Главные вкладки

    Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
    консультация на тему

    Багандова Рашидат Гаджиевна

    В помощь педагогам

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx24.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"  

    «Что такое театр?

    Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки,

    стимулировать психические процессы,

    совершенствовать телесную пластичность,

     формировать активность»

    К.С. Станиславский

    Цель: Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей.

    Все участники семинара занимают места за 2 столами (веселая и грустная маски).

    Знаменитый советский психолог Л.С. Выготский отмечал, что театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих

    В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление, тренирует памятьвосприятие, совершенствует речь.

    Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.

    Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

     Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать  ее в едином процессе.

    • Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
    • Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
    • Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
    • Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
    • В процессе  работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

    Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального  воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

    Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности. 
    Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в них много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому что в основе его лежит игра. Поэтому, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. 

    Все театрализованные игры делятся на:

    - режиссерские (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) - в этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей;

    - игры-драматизации, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.

    Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы-бибабо, и соответствуют определению: «Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо материальное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму.

    Приведем примеры театрализованных игр по возрастам:

     Театрализованные игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста:

    1. Имитация:

    * Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

    * Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

    * Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

    2. Импровизация:

    * Игра-импровизация под музыку

    * Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель

    * Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель

    3. Ролевой диалог героев сказок

    4. Инсценирование фрагментов сказок о животных

    5. Одно-темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам

    Начиная со среднего возраста (4-5 лет) необходимо последовательно знакомить с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

    В этом неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще недостаточно сформировалась. Воспитатели стимулируют желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов

    Театрализованная игра способствует развитию таких качеств личности, как: наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки.

    В групповых комнатах для детей среднего возраста в МБДОУ организованы уголки театрализованной деятельности (ширма, пальчиковый театр, настольный, би-ба-бо, театр масок, музыкальный центр и аудиофонотека с песнями, сказками, звуками природы.); уголок книги с русскими народными сказками, потешками, песенками, папки с иллюстрациями «Расскажи сказку»; уголок ряжения.

    Старший дошкольный возраст - дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

    Театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. При игре в кукольный театр невозможно играть молча, ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители.

    Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

    С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.

    ЗАДАНИЕ №1 «Разминка».
    У каждого артиста должна быть хорошо развита дикция и поэтому мы сейчас проведем разминку со скороговорками:

    1-я команда:

    2-я команда;

    ЗАДАНИЕ №2  «Мы не скажем – мы покажем» Команда соперник должна угадать не только, что делает актер но и кого он изображает.

    Жесты, поза движения. (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 Команды)
    - Сесть, как королева;
    как провинившейся малыш,
    как пчелка на цветок.
    - пройдемся, как артисты балета;
    -как манекенщица;
    -как старый человек;

    Изобрази! ( (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 Команды)
    - вдеть нитку в иголку

    -как бабушка,

    -как бравый солдат

    -как рассеянный с улицы Бассейной.

    ЗАДАНИЕ №3 «Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»

    Разыграть отрывок из произведения:

    Маршак сказка про глупого мышонка

    Чуковский Телефон 

     

    ЗАДАНИЕ № 4 « ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»

    Перед вами 2 коробки: 1 коробка (фрак, бант, юбка, шарф и т.д.), 2 коробка (персонажи сказок - пальчиковый театр) придумайте сказку и обыграйте ее.

    Задание 5 Расшифруйте понятие;

    1-я команда: Как вы понимаете понятие «игра-драматизация»?

    2-я команда: Как вы понимаете понятие «режиссерская игра»?

    Общий вопрос:

    Какие методические пособия и технологии вы используете при реализации данного направления? (или можно использовать)

    Вывод:

    Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления творческих способностей детей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. 

    Озвучить проблему: Какова должна быть наполняемость уголков ряжения.

    Что должно входить в эти уголки по возрастам.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

    Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

    Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

    Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей...

    Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

    Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься.  Цель: Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельнос...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

    Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...

    Семинар-практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

    Семинар-практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"...

    Семинар-практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников".

    Цель: повысить компетентность педагогов. Выяснить как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей....