Консультация для воспитателей "Устранение заикания у дошкольников"
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Фаиля Минигарифовна Колесникова

УСТРА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustranenie_zaikaniya.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                       УСТРАНЕНИЕ ЗАИКАНИЯ

     С самого начала работы воспитатель  должен взять заикающегося на особый учет, проявить к нему максимум внимания, чуткости, ласковости и заинтересованности его личной жизнью и тем самым сблизиться с ним, расположить его к себе. Для этого часто достаточно нескольких удачных вопросов (есть ли у него папа? мама? брат? сестра? как их зовут? есть ли у него игрушки? какая из них любимая? где провел лето? и т.д.).

Говорить с заикающимися надо медленно, ласково.

     Затем сближают его с наиболее уравновешенными, нормально говорящими детьми. Предварительно нужно поговорить с ними отдельно, объяснить, что заикающемуся трудно говорить, он стесняется, но скоро привыкнет и перестанет заикаться. В заключение такой беседы надо предложить им разговаривать с новичком несколько замедленно, удерживать его от быстрой речи, вовлекать в спокойные игры, подбадривать и защищать от нападок и обид, особенно от передразнивания другими детьми.

     Одновременно с этим воспитатель тщательно изучает семью ребенка, причины возникновения заикания и бытовые условия, наблюдает поведение заикающегося в группе, особенно в разговоре. В результате такого изучения он дает семье советы, как надо обращаться с заикающимся и какие моменты быта подлежат изменению. Выдержанное, спокойное и внимательное отношение к заикающемуся, без подчеркнутой жалостливости, слезливости, заласканности, потакания капризам, твердая дисциплина и режим (играть, питаться, спать вовремя), спокойные условия жизни, отсутствие всякого рода разговоров при нем о его заикании — залог успеха. Вместе с тем нужно обратиться к врачу-педиатру.

Наладив и настойчиво поддерживая указанные условия в детском саду и дома, воспитатель в дальнейшем следит за формированием правильной речи заикающегося и обращает особое внимание на специальное развитие тех сторон, которые у него недостаточно развиты. Эта работа ведется по следующим разделам, конечно, не в даваемой в книге последовательности, а в их взаимосвязи, с акцентированием внимания то на одном, то на другом из разделов в зависимости от дефекта.

                                                        РЕЧЬ

     Своим личным примером и систематическими требованиями воспитатель приучает заикающегося говорить медленно, плавно, ритмично, слитно. Это достигается произношением нескольких слов на одном выдохе без пауз между ними, незначительным растягиванием гласных звуков в словах и ритмичностью речи, например: ЗавтраПервоемая. Фраза произносится как одно слово (завтрапервоемая). Медленная речь не только помогает преодолеть заикание, но и перевоспитывает личность заикающегося (он становится спокойнее, выдержаннее).

      Если ребенок начинает затрудняться произносить данное слово, то воспитатель спокойно подсказывает или произносит его и предоставляет ребенку возможность, не задерживаясь, продолжать говорить. Когда ребенок почему-либо начинает сильно заикаться, то воспитатель заканчивает начатое им сам и успокаивает его, переключив на иное. Ни в коем случае нельзя заставлять заикающегося обязательно произносить или повторять за собой “трудные” для него звуки или слова, т.е. укреплять патологические временные связи.

    Чем чаще произносит одновременно с воспитателем, повторяет вслед за ним медленную речь, тем успешнее пойдет перевоспитание его речи.

     При тяжелых формах заикания необходимо почаще, перед занятиями или после них, в течение 5 — 7 минут проводить с ребенком логопедическую работу (совместное рассказывание по картинке, затем повторение за воспитателем и, наконец, в случае успеха в предыдущем, самостоятельная речь — ответы на вопросы, рассказ по картинке, сообщение о своих игрушках, о порядке в своей одежде и т.п.).

       В специальных занятиях с заикающимися рекомендуется побольше произносить (лучше — заново разучивать) стишки, так как их ритм упорядочивает плавность речи. При этом воспитателем регулируется и речевое дыхание (после каждой строчки стишка делается остановка и легкий вдох). Строчки (стихи) должны быть короткими (2 — 4 слова). Но произнесение должно быть плавное, нескандированное.

       И здесь соблюдается в приемах последовательность: совместная речь, повторяемая и самостоятельная.

       Надо приучить заикающегося к плавной, медленной речи путем слушания ее им при назывании воспитателем предметов, игрушек и т.п., но насильно не навязывать ее ребенку. Затем связно рассказать о названных предметах (медленно, с паузами и вдохом), после чего спросить: “Что мы видели?” (ответы) “Что делает дед?” и т.д.

      Каждая фраза воспитателя — музыкально законченная мелодия, с четким словесным и логическим ударением.

       По рассказанному чаще задавать вопросы по развитию логического мышления, которое у заикающихся из- за страха речи нередко нарушается. Здесь полезно такого рода занятие: “Я скажу одно слово, а ты скажи, что дальше?” (“Кошка”. “Кошка мяукает”.) Полезно иногда, чтобы ребенок слушал рассказ воспитателя с закрытыми глазами: у него лучше формируется акустический строй речи, отчетливее создаются представления о речевых движениях и ее содержании (исключены отвлекающие моменты).

       Очень полезно участие заикающегося в хоровом пении (равно как и пение в одиночку, потому что оно регулирует дыхание и устраняет прерывность речи), в речевых играх (речевое лото, домино, игра в мяч с речевым сопровождением), в хороводах с пляской и инсценировках, в декламации стихов, особенно хором или под музыку и с движением. Например, ужение рыбок на магнитный крючок с приговариванием: “Ловись, рыбка, маленькая, ловись, рыбка, большая”, с называнием пойманных рыбок и подсчетом их.

     Также хорошо составление ребенком из отдельных картинок целого рассказа, сопровождая этот процесс речью (“Неудачный рыболов”, “Дед и репка” и т.п.), коллективное произнесение отдельных стишков, рассказывание известных уже сказок, когда один начинает (обычно воспитатель), а другие поочередно продолжают.

     Песенка заучивается по частям: сначала   воспитатель поет  две-три фразы, затем вместе с ребенком. Так же заучиваются и стишки.

    Все это воспитывает у ребенка уверенность в своих речевых возможностях и преодолевает страх.

                                              ДЫХАНИЕ И ГОЛОС

      У заикающегося оно часто неправильно. Следует приучить ребенка говорить на достаточном выдохе, для чего нужно следить, чтобы он почаще, но без усилия, не поднимая плеч и не переполняя легких, спокойно вдыхал во время речи. Частые остановки, короткие фразы содействуют развитию правильного речевого дыхания.  На это же обращается внимание и при физкультуре, особенно в упражнениях на плавный выдох. Нужно воспитывать у заикающегося голос уверенный и достаточно сильный. Этому содействует хоровое пение. Очень полезно такого ребенка назначить запевалой.

       Рекомендуется поощрять игру на детских музыкальных инструментах, танцы, движения с речью и под музыку или хлопки в ладоши. Все это, развивая ритмику движений, упорядочивает, как и пение, ритм речи, дисциплинирует заикающегося и создает у него бодрое настроение, укрепляет волю.

                                                МОТОРИКА

       Заикающихся, если у них наблюдается некоторая неловкость, неуклюжесть в движениях, плохая координация их, надо усиленно вовлекать в разнообразные игры с движением, усиленно проводить с ними физкультуру (после консультации с врачом).

        Если у ребенка замечается во время речи и при других движениях чрезмерная напряженность (ригидность) мышц, в чем легко убедиться ощупыванием мышц предплечья, шеи, груди, живота, то полезно проводить в виде игры растормаживающую гимнастику. Например, ребенок “полощет” белье (нагнувшись, быстро двигает вправо —влево руками с вялыми кистями); изображает, как постепенно вырастает и затем увядает цветок (присев и сжавшись с расслабленной мускулатурой в комочек, ребенок постепенно поднимается и развертывает руки в стороны, а затем вяло снова собирается в комок). Воспитатель ощупыванием проверяет напряженность мышц. Эти приемы полезно проводить перед речевыми играми. Иногда и в самом разговоре (делается перерыв) следует, ощупывая руки, шею и т.д., приводить их в ненапряженное состояние (растормаживать): ребенку предлагается легко, без напряжения подвигать руками, головой, покачать туловищем.

                                             

                                                  ПСИХИКА

        Говоря о воздействии на психику ребенка, мы тем самым говорим о закономерностях высшей нервной деятельности как материальной основы психики. В этой части работы с заикающимся главное — воспитать у него уверенность в себе (преодолеть страх речи), сознание своей полноценности. Для этого, кроме уже указанного, надо:

  • В случае сильного волнения, смущения или робости ребенка прервать судорожную речь, приласкать, утешить, успокоить его, объяснив, что все его любят, бояться и стыдиться ему нечего. Однако долго беседовать на эту тему не следует — важно вовремя отвлечь дитя от тяжелых  переживаний и мыслей.
  • Вовлекать в коллективную жизнь группы, но поручения давать посильные, постепенно усложняя их и увязывая возможно больше с выступлениями перед группой (краткие отчеты о сделанном, рассказы о маме). Перед такими выступлениями необходимо подбодрить, успокоить заикающегося.
  • Осторожно выдвигать заикающегося на более активную деятельность. В этих случаях нужно очень внимательно поддерживать ребенка, ободряя и успокаивая, и следить, чтобы не усилилось заикание. В случае ухудшения речи следует тактично, не ущемляя самолюбия ребенка, на время освободить от нервирующей его деятельности.
  • Выявить основной интерес заикающегося и, если он здоровый, содействовать осуществлению его. Чем больше ребенок занят своим любимым делом и чем сильнее сознает свою полноценность, тем меньше он думает о своем заикании, о своей мнимой недостаточности, а следовательно, и меньше заикается.
  • Всемерно, но умело одобрять заикающегося, пользуясь каждым подходящим случаем, особенно когда он говорит не заикаясь; этим утверждается в нем уверенность в себе и сознание своих успехов в речи. В случае неудачи — успокоить и отвлечь его внимание на другой предмет.
  • Воспитывать в нем твердую волю, храбрость, смелую осанку, твердую походку.
  • Нужно воспитать у заикающегося навык во время речи смотреть собеседнику прямо в глаза (он обычно избегает этого).
  • Вредно при ребенке говорить о его заикании, демонстрировать его дефект другим лицам (разрешается лишь специалистам).

   Самое главное и трудное — это помочь заикающемуся преодолеть свое болезненное убеждение, что речь у него “не выйдет”, что он “не сможет” сказать нужное слово, что он “хуже других”.

     Без соблюдения перечисленных советов отдельные приемы (медленная речь, лечение и т.п.) очень часто не дают положительных, тем более — прочных результатов.

      Необходимо считаться с индивидуальными качествами заикающегося, с его возрастом, характером и склонностями. С бойкими, живыми, разговорчивыми и веселыми непоседами можно действовать смелее, дисциплинировать их; наоборот, с вялыми, замкнутыми, угрюмыми и обидчивыми детьми следует обращаться осторожнее, постепенно вовлекая их в жизнь коллектива, чтобы они еще более не ушли в себя. Надо знать жизнь ребенка с рождения, причину заикания, но не упоминать о ней при ребенке.

      Нервных и заикающихся детей старшего возраста нужно тактично путем попутных советов и указаний приучить не торопиться с ответом, а сначала подумать, почаще во время ответа или рассказа останавливаться (передохнуть) и не спеша, спокойно, слитно говорить. Но вредно назойливо напоминать об этом, а тем более раздраженно требовать.

    Тесный контакт с врачом, а если возможно, и с логопедом является обязательным на всем протяжении занятий с заикающимся. Сам же воспитатель должен ясно осознать, что судьба дошкольника в его руках: при  его правильном подходе заикание в подавляющем большинстве случаев исчезает навсегда. Нужно оберегать ребенка от вредных воздействий на его нервную систему и укреплять достигнутый успех.

      Если бывший заикающийся очутится в тех же условиях, при которых он стал заикаться, или напоминающих их, то возможен рецидив. Поэтому такого ребенка надо долгое время охранять от подобных раздражителей и вообще от сильных воздействий на его нервную систему. Передавая его в школу, воспитатель или родители обязаны дать учителю соответствующие разъяснения и рекомендовать определенный подход к ребенку, подготовку благоприятных условий для него. Хорошо при этом еще до поступления в школу познакомить дитя с его будущим учителем.

     Бывает, что, несмотря на принятые меры, заикание у ребенка с поступлением его в детский сад усиливается. Это, возможно, происходит вследствие перевозбуждения его слабой нервной системы разнообразными раздражителями детского коллектива и новой обстановки. В таких случаях надо возвратить дитя в семью, конечно, при подходящих для ребенка условиях жизни в ней.

      Одним из лучших средств преодоления заикания у дошкольников служит спокойная обстановка жизни ребенка, здоровый режим дня и правильное отношение окружающих. Родителям следует рекомендовать летом увозить заикающихся детей из города на возможно долгое время (3 — 4 месяца) в тихое, спокойное   место.

        Ребенок большую часть времени должен проводить в общении со спокойной, выдержанной, ласковой матерью, бабушкой или пожилой няней и дружить не больше, чем с одним уравновешенным товарищем, лучше младшим по возрасту, не перегреваться на солнце, не перевозбуждаться в играх. Нужно охранять и укреплять нервы ребенка. Таким образом, главным являются психотерапия и укрепление общего здоровья.

                                 Используемая    литература

Хватцев М.Е.   Логопедия  Работа  с дошкольниками «Дельта» СПб, 1996

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 учреждение детский сад  комбинированного вида № 21

п. Октябрьского  Ленинградского района

         Консультация для воспитателей

«Работа с заикающимся ребёнком»

                                                                           

                                                                           Подготовила  учитель-логопед

                                                                                  Колесникова Ф.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание у дошкольников.

Заикание относится к одному из самых мучительных для человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине речь вдруг отказывает ему в самый отве...

Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.

В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...

Устранение заикания у дошкольников

                             Консультация для родителей Устранение заикания у дошкольников  в игровых ситуациях.В...

Профилактика заикания у дошкольников.

Рекомендакции по использованию позитивной эмоциональной лексики как дополнительное средство для предупреждения заикания у дошкольников....

Г.А.Волкова «Игровая деятельность» в устранении заикания у дошкольников.

Задачи, содержание совместной деятельности с детьми  на разных этапах  по устранению заикания....

Логопедический тренинг в системе коррекционой работы по преодолению заикания у дошкольников.

Примерный комплекс первого блока занятий на расслабление по контрасту с напряжением, координации движений с речью и другие занятия по преодолению заикания у дошкольников....

Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.

Примерный комплекс занятий первого блока по коррекции заикания - упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, постановка дыхания, координация движения с речью и другие....