НОД по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие на машине времени».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Боровник Татьяна Анатольевна

В своей работе с детьми,   активно взаимодействую не только с воспитателями ДОУ, но и со всеми узкими специалистами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД  по развитию психических процессов у детей  старшего дошкольного возраста по теме:

«Путешествие на машине времени».

                    Педагог-психолог  МБДОУ №280:  

                Боровник Татьяна Анатольевна

Учитель-логопед МБДОУ № 280:

                                                                                 Горбачева Ирина Викторовна

Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания детей по лексической теме «День защитника Отечества».
  2. Практиковать детей употреблять в речи существительные с суффиксами –чик, -щик, существительные дательного падежа единственного числа, составлять простые распространенные предложения, употреблять простые и сложные предлоги.
  3. Закрепить знания об изученных буквах, навыки звукобуквенного анализа, чтения слов.

Развивающие:

  1. Развивать у детей память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, воображение, общую и мелкую моторику; выразительную речь детей,  согласованность речи и движений; ориентировку в пространстве.

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи, инициативность.
  2. Создать положительный эмоциональный настрой на работу.

Оборудование: мультимедийная система, презентация (слайды);. Большой конверт, письмо; буквы для составления слова (М, У, Ш, К, Е, Т); карточки с написанными словами, флажки красного, синего, зеленого, желтого цветов; листы с нарисованными мишенями и мушкетами; счетные палочки; большой модуль с отверстием; детский конструктор (кубики красного и зеленого цветов); аудиозапись песни «Богатырская сила» (муз. А.  Пахмутовой,  сл. Н. Добронравова).

Предварительная работа: чтение сказок о богатырях, рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова; картинки: щит, меч, булава, портупея, планшет, автомат, кольчуга, стрелы, лук, фуражка, шлем, погоны, китель; разучивание пословиц, поговорок о воинах, воинской чести, отваге, взаимовыручке; беседы о значении праздника, посвященного защитникам Отечества.

Ожидаемый результат: у детей старшего дошкольного возраста развиты познавательные способности.

Ход образовательной деятельности

Введение в игровую ситуацию.

Учитель-логопед.  Ребята, я сегодня в почтовом ящике нашла письмо, а в нем стихотворение:

                                        23 февраля - День Российской Армии!

                     Вверх орудия палят, всех салютом балуют,

                               Шлют они от всей страны благодарность воинам,

                          Что живем мы без войны, мирно и спокойно…

                                                                                                     Т.Бокова

- Какой праздник будет отмечать вся страна?  (День защитника Отечества).

  Во все годы люди охраняли границы нашего государства, защищали страну от врагов. Только защитники Отечества были разные.

Сегодня мы с вами совершим путешествие на машине времени.

Игра «Тепло ладоней».

Педагог-психолог.  Для этого мы должны быть сильные, смелые, ловкие, уметь дружить и приходить друг другу на помощь в трудную минуту. Давайте возьмемся за руки, осторожно пожмем их и передадим тепло своих ладоней друг другу.

Учитель-логопед.  Итак, отправляемся в путь.

Дети проползают через отверстие в модуле.

Игры и упражнения.

Учитель-логопед.  Мы с вами оказались в далеком прошлом.  (Слайд «Древняя Русь»)  Кто охранял в те далёкие времена русскую землю? (Богатыри). Каких богатырей вы знаете?  (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец). ( Слайд «Картина «Богатыри» В. Васнецова»).  Звучит фрагмент песни «Богатырская сила» ( муз. А. Пахмутовой,  сл. Н.Добронравова).

Игра «Разложи предметы»

-Посмотрите, вместе с нами в это время попали разные предметы, которые принадлежат защитникам Отечества нашего времени.( Слайд «Богатырь и солдат».) Давайте наведем порядок и скажем, какие вещи нужны богатырю, а какие – современному воину.

  • Кольчуга нужна богатырю.
  • Фуражка нужна солдату. И. т. д.

    ( Картинки: щит, меч, булава, портупея, планшет, автомат, кольчуга, стрелы, лук, фуражка, автомат, шлем, погоны, китель.)

Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

Педагог-психолог. Все богатыри были храбрые, сообразительные, отважные. Давайте с помощью пальчиков вспомним, какие бывают  воины - бойцы.

Пальцы эти – все бойцы,                                   Два – сметливых молодца,

Удалые молодцы.                                              Два – героя безымянных,

Два – больших и крепких малых                     Но в работе очень рьяных!

И солдат в боях удалых.                                   Два – мизинца – коротышки,

Два – богатыря – храбреца,                              Очень славные мальчишки!

 

Учитель-логопед.  Мы отправляемся дальше в путешествие.

Дети проползают через отверстие в модуле.

- Мы с вами попали в Петровскую эпоху. ( Слайд «Воины Петровской эпохи».) при царе Петре I  появилась в России регулярная армия, то есть постоянная армия. Служил солдат долгие годы. Вся его жизнь проходила в учениях, походах и битвах.

Игра «Найдем буквы».

- В это время у воинов появилось другое оружие. А какое оружие, вы отгадаете, если составите слово из букв. Давайте их найдем:

1-я буква находится под столом.

2-я буква находится за часами.

3-я буква выглядывает из-под книги на столе.

4-я буква выглядывает из-за доски.

5-я буква находится между высокими цветами.

6-я буква лежит в вазе с фруктами.

- Как называется оружие времен Петра I? («Слайд «Мушкет»).

Игра «Меткий стрелок».

Педагог-психолог.   Давайте проверим, какие вы меткие стрелки. Нарисуйте, как летит пуля из мушкета в мишень.

Учитель логопед.  Итак, отравляемся в путь дальше.

Дети проползают через отверстие в модуле.

- Мы с вами попали во времена гусаров.  (Слайд «Гусары»).  Гусары – это легковооруженные всадники, отличающиеся характерной одеждой:  кивер (высокая цилиндрическая шапка с козырьком),  ментик ( меховая накидка), доломан  (короткий мундир),  рейтузы, сапоги.  Все гусары брили бороды и носили усы. Гусары тоже защищали нашу страну от врагов.  Давайте прочитаем, какими они были.

Дети читают на карточках:  СМЕЛЫЕ, ОТВАЖНЫЕ, ХРАБРЫЕ, СИЛЬНЫЕ, ЛОВКИЕ.

- А теперь прочитайте, что же они делали.

Дети читают на карточках: ЗАЩИЩАЛИ, ВОЕВАЛИ, ОХРАНЯЛИ, СТРЕЛЯЛИ, СЛУЖИЛИ.

Игра «Сигнальщики».

Педагог-психолог.   В те времена у воинов не было телефонов. Чтобы передавать сообщение на дальнее расстояние, нужны были сигнальщики.

Вот флажки – четыре цвета.                               Флаг зеленый подниму –

Нам игра знакома эта.                                         Всех потопать попрошу.

Флажок я жёлтый  подниму-                              Синий – будем мы молчать.

Вас похлопать попрошу.                                     Красный – все «Ура!» кричать.

Учитель-логопед.  Отправляемся в путь дальше.

Дети проползают через отверстие в модуле.

- Шло время, и в армии появилось много техники.  ( Слайд «Военная техника времен Великой Отечественной войны». ) Солдаты стали воевать с помощью танков, самолетов, кораблей, зенитных установок. Давайте назовем, какие появились военные профессии.

Игра «Доскажи словечко».

Любой профессии военной                                Плавать, ездить и летать,

Учиться надо непременно,                                 А в строю ходить охота-

Чтоб быть опорой для страны,                          Ждет тебя солдат… (пехота)

Чтоб в мире не было… (войны).                       Ты, как рядовой в пехоте,

Самолёт парит, как птица,                                 Служишь рядовым в Морфлоте.

Там – воздушная граница.                                 Боцман приказал? Скорее

На посту и днем и ночью                                    Лезь по лесенке на рею.

Наш солдат военный…(летчик)                         И не трусь, не вешай нос!

Брат сказал: «Не торопись!                                 Ты в тельняшке !Ты..(матрос).

Лучше в школе ты учись!                                    Снова в бой машина мчится,

Будешь ты отличником-                                      Режут землю гусеницы,

Станешь… (пограничником).                              Та машина в поле чистом

Можешь ты солдатам стать                                 Управляется…(танкистом).

Упражнение «Выложи фигурку по образцу».

Педагог-психолог.      Танк на войне – боевая машина,

                                          Сильная, смелая, несокрушимая.

- Каждая пара должна попробовать выложить танк из палочек. Можно разговаривать друг с другом, постараться договориться,   как вы будете делать.  

Учитель –логопед.  Мы отправляемся в путешествие дальше.

Дети проползают через отверстие в модуле.

- Мы оказались в нашем времени.   ( Слайд «Современная армия».) Посмотрите, какой стала наша армия сейчас. Каждый год на Красной площади в Москве проходит парад всех родов войск армии. На параде мы можем увидеть много современной военной техники. Давайте скажем, кто использует эту военную технику. ( Слайды с картинками: моряк, десантник, летчик, танкист, радист, ракетчик; подводная лодка, парашют, истребитель, танк, рация, ракетный комплекс.)

Игра «Найди пару и составь предложение».

Дети подбирают пары картинок и составляют предложение:

- Моряк служит на подводной лодке.

- Десантник прыгает с парашютом.

- Радист передает сведения о рации.

Игра «Радист».

Педагог-психолог.  Давайте поможем радисту зашифровать важное донесение.  Дети о очереди простукивают в ладоши ритм, заданный педагогом.

Выход из игровой ситуации.

Учитель-логопед.  Сейчас у нашей страны очень сильная армия, которая готова отразить нападение врагов. 23 февраля мы поздравляем всех тех, кто служит в армии, и тех, кто готовится стать защитником Отечества. ( Слайд «Поздравление»).

Игра «Пограничный столб».

Педагог-психолог. Чтобы не нарушались границы государства, нужны пограничные столбы. ( Слайд «Пограничные столбы».) Мы сможем вернуться в детский сад, когда все вместе сделаем пограничные столбы из конструктора по образцу и пройдем мимо них.

Дети договариваются об очередности и по одной детали конструктора красного и зеленого цветов присоединяют друг к другу.

Рефлексия.

- Вот мы и вернулись в детский сад. ( Слайд «Солнышко».)  Где мы с вами побывали? С кем мы встретились? Какими должны быть защитники Отечества? Какие знания помогли нам в путешествии?

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития.  Данные игры направлены на развитие всех психических п...

Проект по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста "Учимся думать - играя"

          Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов дошкольников особенно актуальной для...

Дидактическое пособие «Разноцветные пуговки» для развития психических процессов у детей дошкольного возраста.

Дидактическое пособие «Разноцветные пуговки» для развития психических процессов у детей дошкольного возраста....

Игры для развития психических процессов для детей дошкольного возраста.

Картотека игр на развитие внимания , мышления, памяти....

Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика Мишки»

Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика М...

Консультация на тему: «Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению в школе».

Консультация на тему: «Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению в школе»....

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие на машине времени»

Дать элементарное представление об истории книги, путём исследования подводить детей к тому, что хранение информации зависило от окружающей действительности, формировать умение устанавливать причинно-...