Цветы поливают из лейки.

    Игра «Назови ласково»

    Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации

    завершенности в экспрессивной речи.

    Описание. Детям предлагается повторить за педагогом фразу с

    интонацией завершенности, заменив с помощью уменьшительно-

    ласкательных суффиксов все имена существительные на

    «ласковые».

    Например: У лисы пушистый хвост. – У лисички пушистый

    хвостик. или У лисички пушистенький хвостик.

    Игра «Скажи радостно»

    Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в

    речи восклицательной интонации.

    Ребенку предлагается прослушать рассказ «Новогодний праздник».

    Наконец-то в детский сад пришел Дед Мороз! Он поздравил

    детей и взрослых с Новым годом. Вместе с детьми Дед Мороз

    водил хоровод, пел веселые песни. Ребята рассказали ему много

    стихов. Наступила очередь подарков. В мешке Деда Мороза были

    замечательные подарки для каждого из ребят.

    Для Маши он приготовил красивую куклу.

    - Ах! - громко воскликнула Маша. – Какая красивая кукла!

    Для Вани у Деда Мороза была припасена пожарная машина.

    - Ах! Вот это подарок! Какая большая машина! – обрадовался

    Ваня.

    А для Паши Дед Мороз приготовил детский набор

    инструментов.

    - Ой! Это мне? Я всегда мечтал о таком! – воскликнул

    удивленный Паша.

    - Спасибо, Дед Мороз! – поблагодарили ребята.

    Какое настроение было у ребят на празднике в детском

    саду? Почему?

    Какие подарки приготовил детям Дед Мороз?

    Почему обрадовались Маша и Ваня?

    Почему удивился Паша?

    Игра «Похвали подарок»

    Представь, что Дед Мороз подарил тебе на Новый год красивую

    куклу (большую пожарную машину, набор инструментов). Похвали

    подарок. Постарайся передать голосом, что подарок тебе

    понравился.

    Например: Ах! Какая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо!

    Ах! Какая машина! Большая пожарная машина!

    Ой! Это набор инструментов! Отличный подарок!

    Игра «Просьба»

    Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в

    экспресивной речи.

    Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и

    по результатам выполнения произносят слова одобрения с

    оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!»,

    Замечательно сделал!» и т.д.

    Игра «Качели»

    Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения

    основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

    Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то

    вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно

    поднимая и опуская прямые руки со словами: “И вверх, (голос

    повышается), и вниз (голос понижается).

    ТЕМП

    Упражнение «Будь внимательным»

    Цель. Развитие понимания ребенком темпа речи, паузы.

    Прочитайте предложения, правильно делая паузы.

    Что, болит? Что болит?

    Ну, что споём? Ну что, споём?

    Упражнение «Муха-Цокотуха»

    Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом

    высказывания.

    Послушай стихи и вспомни из какого произведения эти строки.

    Но жуки-червяки (в среднем темпе)

    Испугалися, (в среднем темпе)

    По углам, по щелям разбежалися: (темп возрастает)

    Тараканы (в быстром темпе)

    Под диваны, (в быстром темпе)

    А козявочки (в быстром темпе)

    Под лавочки, (в быстром темпе)

    А букашки под кровать – (в быстром темпе)

    Не желают воевать! (в среднем темпе)

    И никто даже с места (в медленном темпе)

    Не сдвинется… (в медленном темпе)

    (К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»)

    Стихи были прочтены в одинаковом темпе или темп менялся?

    О каких событиях в стихах говорилось быстро? О каких -

    медленно? Как ты думаешь почему?

    Обратить внимание ребенка на то, что с помощью изменений

    темпа речи можно передать особенности происходящего события:

    быстро или медленно совершаются действия в рассказе или

    стихотворении.

    Упражнение «На крыше»

    Цель. Учить координировать темп движений и темп речи.

    Серый кот залез на крышу.

    Ну а там сидели мыши.

    «Пробегают пальцами от

    коленок до макушки.

    Как увидели кота,

    Разбежались кто куда.

    Быстро «пробегают пальцами

    вниз от макушки до колен.

    Упражнение «Курочка и цыплята»

    Цель. Учить координировать темп движений и темп речи.

    Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок

    скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью

    одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до

    раскрытой ладони другой руки – «Курочка клюет зернышки»; при

    слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения

    быстро – «цыплята клюют зернышки».

    Вышла курочка гулять,

    Свежей травки пощипать,

    (медленный темп)

    А за ней ребята –

    Желтые цыплята

    (быстрый темп).

    Упражнение «Поехали, поехали»

    Цель. Закреплять умение координировать темп движений и темп

    речи.

    Описание. Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в

    медленном темпе слова потешки:

    «Поехали, поехали за грибами, за орехами»,

    затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в

    быстром темпе:

    «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».

    Упражнение «Барабанщик»

    Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп,

    задаваемый педагогом в речи.

    Материал. «Барабанчики» - осязательные «коврики» размером

    18х25 см (размер не имеет принципиального значения, главное,

    чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из

    разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой

    доски, бархатной бумаги.

    Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно

    меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих

    «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После

    одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку

    коврик из другого материала.

    Левой, правой!

    Левой, правой!

    На парад идет отряд.

    На парад идет отряд.

    Барабанщик очень рад:

    Барабанит, барабанит

    Полтора часа подряд.

    Левой, правой! Левой, правой!

    Барабан уже дырявый.

    Игра «Осенние листочки»

    Цель. Формировать представление о темпе («быстро», «умеренно»,

    «медленно»).

    Материал. Красные («медленно»), желтые («умеренно») и зеленые

    («быстро») кружки.

    Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается

    выложить перед собой кружки-символы в той последовательности,

    в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

    Листопад, листопад,

    Листья желтые летят.

    Желтый клен, желтый бук,

    Желтый в небе солнца круг.

    Желтый двор, желтый дом.

    Вся земля желта кругом.

    Желтизна, желтизна,

    Значит, осень – не весна.

    Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп

    произнесения каждой строчки меняется.

    Игра «Карусели»

    Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

    Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что

    получился круг; фонограмма «Лошадки» (муз. М.Раухвергера).

    Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение

    по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

    Еле-еле, еле-еле (в медленном темпе)

    Завертелись карусели.

    А потом, потом, потом (в умеренном темпе)

    Все бегом, бегом, бегом! (в быстром темпе)

    Все быстрей, быстрей, бегом, (бег)

    Карусель кругом, кругом! (бег)

    Тише, тише, не спешите, (в умеренном темпе)

    Карусель остановите, (в умеренном темпе)

    Раз, два, раз, два – (в медленном темпе)

    Вот и кончилась игра! (в очень медленном темпе)

    Игра «Из-за леса, из-за гор»

    Цель. Учить соотносить темп речи и движений.

    Из-за леса, из-за гор (средний темп)

    Едет дедушка Егор.

    Сам на лошадке, (медленно)

    Жена на коровке, (средне)

    Детки на телятках, (быстро)

    Внуки на козлятках. (очень быстро)

    Упражнение «Еду-еду к бабе, к деду» (2-3 года)

    Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

    Описание. Воспитатель: Каляда-калядка,

    Ехала лошадка –

    С вороною холкой,

    Золотою челкой,

    Такая благородная,

    Но очень уж голодная!

    Так и бьют копыта:

    Приятного аппетита!

    (Ю.Кушак)

    Покажем, как лошадка скакала.

    Еду-еду

    К бабе, к деду

    На лошадке

    В красной шапке,

    Дети ходят шагом, высоко поднимая

    колени.

    По ровной дорожке

    На одной ножке,

    Прыгают на одной ножке.

    В рваном

    лапоточке

    По рытвинам, по

    кочкам,

    Ходят топающим шагом.

    Все прямо и прямо,

    А потом вдруг… в

    яму!

    Прямой галоп.

    Бух!.. Приседают.

    Русская народная потешка.

    Игра «Санки»

    Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи со смыслом

    высказывания.

    Описание. Воспитатель: У серебряной дорожки,

    Лишь наступит Новый год,

    На высокой тонкой ножке

    Чудо-елочка встает.

    Эта елка не простая,

    И она не для ребят.

    Возле елочки, летая,

    Птицы весело свистят.

    (З.Александрова)

    Садитесь, дети, на санки, поедем к этой

    елочке.

    Наши детки в санки сели,

    Громко песенку запели,

    (медленно)

    Дети встают парами. Один стоит

    спиной к другому, протягивает

    руки назад, а другой сзади берет

    его за руки.

    Покатились далеко,

    Не догонит их никто.

    (умеренно)

    Дети парами бегут по залу.

    (умеренный темп)

    За веревочку взялись

    И помчались с горки вниз.

    (быстро)

    Продолжают бег парами.

    Вдруг салазки на бок – хлоп! –

    Все попадали в сугроб.

    Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,

    Все попадали в сугроб.

    На слове «хлоп» падают.

    Ну, вставай, вставай, дружок,

    И отряхивай снежок.

    Снова в саночки садись,

    С горки весело катись.

    Встают, «отряхивают снежок» и

    меняются ролями.

    Игра «Угадай»

    Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом

    высказывания.

    Описание. Учитель читает на “коровьем языке” известное детское

    стихотворение А. Барто, например, “Наша Таня”. Дети должны

    угадать, какое?

    РИТМ

    Упражнение «Кегли и мячи»

    Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно

    повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

    Материал. «Кегли» и «мячи», вырезанные из картона, фанеры или

    пластика.

    Описание.

    1-й вариант. Объяснив детям, что «кегли» (К) обозначают сильные

    удары, а «мячи» (м) – слабые, педагог на доске пишет

    (прикрепляет) определенную последовательность, например:

    КмКмКмКм (двудольный метрический размер),

    или КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический

    размер).

    Дети составляют такую же последовательность у себя на столах и

    воспроизводят ее хлопками в ладоши или ударами по столу.

    Усложнение. Педагог на доске может составить только один

    фрагмент ритмичного рисунка, а дети, поняв последовательность,

    должны продолжить ряд. Сначала проверить, как каждый ребенок

    составил модель, и только после этого попросить воспроизвести

    ритм в речи.

    2-й вариант. Педагог ритмично произносит серии слогов с

    определенным ритмом, например: Та-та-Та-та-Та-та… или та-Та-

    та-Та-та-Та.., а дети на столах выкладывают «мячи и «кегли» в

    заданной последовательности. Затем им предлагается отхлопать

    получившийся ритм.

    Упражнение «Осенний дождь»

    Цель. Развитие восприятия и воспроизведения ритмических

    структур.

    Описание. Поздней осенью часто идет дождь. Дождь стучит по

    крышам. Послушай, как стучат капли дождя, и попробуй

    повторить.

    Ребенку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в

    ладони и:

    А. назвать количество ударов.

    Б. «Прохлопать» предложенный ритм.

    Например: / / / / / ; / / / / ; / / / / / / .

    Упражнение «Узоры»

    Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно

    повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

    Материал. Детская мозаика – на каждого ребенка.

    Описание.

    1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная

    деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или

    хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая – слабый удар. После

    этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности

    своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу,

    дошкольники воспроизводят ритм.

    Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент

    ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав

    последовательность.

    2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и

    просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.

    Упражнение «Постучи в дверь»

    Цель. Развитие чувства ритма.

    Материал. Домик с окошком, карточки или мягкие игрушки

    животные.

    Описание. Логопед отхлопывает ритм, произнося «тук», ребенок

    повторяет (каждому ребенку свой ритм). Открывается окошко, в

    домике мышки (игрушки, картинки).

    Упражнение «Язычки-дразнилки»

    Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять

    акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над

    неожиданным акцентом).

    Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слого,

    произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-

    та-та-та-Та-та-Та… Дети, выделив акцентированный слог, должны

    один раз подуть в «язычок». Вместо «язычка» детям можно дать

    свистки, дудочки или бубны.

    2-й вариант. «Передай снежок»

    Дети стоят по кругу и на акцент музыки передают снежок соседу.

    Упражнение «Аты-баты»

    Цель. Развитие общей моторики и чувства ритма.

    Аты-баты, Дети маршируют.

    Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове - «отдают

    честь».

    Аты-баты, Маршируют.

    На базар. Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там

    базар».

    Аты-баты, Маршируют.

    Что купили? Разводят руки в стороны - вопросительная

    интонация - «спросить ручками».

    Аты-баты, Маршируют.

    Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают

    в бедра, локти в стороны - «я самовар».

    Аты-баты, Маршируют.

    Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую

    выставляют вперед –

    вопросительная интонация.

    Аты-баты, Маршируют.

    Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают -

    «много денег».

    Аты-баты, Маршируют.

    Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед

    собой –

    пригласительный жест, ласковая интонация.

    Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед

    собой - «блюдце».

    Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы

    правой руки - над

    «блюдцем» держат «чашечку».

    Игра «Послушай и угадай»

    Цель. Формирование восприятия речевого ритма.

    Материал. На картинках изображены жук, оса, муха, бабочка и т.д.

    Описание. Ребенку предлагается назвать насекомых и отгадать,

    какое слово «зашифровано» хлопками.

    Взрослый воспроизводит слоговой ритм слова («отхлопывает»

    слово): на безударный слог выполняет хлопок ладонями, на

    ударный - хлопок по коленям. Ребенок должен угадать заданное

    слово, опираясь на восприятие его ритмического рисунка и

    определение количества слогов в нем.

    Например: о-са, ба-боч-ка

    Игра «Забияки-петушки»

    Цель. Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

    Материал. Шапочки петухов – для каждого ребенка.

    Описание. Педагог медленно произносит различные слоги,

    произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах

    лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи

    назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они

    поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок

    петуха, потом продолжают движения ногой до следующего

    акцента.

    Упражнение «Послушай и повтори так же»

    Цель. Развитие чувства ритма.

    Материал (необязателен). Картинки с животными.

    Описание. Воспитатель:

    Представь, что по дорожке бежит козленок. Его копытца

    стучат вот так:

    / / / / / / / / / / / / (Громкие удары кулаками по столу с одинаковой

    силой, но через разные промежутки времени.)

    А теперь на дорожке показался кролик. Он прыгает тихо-тихо,

    вот так:

    o o o o o o o o o (Тихие удары всех пальцев по столу,

    выполненные через разные промежутки времени.)

    А вот по дорожке побежал поросенок. Его копытца застучали

    так:

    / - / - / - / - / (По очереди тихие и громкие хлопки в ладоши.)

    Игра «Накорми птиц»

    Цель. Формирование восприятия и воспроизведения ритмических

    структур.

    Материал (необязателен). Картинка птичий двор или домашние

    птицы.

    Описание. Воспитатель: На птичий двор пришла хозяйка и

    принесла птицам еды. Послушай, как дружно клюют курица с

    цыплятами и другие птицы.

    Взрослый передает ритм, постукивая кончиками пальцев по столу,

    а затем просит ребенка повторить:

    Например: Курица с цыплятами: / / / / / / / / / /

    Утка с утятами: / / / / / / / /

    Гусыня с гусятами: / / / / / / / / / /

    Игра «Охотник и зайцы»

    Цель. Развитие чувства музыкального темпа и ритма.

    Описание. Все дети – зайцы, воспитатель – охотник. Дети сидят на

    стульях, воспитатель говорит: Никого нет на лужайке,

    Выходите, братцы-зайки,

    Прыгать, кувыркаться,

    По снегу кататься!

    Зайцы выбегают, резвятся. Вдруг воспитатель хлопает в ладоши и

    говорит: «Охотник!» - зайцы убегают в свои норки. Тот ребенок,

    который спрятался последним, становится «охотником». Игра

    повторяется несколько раз.

    ТЕМБР

    Упражнение «Слушаем и узнаем»

    Цель. Различение тембра голоса на материале междометий.

    Материал. Картинки – символы-маски, изображающие чувства:

    грусть, удивление, радость, гнев, страх.

    Описание. Логопед произносит одиночные междометия с

    изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные

    эмоциональные состояния. Затем логопед предлагает ребенку

    рассмотреть картинки с изображением символов-масок,

    изображающих чувства, и выбрать подходящую.

    Например: Ах! – радость, восхищение.

    Ой! – испуг, страх.

    Ух! – гнев, недовольство.

    О! – удивление.

    Эх, - грусть, сожаление.

    Упражнение «Громко-тихо»

    Цель. Развитие силы голоса.

    Описание. Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным

    понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что

    спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

    Упражнение «Ау!»

    Цель. Развитие силы голоса.

    Описание. Вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау! Ау!”.

    Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче и ещё громче.

    2-й вариант. Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо

    произносить: «А___». Разводить руки в стороны от груди, чуть

    громче: «А___». Руки над головой, громко: «А___». Так же с

    другими гласными.

    Упражнение «Тихо…»

    Цель. Развитие силы голоса.

    Описание. Чтение стихотворения с изменением силы голоса с

    каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета

    соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что

    облегчает его правильную подачу.

    Была тишина, тишина, Почти без голоса, одной

    артикуляцией.

    тишина…

    Вдруг Шепотом.

    Грохотом грома сменилась она.

    И вот уже дождик Голосом разговорной громкости.

    Тихонько - ты слышишь?

    Закрапал, закрапал, закрапал

    по крыше.

    Наверно, сейчас барабанить он Громко.

    станет.

    Уже барабанит. Уже Очень громко.

    барабанит!

    (А. Шибаев)

    Упражнение «Самолет»

    Цель. Развитие высотного диапазона голоса.

    Описание. Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать,

    произнося: «У___ту___» и т.д. вначале низким голосом, который

    постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими

    согласными.

    Игра «Самолет».

    Самолет идет на взлет. Произносят низким голосом, руки

    опущены: «У___».

    Самолет летит, в нем мотор гудит. Высоким голосом, руки в

    стороны: «У___».

    Самолет садится. Низким голосом, руки опущены,

    приседают: «У___».

    Упражнение «Будь внимательным»

    Цель. Развитие диапазона высоты голоса

    Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты

    голоса.

    Летит поезд во весь дух: Произносят высоким голосом,

    делая круговые движения

    - Ух! Ух! Ух! согнутыми в локтях руками.

    Загудел тепловоз: «У-у-у-у». Низким голосом, останавливаются и

    гудят.

    Домой деток повез: «Ду-ду-ду». Приседают.

    «Ой! - воскликнул окунек, Произносят высоким голосом.

    - Я попался на крючок».

    Сом сердито проворчал: Низким голосом.

    «Из-за шалости попал».

    (Ф. Бобылев)

    Маленькие ножки Высоким голосом с одновременным

    легким ритмичным Бежали по дорожке постукиванием

    двумя пальцами.

    Топ! Топ! Топ!

    Большие ноги Низким голосом, темп речи

    замедлен, пальцы тяжело

    Шли по дороге: стучат по столу.

    Топ! Топ! Топ!

    Упражнение «Чтение стихов по ролям»

    Цель. Развитие умения изменять тембр голоса.

    Описание. Прочитайте любое стихотворение из учебника, как:

    - дряхлый старик;

    - дошкольник;

    - робот;

    - начальник;

    - школьник, не выучивший урок;

    - злая ведьма.

    Игра «Угадай, кто говорит»

    Цель. Развитие восприятия тембра голоса.

    Описание. Мама, папа и маленький брат решили поздравить Машу

    с днем рождения. Взрослый предлагает ребенку прослушать

    предложение «Поздравляю с днем рождения!», произнесенное от

    лица мамы (голосом средней высоты тона), папы (низким голосом)

    и ребенка (тонким, высоким голосом), и угадать, какой голос

    принадлежит каждому члену семьи.

    Усложнение. Предложить прослушать фразы, произнесенные от

    лица дедушки (низкий голос, глухой тембр) и бабушки (голос

    средней высоты тона, хриплый тембр).

    УДАРЕНИЕ

    Упражнение. «Сильный слог»

    Цель. Развитие умения правильно ставить ударение в слове.

    Описание. Проговорить слова, разделив их на слоги, выделяя

    голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на

    безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный –

    хлопок по коленям.

    Например: У-ли-ца, пло-щадь, фо-нарь, му-зей, те-атр, парк, прос-

    пект, го-род.

    Упражнение «Слушай, думай, называй»

    Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения в

    речи.

    Описание. Педагог произносит фразы, используя различные

    средства для выражения логического ударения. Детям предлагается

    после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического

    ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро

    или растянуто).

    Упражнение «Найди важное слово 1-й вариант»

    Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения в

    речи.

    Материал. Наборы предметных картинок и карточек с

    изображением стрелок, заменяющих глаголы, - по количеству

    детей.

    Описание. Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-

    носитель логического ударения. Дети составляют модель данного

    предложения из картинок с изображением субъекта и объекта

    действия и стрелок.

    Например: «Девочка играет в мяч». Дети ищут и выкладывают

    изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют

    слово-носитель логического ударения.

    Упражнение «Измени фразу»

    Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения

    в речи.

    Описание. Послушай фразу. Произнеси ее столько раз, сколько в

    ней слов. Каждый раз делай ударение только на одном – новом –

    слове.

    Например:

    Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч?

    Они принесли u˜O_ ћxH«uкраски?- Они принесли краски?- Они принесли

    краски?

    Меняется ли смысл фразы?

    Упражнение «Главное слово»

    Цель. Формировать навыки восприятия и воспроизведения

    логического ударения в речи.

    Материал. Картинка: снегири сидят на ветке дерева, под деревом на

    земле сидит голубь, внутри кормушки сидят синички.

    Описание. Взрослый задает вопросы, изменяя местоположение

    логического ударения во фразе – изменяется смысл вопроса.

    Например:

    Снегири сидят на земле? – Нет, на земле сидит голубь.

    Снегири сидят на ветке? – Да, снегири сидят на ветке.

    Снегири сидят в кормушке? – Нет, они сидят на ветке.

    В кормушке сидят синички.

    Важно. Задавая вопрос, нужно выделить силой и повышением

    голоса слово, на которое падает логическое ударение. Следует

    добиться, чтобы при ответе ребенок выделял силой и повышением

    голоса логически значимое слово в предложении.

    Усложнение. Задайте вопрос так, чтобы предложение служило

    ответом на него.

    ………? Снегири сидят на ветке дерева.

    ………? Снегири сидят на ветке дерева.

    ………? Снегири сидят на ветке дерева.

    Игра «Накорми птичек»

    Цель. Развитие умения правильно ставить ударение в слове.

    Описание. Педагог: Давайте добавим семечек в кормушку.

    Раскладывает вырезанные из черной бумаги кружки. Предлагает

    каждому ребенку назвать зимующую птицу и отхлопать слоги в ее

    слове-названии следующим образом: на безударный слог

    выполнить хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.

    Если задание выполнено правильно, тогда ребенок берет столько

    семечек, сколько раз хлопнул в ладоши и по коленям (во-ро-бей – 3

    семечка) и относит семечки в кормушку.

    Игра «Где твой круг?»

    Цель. Обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по-

    разному: один из них произносится немного более протяжно,

    громче; познакомить детей с понятием «ударение»; учит

    определять местонахождение ударного слога в двусложном слове,

    самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой;

    воспитывать быструю реакцию на сигнал; развивать ориентировку

    в пространстве.

    Материал. Два больших обруча.

    Описание. Логопед кладет на пол два больших обруча и предлагает

    детям следующее задание: «Шепотом произнесите свое имя,

    вслушайтесь, как оно звучит, где слышится ударение – в первой

    части имени или во второй. Говорить об этом не надо. В первый

    круг встанут те дети, в имени которых ударение в первой части. Во

    второй круг встанут дети с ударением во второй части имени».

    Сообща проверяют, правильно ли все разместились в кругах и

    справедливо ли соотношение – в первом круге больше играющих,

    во втором – меньше (Антон, Денис, Андрей, Олег). Логопед

    предлагает Тане, Лене, Славе, Свете, Мише, Ане подумать, как

    можно изменить их имена, чтобы из первого круга перейти во

    второй (Татьяна, Елена, Вячеслав, Светлана, Михаил, Анюта).

    Игра «Где твой круг (2-й вариант)

    Цель. Обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по-

    разному: один из них произносится немного более протяжно,

    громче; познакомить детей с понятием «ударение»; учит

    определять местонахождение ударного слога в двусложном слове,

    самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой;

    воспитывать быструю реакцию на сигнал; развивать ориентировку

    в пространстве.

    Материал. Два больших обруча, карточки со словами (зАмок –

    замОк, дУхи – духИ, чУдно- чуднО, крУжки – кружкИ, зайчата

    ЛУта – ЛутА, Поля – полЯ, кОзлы – козлЫ, Ирис – ирИс, стОит-

    стоИт, мОю-моЮ и др.

    Описание. Дети берут для чтения слова, определяют в какой части

    слова ударение, и занимают соответственно обручи (первый или

    второй). Логопед вместе с детьми проверяет, как выполнено

    задание.

    Игра «Построения»

    Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения

    в экспрессивной речи.

    Описание. Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому

    ребенку по имени, просит назвать того, кто стоит справа или слева

    от него. Принимаются только полные ответы, в которых

    логическим ударением выделены имена детей.

    Игра «Кто в каком домике живет?»

    Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения

    в экспрессивной речи.

    Материал. Предметные карточки лиса, нора, дятел, дупло, птица,

    гнездо.

    Описание. Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живет

    белка?», «Кто живет на болоте?», «Чей домик – гнездо?» и т.д.

    Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-

    носитель логического ударения. Затем животное можно поселить в

    его домике.

    Игра «Ходит Леночка»

    Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения

    в экспрессивной речи.

    Описание. Прочитать стихотворение, выделенные слова

    интонировать логическим ударением.

    Ходит Леночка, вздыхая. (повествовательно)

    Что с тобою? (вопросительно)

    – Я плохая! (с сожалением)

    Я ногой толкнула кошку, (с сожалением)

    На пол бросила картошку, (с сожалением)

    Кашу манную не ела (с сожалением)

    Быть хорошей надоело! (восклицательно)

    Усложнение. Проговаривание стихотворения с движением.

    Ходит Леночка, вздыхая – шагаем на месте, указательный

    жест на кого-то из ребят, утрированно вздыхаем.

    Что с тобою? – плечи идут вверх, удивление на лицах.

    Я плохая! – указательный жест на себя, выражение огорчения

    на лицах.

    Я ногой толкнула кошку – движение ногой, имитирующее

    удар, волнообразное движение руки – поглаживаем кошку.

    На пол бросила картошку – указательный жест на пол, а

    потом движение, имитирующее бросание.

    Кашу манную не ела – отрицательный жест рукой.

    Быть хорошей надоело! – взмах руками, выражение

    недовольства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игр и упражнений в формировании звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

    Этапы логопедической работы по формированию звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....

    Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....

    Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи

    Интонационная сторона речи, является составной частью звуковой культуры речи, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Игры и упражнения способствуют поддержанию интер...

    Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи

    Игры и упражнения на развитие звуковой культуры речи детей с ОИН....

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи....

    Семинар - практикум для родителей "Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи"

    Семинар - практикум для родителей детей средней группы, в котором предлагаются различные упражнения на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, чистоговорки....

    Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".

    Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...