Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Атаманова Маргарита Степановна

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ ГОЛОСА

Упражнение 1

        Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А____».

Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А____».

Руки над головой, громко: «А_____». Так же с другими гласными.

Упражнение 2

Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары – шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише – шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары – слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.

Мы хлопаем руками:

«Хлоп – хлоп – хлоп».

Мы топаем ногами:

«Топ – топ – топ».

Упражнение 3

        Сидя или стоя, считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

Упражнение 4

        Чтение стихотворение с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

        

        Была тишина, тишина, тишина…           (почти без голоса, одной      

                                                                       артикуляцией)

        Вдруг                                                           (шёпотом)

        Грохотом грома сменилась она.

        И вот уже дождик

        Тихонько – ты слышишь?   (голосом разговорной громкости)

        Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

        Наверно сейчас барабанить он станет.

        Уже барабанит. Уже барабанит!                (Очень громко)



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ДИАПАЗОНА ВЫСОТЫ ГОЛОСА

Упражнение 1

        Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О___».

Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О___».

Руки вверху, высоким голосом: «О____».

Так же повторить с другими гласными и в сочетании с согласными типа «та-то-ту».

Упражнение 2

  • Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося: «У______ту______» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем и снижается. Так же и с другими согласными.
  • Игра «Самолёт».

Самолёт идёт на взлёт «У__».   (низким голосом, руки опущены)

Самолёт летит, в нём мотор гудит «У__».   (высоким голосом,

                                                                  руки в стороны)

Самолёт садится. «У__»        (низким голосом, руки опущены,

                                                                             приседают)

Упражнение 3

        Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.

* * *

        Летит поезд во весь дух:

         -Ух! Ух! Ух!                         (высоким голосом, делая круговые 

                                             движения согнутыми в локтях руками).

        Загудел тепловоз: «У-у-у-у».            (низким голосом,

                                                                  останавливаются и гудят).

        Домой детей повёз: «Ду-ду-ду».       (приседают)

* * *

«Ой!-  воскликнул окунёк,

- Я попался на крючок».                         (высоким голосом)

Сом сердито проворчал

«Из-за шалости попал».                     (низким голосом)

* * *

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ! Топ! Топ!                                 (высоким голосом с

одновременным ритмичным постукиванием двумя пальцами)

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ! Топ! Топ!                 (низким голосом, темп речи замедлен,

                                             пальцы тяжело стучат по столу)        

                                                                                



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ  ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ

СТОРОНЫ РЕЧИ

Упражнение 1

        Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.

  • Боль:  «А-а-а, у меня болит голова» – руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.
  • Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла! – руки вверх, глаза широко открыты, ро в улыбке.
  • Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» – руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.
  • Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, мама» – руки вперёд, брови немного сдвинуты.
  • Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» - руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.

Упражнение 2

        Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый - грустный, злой – добрый, удивленный – равнодушный.

Упражнение 3

        Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой, большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.)

Упражнение 4

        Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!»,  «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.