Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум | 22.52 КБ |
Презентация семинар-практикум | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14»
Шатурского муниципального района Московской области
Выступление на педагогическом совете
Семинар-практикум для педагогов
на тему:
«Использование мнемотехники
в развитии речи дошкольников»
Подготовила:
учитель-логопед
Ловыгина О.Ю.
г. Шатура, мкр Керва
2016г
Использование мнемотехники
в развитии речи дошкольников
Слайд 1.
Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
Слайд 2.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.
Слайд 3.
Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов, рассказывания и разучивания стихотворений рекомендуется использовать приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Слайд 4.
Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи. Их использование очень эффективно при составлении: описательных рассказов, пересказах художественных произведений, творческого рассказывания, заучивании стихов, отгадывании загадок.
Слайд 5.
На разных возрастных этапах, в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы наглядного моделирования: заместители, пиктограммы, таблицы с элементами мнемотехники.
Слайд 6.
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.
В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадраты, круги, овалы, различающиеся по цвету и величине. Я продемонстрирую вам использование тех же заместителей в презентации.
Слайд 7.
Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок.
Слайд 8.
Сначала достаточно, чтобы ребёнок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.
На последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Слайд 9.
Данный приём моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. В. Запорожца, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Слайд 10.
Далее знакомлю детей с графическим изображением слова:
– слово предмет, отвечающий на вопросы кто? что?
- слово признак, отвечающий на вопросы какой, какая, какие?
– слово действие, отвечающее на вопрос, что делает? что делают?
- слово- наречие, отвечающее на вопрос как? как скоро?
На этом этапе я использую сначала графическое изображение мальчика или девочки, значок действия, кружок как признак предмета и треугольник как наречие или дополнение. Вместе с детьми мы составляем схемы предложений, при этом дети усваивают понятия «слово», «предложение».
Слайд 11.
Эффективным приёмом мнемотехники является использование таблиц для составления описательных и сравнительных рассказов о предмете или понятии: игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах и животных, временах года.
Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета или понятия.
На данном слайде вы видите использование схемы для составления описательных и сравнительных рассказов (демонстрация) на тему «Признаки осени».
Слайд 12.
Развитие связной речи у дошкольников опирается на наглядный материал. В своей практике я использую ( демонстрация) пособие Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи у дошкольников 5-6 лет», в котором дидактический материал разделён на 4 этапа: пересказ по сюжетной картине, пересказ по серии картин, составление рассказа по серии картин и составление рассказа по серии сюжетных картин.
На слайде вы видите пересказ текста по серии картин с использованием магнитной доски. Этот вид речевой деятельности вызывает у детей интерес и повышает самостоятельность в построении речевого высказывания. Так как ребёнок видит всех действующих героев и работа по пересказу текста проводится парами (или по цепочке), дети не боятся упустить мысль или перепутать последовательность событий. Поэтому внимание ребёнка концентрируется на грамотном построении фразы, что вызывает активизацию пассивного словарного запаса.
Слайд 13.
При освоении детьми пересказа текста по серии картин я перехожу к творческому рассказыванию текста по опорным картинам. Работа также проводится парами или по цепочке.
Слайд 14.
При заучивании стихотворений или даже некоторых песен дошкольникам с недоразвитием речи требуется помощь с использованием мнемотаблиц. Такую мнемотаблицу под силу составить любому педагогу или родителю.
Рассмотрим вариант составления графической мнемотаблицы при заучивании стихотворения «Птичка» (демонстрация).
Слайд 15.
Очень интересен способ составления мнемотаблиц к загадкам. Этот метод развития речи я планирую активно использовать в ближайшее время. В данный момент я создаю картотеку загадок и разрабатываю мнемотаблицы к ним.
Из выше сказанного можно сделать вывод: что анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что является хорошим подспорьем в развитии речи дошкольников.
Слайд 16.
А это значит, что метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе работы с детьми массовых групп детского сада
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей...
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. Цель: Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельнос...
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Послушай – и ты узнаешь,посмотри – и ты поймешь,сделай – и ты научишься....
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
В помощь педагогам...
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Семинар практикум...
Семинар-практикум для родителей «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников»
Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи...
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»Воспитатель старшей группы Рябцева О.В Театрализованная деятельность...