Заикание у дошкольников.
материал по логопедии на тему

 

      Заикание относится к одному из самых мучительных для человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине речь вдруг отказывает ему в самый ответственный момент, оставляя полностью беспомощным перед своим собеседником…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaikanie_u_doshkolnikov.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 96 «Светлячок»

учитель-логопед

Сухинина Ольга Юрьевна

Заикание

у дошкольников

(выступление на методическом объединении логопедов города)

     

     

      Заикание относится к одному из самых мучительных для человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине речь вдруг отказывает ему в самый ответственный момент, оставляя полностью беспомощным перед своим собеседником…

     Заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляционном (в мышцах языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном. Всё это приводит к нарушению нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.

     Возникает заикание чаще всего в детском возрасте, в период от трёх до пяти лет, когда ребёнок овладевает связной речью. В этом возрасте ему уже многое хочется сказать, но его ещё не вполне созревший аппарат 2не успевает» за мыслью и поэтому бывает особенно подвержен разного рода «поломкам». Большинство детей проходят этот ответственный этап речевого развития благополучно, у некоторых же развивается заикание.

     

Невротическое и неврозоподобное заикание

     С учётом причинной обусловленности и особенностей проявления заикания выделяют две его формы – невротическую и неврозоподобную.

     Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже ранее имевшейся у ребёнка некоторой ослабленности нервной системы. Такие дети ещё до появления заикания отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями сна и др.

    Главную роль в происхождении этой формы заикания могут сыграть следующие неблагоприятные факторы.

  1. Отягощённая наследственность – наличие у родителей ребёнка или его близких родственников заикания.
  2.  Осложнённое протекание беременности и родов у матери.
  3. Тяжело протекающие или часто повторяющиеся соматические заболевания ребёнка в раннем возрасте, истощающим образом действующие на нервную систему.
  4. Отставание ребёнка в речевом развитии .
  5. Перегрузка речевым материалом – слишком раннее разучивание сложных по содержанию стихотворений с последующей демонстрацией «достижений» перед другими людьми.  Это явно непосильно для ещё незрелого речевого аппарата ребёнка.
  6. Нервозная, неспокойная обстановка в семье, неправильные воспитательные приёмы, что заставляет ребёнка находиться в постоянном нервном напряжении.
  7. Наличие у ребёнка ускоренной речи.

Есть ещё то, что в повседневной жизни нередко называют «испугом».  Ни один ребёнок не вырастает без того, чтобы чего-то не испугаться, не пережить какого-то стресса, однако далеко не все дети начинают из-за этого заикаться. Заикание при подобных обстоятельствах возникает в основном  у детей с ослабленной нервной системой. То есть у детей, на которых уже повлияли как-то вышеперечисленные факторы. И испуг или какой-либо стресс играет в этих случаях роль «последней капли», непосредственного толчка. Такой «каплей» может оказаться, например, сильная гроза, громкий окрик, резкий стук в двери, неожиданно раздавшийся лай собаки.

     Можно привести несколько примеров, взятых из практики работы с заикающимися. Опыт Людмилы Георгиевны Парамоновой, известного логопеда-практика, преподавателя вуза.

Пример1. Трёхлетний ребёнок, услышав звонок в дверь, пошёл открывать её вместе с мамой и вдруг увидел на пороге Деда Мороза со Снегурочкой. Он был настолько потрясён, что некоторое время вообще не мог произнести ни слова, а потом начал говорить с сильным заиканием. Вот такой новогодний сюрприз родители приготовили для ребёнка…

Пример2. Укладывая ребёнка спать, мама сняла с дивана подушки и сложила их горкой на стол, а сверху положила какую-то одежду. А накануне ребёнку читались сказку, в том числе и про волка. Среди ночи этот шестилетний мальчик вдруг дико закричал: «Волк! Волк!»  На все вопросы встревоженных родителей он отвечал уже с заиканием. А потом выяснилось, за волка он принял лежавшие на столе подушки, освещённые лунным светом.

Пример 3. Воспитательница детского сада в наказание за какой-то проступок закрыла ребёнка в тёмной комнате. Мама забрала из детского сада уже заикающегося ребёнка…

     Переучивание с левой руки на правую, особенно слишком резко и в принудительной форме. У одних детей на этой почве могут возникать неполадки с чтением и письмом, у других – заикание. В последнее время левшей практически уже никто не переучивает. Однако, в практике имеются примеры возникновения заикания из-за этого.

      Подражание речи заикающихся – довольно распространённая причина заикания. Если заикаются родители или другие члены семьи, то чаще всего нервные и впечатлительные дети будут им подражать. Поэтому заикающимся взрослым желательно сводить к минимуму речевое общение с детьми, особенно в период становления речи.

     Неврозоподобное заикание имеет признаки органического поражения головного мозга. происхождение неврозоподобного заикания в отличие от невротического не связано со столь большим многообразием причин. В его основе чаще всего лежит  внутриутробное поражение центральной нервной системы ребёнка или родовая травма, то есть здесь уже изначально имеется органически обусловленная недостаточность в работе речевых механизмов, отвечающих за темпоритмическую организацию речи. А это значит, что для возникновения заикания в этих случаях не требуется каких-то отрицательных внешних воздействий.

     Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. Этого недостаточно. Необходимо учитывать характер общения, особенности поведения в деятельности. Исходя из этого рассматривают три степени выраженности заикания у детей дошкольного возраста.

     Лёгкая степень – дети свободно вступают в общение в любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только в самостоятельной речи.

     Средняя степень – дети испытывают затруднения в общении в новых, а также значимых для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия в коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются  во время самостоятельной, вопросно-ответной и отражённой речи.

     Тяжёлая степень – заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций.

     В настоящее время для преодоления заикания применяется так называемый комплексный метод, включающий в себя целый ряд, или комплекс, различных медико-педагогических мероприятий:

  1. Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося;
  2. Психотерапию;
  3. Непосредственную работу над речью;
  4. Обеспечение благоприятного социального окружения.

     Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие личности ребёнка, его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, формируется умение управлять своим поведением.

     В своей книге «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» Галина Анатольевна Волкова приводит методику работы с заикающимися дошкольниками в процессе игровой деятельности с учётом возраста детей, особенностей их поведения, проявления заикания.

     У заикающихся детей разного возраста имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих.

     Заикающиеся дети 4-5 лет предпочитают игры подгруппами из 2-3 человек, но каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возраста. В коллективных играх они выполняют второстепенные роли с однотипными действиями: шофёр ведёт машину, кассир молча отрывает билеты и т. д.

     Среди заикающихся детей 5-6 лет примерно одна треть может участвовать в коллективной игре, одна треть – в играх подгруппами в один - два человека и несколько больше одной трети детей любят играть в одиночестве;  что свидетельствует о существенном влиянии заикания.

     Отношение к коллективу играющих сверстников у заикающихся детей 6-7 лет определяется накоплением жизненного опыта. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения. В коллективной игре и играх подгруппами участвует подавляющее большинство детей, но почти пятая часть детей предпочитает играть в одиночестве. Это замкнутые, несколько пассивные дети, они плохо выдерживают длительное пребывание в коллективе.

     Остановимся кратко на характеристике игр и их положительном влиянии на заикающегося ребёнка.

Характеристика видов игр

Дидактические игры

     Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разнообразными игрушками: матрёшками, бочонками, пирамидами, шарами, башенками с кольцами, домино, лото и т. д.  – развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи, данными логопедом.

Игры с пением

     Для заикающихся детей полезны игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь.

 Подвижные игры

     С заикающимися детьми проводятся игры средней и малой подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа и ритма дыхания и речи. Это игры с простыми движениями с мячом, обручем, лентой, флажками. Все подвижные игры с правилами воспитывают у детей организующее поведение, самостоятельность, инициативу, решительность, чувство товарищества. Под воздействием логопеда, отмечающего, кто как играет, кто помогает другому, а кто стремится выиграть только сам, у детей появляется понимание роли организатора игр, стремление к повышению своей игровой активности. Всё это положительно влияет на личность заикающегося, способствуя мягкой коррекции её отклонений.

Игры-драматизации

     В данных играх разыгрываются готовые тексты. Поэтому логопед отбирает из произведений детской литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся динамизмом, насыщенностью, глагольной лексикой, чёткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Игры- драматизации положительно влияют на заикающихся детей, воспитывают у них выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самодеятельность, а также способствуют коррекции личностных особенностей.

Творческие игры

     Творческие игры отражают высокий уровень самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. У заикающихся детей эти качества воспитываются вначале в творческих играх по предложению логопеда, а затем по замыслу самих детей.

     Главным моментом творческой игры является выполнение роли. ребёнок создаёт образ действиями, словом в процессе общения с другими участниками игры. поэтому творческие игры формируют у заикающихся детей умение выполнять правила поведения в той или иной взятой на себя роли и вне её, обогащают социальный опыт заикающихся детей, способствуют воспитанию и развитию у них активного поведения, самоорганизации в любой деятельности, и прежде всего в речевой.

     В пособии «Устранение заикания у дошкольников в игре», (авторы И.Г. Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская) приводится также система упражнений, которая снимает мышечное напряжение и создаёт условия для нормальной речевой деятельности ребёнка.

     Логопеду часто приходится наблюдать, что заикающимся детям свойственны: повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. В книге авторы предлагают специально разработанную для дошкольников систему «Расслабляющих упражнений», которые дают возможность снимать чрезмерное напряжение, и успокаивают детей.

     В этом же пособии есть раздел «Режим относительного молчания», где авторы предлагают игровые приёмы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирование нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объём их высказываний. Обычно это трудно осуществить. В игре ребёнок охотнее будет соблюдать режим относительного молчания и говорить однословно или короткими фразами. Эти игры условно называются «молчанки».

     «Общение короткими фразами» - также помогает обучить ребёнка технике правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями.

Заключение

     Хорошо подумав над вопросом о заикании у дошкольников, мы совершенно отчётливо увидим, что все его крайне нежелательные и трудноустранимые симптомы «приобретались» заикающимися не сами по себе, а при самой активной «помощи» окружающих его людей, при чём чаще всего – самых близких. Как это происходит.

     Ребёнок только что начал заикаться и ещё даже не успел осознать, что с ним произошло и чем это заикание может грозить ему в будущем. Но он сразу же видит расстроенные лица родителей, слышит их «охи и вздохи», нередко видит даже слёзы на глазах мамы и бабушки и тут же начинает понимать: произошло что-то ужасное. Это – самое первое отрицательное воздействие на ребёнка со стороны самых близких людей, это самый первый толчок к тому, чтобы мысль его уже начала работать «в печальном направлении». А далее кто-то из детей над ребёнком посмеялся, кто-то его передразнил, кто-то назвал «заикой».         Далеко не всегда правильным бывает подход к заикающемуся ребёнку и со стороны воспитателей детского сада. Всё это лишь добавляет ему неприятных переживаний и заставляет уединяться от сверстников, всё больше задумываться о своём речевом недостатке.

     Это значит, что не надо проводить с ребёнком никаких специальных бесед о его «полноценности», а нужно постараться создать в семье и в детском саду такие условия жизни, которые дали бы ему реальную возможность чувствовать себя хорошо и спокойно и обязательно «на равных» со всеми другими детьми. Ребёнка не нужно жалеть, показывая ему тем самым его неполноценность, - пусть он спокойно живёт и радуется жизни.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.

В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...

Устранение заикания у дошкольников

                             Консультация для родителей Устранение заикания у дошкольников  в игровых ситуациях.В...

Профилактика заикания у дошкольников.

Рекомендакции по использованию позитивной эмоциональной лексики как дополнительное средство для предупреждения заикания у дошкольников....

Г.А.Волкова «Игровая деятельность» в устранении заикания у дошкольников.

Задачи, содержание совместной деятельности с детьми  на разных этапах  по устранению заикания....

Логопедический тренинг в системе коррекционой работы по преодолению заикания у дошкольников.

Примерный комплекс первого блока занятий на расслабление по контрасту с напряжением, координации движений с речью и другие занятия по преодолению заикания у дошкольников....

Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.

Примерный комплекс занятий первого блока по коррекции заикания - упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, постановка дыхания, координация движения с речью и другие....

Пути устранения заикания у дошкольников.

В статье, я остановилась на коррекции и методах работы с за икающими детьми.Одно из направлений своей работы в этой области, я вижу в работе над мелкой моторикой и общей моторикой. Для этого я предлаг...