Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Басалаева Светлана Васильевна.

Примерный комплекс занятий первого блока по коррекции заикания - упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, постановка дыхания, координация движения с речью и другие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Логопедический тренинг в системе коррекционной работы        

              по   преодолению заикания у дошкольников.

                              Басалаева Светлана Васильевна.

МБОУ детский сад №163 «Непоседа» городского округа Тольятти  

                                       Самарской области.

      Группа «Заикание». Подготовительная к школе. А я – логопед. Каждое утро меня встречают 12 пар таких разных глаз – радостных и лучистых, озорных и лукавых, задумчивых, а иногда грустных. Это дети с различными нарушениями речи. И все с заиканием.  Каждому хочется рассказать мне что-то своё, личное: про себя, про группу, про детский сад. Ведь домой они не уходят всю неделю. Эта группа – круглосуточная. Их здесь любят, заботятся о них, создают домашнюю обстановку. Конечно, они скучают по дому. Но коррекция заикания включает в себя соблюдение специальных речевых режимов: ограничение речи, шёпот, молчание. Поэтому они здесь. Всю неделю.

      Наш день начинается с утреннего сбора. Все садимся в кружок и говорим обо всём, что ждёт нас сегодня, что будем делать.

      Потом самое любимое занятие – логопедический тренинг. Сначала дыхательно-голосовые упражнения, упражнения на развитие чувства темпа и ритма, затем – на координацию движений с речью, упражнения на расслабление по контрасту с напряжением. И, наконец, релаксация. Когда зажигается аромалампа, дети ложатся на коврик, и вместе с ароматом масла лаванды комната наполняется звуками плавной, загадочной музыки.  И я говорю: «Глазки закрываются, реснички опускаются…» И все погружаются в волшебный сон. А после слов внушения: «Мы спокойны всегда, говорим всегда красиво, плавно и неторопливо», так хочется только правильно говорить!

      Для успешной коррекции заикания нами была разработана

система логопедических тренингов, направленная на:

  • обучение детей расслаблению,
  • снятие чрезмерного напряжение,
  • развитие чувства темпа и ритма,
  • совершенствование мелкой моторики,
  • нормализацию речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным.

      Важно не только побудить детей к спокойному общению, но и обеспечить им возможность говорить чётко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приёмы тренинга позволяют ненавязчиво обучить дошкольников спокойному речевому дыханию, сформировать навыки плавного голосоведения.

       Упражнения тренинга, как правило, объединены одной темой. Например, «Путешествие на машине», Прогулка в лес», «Поездка в деревню», «Покатаемся на поезде», «Моряки на корабле», и др. Упражнения подобраны по принципу «от простого к сложному».

                                      Структура тренинга.

  1. Комплексная релаксационная гимнастика (5 мин.)

   - упражнения для рук

   - упражнения для ног

   - упражнения для туловища

   - упражнения для шеи

   - упражнения для мимических мышц

   - упражнения для челюсти, губ, языка

           Наблюдая за детьми с заиканием, часто можно отметить, как они напрягают плечи, руки, мышцы лица и пр. Часто одной из причин нарушения речи является напряжение мышц речевого аппарата: губ, языка, шеи, грудной клетки. Звуки идут как бы через преграду, с трудом. Вот почему необходимо научить детей расслабляться.

  1. Релаксация, суггестия (5-7 мин.)    

     Сеансы аутогенной тренировки с детьми начинаются с самого начала обучения, так как требуется длительное время для получения необходимого эффекта. Внушение в бодрствующем состоянии используется для снятия страхов, фиксации на своём дефекте, ухода в себя, скованности, ущемлённости, для воспитания уверенности в своих силах, а также для уменьшения силы судорог, улучшения самочувствия.

  1. Статические и динамические дыхательные упражнения. (1-2 мин.)

        У детей с заиканием отмечается грудной тип дыхания. Вдох напряжённый, с поднятием плеч, участие диафрагмы в процессе дыхания слабое, нагрузка вовремя дыхания ведёт к перебору воздуха, а при выдыхании – к недостаточной активизации мышц брюшного пресса. Речь таких детей смазанная, невнятная.

         Опыт показывает, что работа, направленная на развитие дыхания, даёт положительный эффект – увеличивает длительность и силу внеречевого выдоха, оказывает влияние на воспитание речевого дыхания, возможность дольше воспроизводить звуки речи, больше слов произносить на одном выдохе; создаются условия для правильного использования выдоха в процессе речевого высказывания.

  1. Голосовая гимнастика.

       Основная цель упражнений этого вида – отработка «чистой» техники речи: формирование силы голоса, высоты, тембра, формирование мягкой атаки голоса, развитие внятности речи, т.н. тех речевых компонентов, которые нарушены практически у всех детей с заиканием.

  1. Темпо-ритмические упражнения (5 мин.)

           Ритм организует двигательную деятельность человека. В образовании и развитии чувства ритма участвует всё тело. Выполнение ритмических упражнений способствует саморегулированию и развитию движений. Ритм регулирует слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи.

           Темп устной речи играет важную роль в реализации процесса общения. Для разговорной речи характерно произношение пяти-шести слов в секунду. Отклонения от общепринятого темпового диапазона приводят к снижению внятности речи. У дошкольников с заиканием отмечается замедленный, средний и быстрый темпы.

             Большое значение для нормализации темпа имеет выполнение специальных двигательных упражнений с использованием слухового контроля. Коррекция темпа движения помогает сформировать нормальный речевой темп, а правильный темп произношения благотворно сказывается на координации  общих движений.

                            Примерный комплекс логотренинга.

  1. Комплексная релаксационная гимнастика.

       - Стоя, руки с напряжением вытянуть вперёд, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно «уронить» вниз, выполнить маятникообразные движения.

       - Ходьба на месте с высоким подниманием колена и вытягиванием вниз ступней ног при напряжённых мышцах с последующим расслаблением при опускании ноги.

       - Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание» («тряпичная кукла»).

   - Стоя. Руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, «бросить» руки вниз и расслабиться.

        - Движения нижней челюстью вперёд, в стороны, назад.

        - Беззвучное артикулирование У – О – А – И

        - Сильное надавливание кончиком языка на нижнюю десну и на твёрдое нёбо.

  1. Релаксация.

Я всегда говорю легко. Я могу сказать хорошо…легко…свободно. Я начинаю говорить спокойно. Я начинаю говорить ленивыми губами…ленивым языком. Начинаю говорить легко и спокойно. Мышцы языка и губ расслаблены. Я начинаю говорить уверенно. Я полностью спокоен. Спокойно, спокойно, спокойно я начинаю говорить. Ленивые губы. Ленивый язык. Спокойно. Спокойно. Я могу красиво говорить. Я точно знаю, что могу красиво говорить.

  1.  Дыхательная гимнастика.

         - «Трубач»: дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в трубу: «пф», не раздувая щёки.

         - «Жуки»: вдох – дети поднимают руки и немного отводят их назад; на выдохе жужжим, опуская руки.

         - Вдох: руки через стороны поднять вверх; выдох: руки через стороны опустить вниз.

  1. Голосовая гимнастика.

          - Проартикулировать гласный звук беззвучно (а, у, э, о, ы, и).

          - Звук произнести шёпотом с присоединением голоса мягко, негромко (сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца).

          - Колыбельная на одном звуке («раскачав» гласный звук, «бросать» его вверх без напряжения: а  а   а   а   а  а  а).

         - Сочетания из двух гласных звуков повторять от 3 до 6 раз слитно:

                 Аэаэаэ    Аэаэаэаэ     Аэаэаэаэаэ   Аэаэаэаэаэаэ

         - Слитное произнесение односложных слов, начинающихся с гласных звуков: АМ, УМ, УЖ, УХ, ЭХ, ОН, ОР, УС, АХ, ИЛ, АС, ОХ.

         - Чистоговорки:

                        Ам, ам, ам – половинку дам,

                        Ом, ом, ом – это новый дом,

                        Ум, ум, ум – у кумы кум,

                        Ан, ан, ан – мы купили кран,

                        Он, он, он – в зоопарке слое,

                        Ун, ун, ун – у реки валун.

  1. Темп, ритм.

       «Капельки».

   На доске нарисованы капельки дождя. У детей в руках музыкальные молоточки. Логопед предлагает детям определить строчку, где дождь только начинается и отстучать молоточком этот ритм (медленно). Затем строчку, где дождик всё сильнее и, наконец, ливень (средний и быстрый темп).

         Логотренинг проводится ежедневно в первой половине дня (в логопедических группах он включен в режим дня и сетку видов деятельности). План тренинга составляется на одну неделю с учётом принципов систематичности, последовательности, доступности и наглядности.

         Результативность таких занятий подтверждается значительным улучшением дыхательно-голосовых функций, нормализацией темпа и ритма движений и речи, способностью к расслаблению и, в итоге, более успешной и эффективной коррекцией заикания у детей дошкольного возраста.

                  Пролетели два года, которые нам было суждено провести вместе. Мы вместе радовались, грустили, дружили и переживали друг за друга: они за меня, а я за них.

                  И вот вчера последний праздник – выпускной. Настоящий бал с принцем и принцессой, добрым старым вальсом и даже инопланетянками. Выросли. Повзрослели. Многому научились. И уходят в школу. Им тоже немного грустно, но они скрывают неумело.

   Пожелаем им удачи, успехов и счастья! Пусть с уверенностью шагают по жизни, пусть без страха вступают в новую, большую жизнь!

                 Мы сегодня прощаемся с вами,

                 Ведь теперь вы все стали большими.

                 Мы хорошими были друзьями,

                 Вы для нас стали просто родными!

                 И грустит «Непоседа» немного –

                 Ведь всегда нелегко расставаться.

                 Мы хотим, чтоб к родному порогу

                 Вы могли иногда возвращаться.

                 Мы хотим, чтоб большие невзгоды

                 Не встречались на вашем пути.

                 Были вместе мы только два года,

                 А мне кажется – целую жизнь!

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.

В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...

Логопедический тренинг в системе коррекционой работы по преодолению заикания у дошкольников.

Примерный комплекс первого блока занятий на расслабление по контрасту с напряжением, координации движений с речью и другие занятия по преодолению заикания у дошкольников....

« Начальные этапы коррекционной работы по преодолению заикания в условиях логопедической группы с ФФНР»

В логопедической  практике нередко встречается  такая  ситуация, когда    ребенок, имеющий легкую   или  среднюю  степень  тяжести заикания, оста...

СВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В направлении развития связной речи систематическая работа над инсценировками и драматизациями, участие детей в праздниках обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоцио...

«Авторские игры в системе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений дошкольников»

Статья, описывающая логопедические игры в системе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений дошкольников....