Проект по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста "Учимся думать - играя"
проект (старшая группа) на тему

Leonova Irina Alecsandrovna

            Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов дошкольников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов. Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в детском саду, в школе  обычно переходит в разряд неуспевающих.

Объект исследования:  дети дошкольного возраста

            Предмет исследования:  психические познавательные процессы

            Цель:  изучить влияние занятий с воспитателем  на развитие психических познавательных процессов дошкольников.

             Гипотеза: Предположим, что включение в процесс кружковых занятий психологических упражнений и заданий в игровой форме будет способствовать существенному повышению уровня развития психических познавательных процессов  дошкольников.

            Задачи:

1.          Развитие психических процессов: внимание, логическое мышление, память, речь, восприятие;

2.          Формирование у детей потребности в познании и саморазвитии;

3.          Содействие проявлению эмоционально- волевых качеств личности;

4.          Развитие коммуникативных навыков;

5.          Воспитание самоконтроля, организованности и самодисциплины.

6.          Выделить наиболее эффективные условия развития психических познавательных процессов дошкольников в процессе обучения.

7.           Опытно-экспериментальным путём проверить состоятельность гипотезы и сформулировать методические рекомендации использования психологических упражнений и занятий в игровой форме для учащихся дошкольного возраста в период обучения

8.          Диагностика 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста

"Учимся думать - играя.."

              Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

        В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей.

        Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.

        Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности. Актуальность выбранной мною темы заключается в том что, проблема познавательных процессов – одна из наиболее обширных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.

        Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов дошкольников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов. Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в детском саду, в школе  обычно переходит в разряд неуспевающих.

        Объект исследования:  дети дошкольного возраста

         Предмет исследования:  психические познавательные процессы

        Цель:  изучить влияние занятий с воспитателем  на развитие психических познавательных процессов дошкольников.

         Гипотеза: Предположим, что включение в процесс кружковых занятий психологических упражнений и заданий в игровой форме будет способствовать существенному повышению уровня развития психических познавательных процессов  дошкольников.

        Задачи:

  1. Развитие психических процессов: внимание, логическое мышление, память, речь, восприятие;
  2. Формирование у детей потребности в познании и саморазвитии;
  3. Содействие проявлению эмоционально- волевых качеств личности;
  4. Развитие коммуникативных навыков;
  5. Воспитание самоконтроля, организованности и самодисциплины.
  6. Выделить наиболее эффективные условия развития психических познавательных процессов дошкольников в процессе обучения.
  7.  Опытно-экспериментальным путём проверить состоятельность гипотезы и сформулировать методические рекомендации использования психологических упражнений и занятий в игровой форме для учащихся дошкольного возраста в период обучения
  8. Диагностика

        В ходе исследования используются  следующие методы: теоретические – анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы. эмпирические – такие как наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование и ряд общенаучных методов, таких как метод сравнения и обобщения, логический и статистический метод.

        Одним из важных направлений и путей в решении данной проблемы выступает создание в дошкольном учреждении  условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных процессов, и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. 

        Самой продуктивной формой обучения в данном возрастном периоде является игра, поэтому реализация проекта «Познай себя» осуществляется на основе погружения в игровое пространство. Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью. Знания, поданные в готовом виде, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают его. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой творческий потенциал и перенести приобретённые умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Это и есть результат осуществления одного из направлений развития образования в настоящем времени.

        Проект направлен на работу с детьми дошкольного возраста  отстающими в своем развитии. Он предназначен для детей 6-7 лет и задаётся целью эмоционально-познавательного развития личности ребёнка. Занятия направлены на развитие у детей определённых личностных качеств и различных психических функций, которые создают основу для успешного развития дошкольника.

Проект  рассчитан на один год обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 30 мин. с подгруппой детей, состоящей из 5-6  человек

Предполагаемый результат:

Дети должны:

  1. Проявлять интерес к познанию и самопознанию
  2. Устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)
  3. Иметь представление об окружающем по темам ( человек, транспорт, посуда, животные и т. д)
  4. Запоминать стихотворение в 8 строчек, цепочку из 6 предметов
  5. Проявлять логическое мышление, наглядно-образное, наглядно-действенное
  6. Уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений
  7. Уметь понимать и передавать свои чувства
  8. Уметь строить грамотно- поставленную речь
  9.  Профилактика школьной дезадаптации.

Организация работы с воспитанниками по развитию психических процессов:

Мониторинг осуществляется:

- наблюдением

- беседой

- диагностическими мероприятиями

        Занятия проходят в форме игры-задачи, вопрос - игра,  путешествия, виртуальной экскурсии, викторины и т.п.

Структура  занятий:

  1. Проверка знаний, полученных раннее.
  2. Знакомство с новым материалом (дидактические игры, раздаточный игровой материал, словесные игры и т.д.)
  3. Подвижная игра
  4. Индивидуальная работа
  5. Закрепление пройденного ( работа в группах, парах, коллективно)
  6. Рефлексия.

        На основании экспериментальных данных мною были намечены основные направления  работы  с отстающими детьми по развитию:

1произвольного внимания и саморегуляции у дошкольников:

- развитие произвольности, формирование целостной системы осознанной саморегуляции;

- развитие способности длительно удерживать интенсивное внимание на одном и том же объекте;

- развитие способности переключать внимание с одного объекта на             другой, переходить с одного вида деятельности на другой;

  - развивать способности подчинять своё внимание сознательно поставленной цели и требованиям деятельности.

2. памяти

Все виды памяти можно условно разделить на три группы:

1.) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память;

2.) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;

3.) как долго сохраняется запомненное.

Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

3. мышления

1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

4. воображения

1. Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.).

2. Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов

3. пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения)

4. активное, деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

5. речи

1. Звуковая культура речи

2. Обогащение словарного запаса

3. Связная речь

         На каждом  занятии необходимо наряду с развитием речи учить детей правильно логически мыслить, сравнивать и обобщать, развивать навыки анализа и синтеза, учить контролировать свою и чужую речь, развивать общую и пальцевую моторику, зрительную и слуховую память и внимание.

        Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что для их преодоления требуется длительное специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование компонентов языковой системы, коммуникативной и регулирующей функции речи.

        Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, воображения, внимания эффективно-волевой сферы позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе.

        Таким образом, в дошкольном возрасте интенсивно развивается игра, речь, что способствует формированию словесно-логического мышления, произвольности психических процессов, возможности формирования оценки собственных действий и поведения.

Список использованной литературы

1.  Т.Д. Марцинковская Детская практическая психология. -М. Гардарики, 2000.

2. Л.Ф. Обухова Детская психология: теории, факты, проблемы. М. Тривола, 2000

3. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002.

4. Л.Ф. Обухова Детская психология: теории, факты, проблемы. М. Тривола, 2000.

5. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. 18 Похожие рефераты: Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте Психологический анализ игры как ведущей деятельности ребенка в дошкольном возрасте.

6. Симановский А. Развитие творческого воображения М.:  «Дрофа», 2001

7. Инхельдер Б Пиаже Ж.  Психология ребенка СПб 2003.

8. Дарвиш. О. Б.Возрастная психология .М.: Владос-Пресс, 2004