СВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по коррекционной педагогике

Бочкарева Ольга Станиславовна

В направлении развития связной речи систематическая работа над инсценировками и драматизациями, участие детей в праздниках обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, максимальной коррекции, компенсации нарушений развития речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных) и предупреждению вторичных отклонений, побуждает детей не только к организованной, но и к свободной творческой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyaz_uchitelya_-logopeda_i_muz._ruk.doc75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Систематическое и планомерное взаимодействие разных специалистов позволяет обеспечить максимальную коррекцию, как первичного речевого дефекта, так и вторичных. Очевидна необходимость следовать единому плану коррекционной работы, согласно которому все названные специалисты действуют в одном направлении. Учитель-логопед воздействует как на первичный (речевой) дефект, так и на вторичные. Другие специалисты помогают корригировать вторичные дефекты.

2 слайд

Одним из направлений работы является развитие моторики и темпо-ритмических процессов. Часто мы используем одни и те же упражнения (отстукивание ритма, отхлопывание, игра на музыкальных инструментах. Я использую ритмы разучиваемых песен на музыкальных занятиях. Музыкальный руководитель – звуки, с которыми познакомились дети на обучении грамоте, артикуляционную гимнастику.

Музыкальный руководитель в этом направлении деятельности имеет самые широкие возможности. Речь с движением под музыку и счет, элементы ритмики — это часть занятия. Использует упражнения на координацию движения и речи, укрепление мелкой моторики, мышц языка. Разучивает танцевальные и образно-игровые движения. Развивает умение интонационно точно передавать ритм мелодии (постепенно, скачкообразно, плавно на одном дыхании). Формирует умение пластично двигаться под руководством педагога, подбирать самим образно-игровые движения для передачи содержания песни.

Учит детей игре на музыкальных инструментах, обучает точной передаче мелодии и ритмического рисунка. [2, c. 188].

3 слайд

Следующим направлением работы является развитие пространственной ориентировки и временных отношений.

Музыкальный руководитель закрепляет все умения понимать и применять пространственные и временные отношения, разучивая танцевальные и образно-игровые движения. Формирует умения точно соотносить движения с музыкой, ориентироваться в пространстве. [2, c. 188].

4 слайд

В развитие фонетико-фонематических процессов, слухового внимания и восприятия ведущая роль, конечно, принадлежит учителю-логопеду.

Музыкальный руководитель работает в основном над слуховым вниманием и восприятием, но и пропевает с детьми гласные и слоги с ними, скороговорки в разном темпе и ритме по заданию логопеда. Контролирует речь детей.

5 слайд

В развитии лексико-грамматических процессов Музыкальный руководитель знакомит с новыми словами, терминами. Закрепляет лексику по грамматическим темам на занятиях, используя разученные с логопедом комплексы упражнений на развитие мелкой и крупной моторики.  Контролирует речь детей.

6 слайд

В направлении развития связной речи систематическая работа над инсценировками и драматизациями, участие детей в праздниках обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, максимальной коррекции, компенсации нарушений развития речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных) и предупреждению вторичных отклонений, побуждает детей не только к организованной, но и к свободной творческой деятельности.

Логопед непосредственно участвует в подготовке к утренникам. Дети на музыкальных занятиях не всегда могут заучить текст песни правильно, в силу нарушений фонематического слуха. Часто дети не поют, а просто открывают рот, поют нечетко.

В процессе подготовки к утренникам, учитель-логопед может включать в индивидуальные занятия разучивание текстов песен, проговаривание трудных слов из песен, словарную работу, работу над смысловой стороной песни.

Музыкальный руководитель разучивает песни, частушки, роли. Инсценирует песни, сказки. Так же проводит словарную работу.

7 слайд

Развитие мелодико-интонационной стороны речи Музыкальный руководитель так же использует упражнения на развитие силы и тембра голоса. Способствует развитию умений интонационно точно передавать ритм мелодии (постепенно, скачкообразно, плавно на одном дыхании). Игры одни и теже (Далеко-близко, артисты). Формирует умение выразительно исполнять песни. Обучает интонированию мелодии в заданном диапазоне. Способствует выработке напевного звучания. Формирует умение петь с динамическими оттенками, не форсируя звук, правильно брать дыхание, четко пропевая слова, передавать в пении характер песни. Совершенствует в песне навыки сольного и коллективного пения. [2, c. 188].

8 слайд

Развитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы Музыкальный руководитель упражняет детей в умение передать голосом определенное эмоциональное состояние, настроение, различные оттенки эмоций.  Формирует умение расслабляться под руководством педагога, умение слышать и реагировать на изменение колорита музыки. Развивает творческое воображение детей. Оба специалиста создают благоприятный эмоциональный настрой и психологический комфорт на занятиях.

Приведу пример того, каким может быть журнал связи учителя-логопеда и музыкального руководителя.

Первые страницы журнала – это тематическое планирование фронтальных занятий учителя-логопеда. Музыкальный руководитель должен быть в курсе того, какова тема недели в данный момент, чтобы планировать свою работу с группой заранее. Далее следуют комплексы упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук и на развитие крупной моторики по лексическим темам так же на весь учебный год. Рекомендации учителя-логопеда заполняются еженедельно, в соответствии с его планом работы на неделю. В работе над развитием фонетических средств языка используются следующие приемы:

- игра «Далеко – близко»: пропевание гласных, слогов, слов, изменяя силу голоса;

- игра «Медленно-быстро»: пропевание гласных, слогов, слов, изменяя темп и ритм;

- игра «Ударный слог»: пропевание цепочки слогов, с перемещение ударения (ТА-та-та, то-ТО-то и т. д.).

- игры «Звонкий-глухой» и «Твердый – мягкий»: пропевание слов и слогов с оппозиционными согласными;

- отстукивание заданного ритма деревянными ложками и на барабане;

В работе над лексико-грамматическими средствами языка и связной речью музыкальный руководитель проявляет свою фантазию и мастерство. Предлагает детям выполнить комплекс упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук или крупной моторики под музыку, в разном темпе, в парах, тройках и т. д.

Рассмотрим подробнее журнал связи учителя-логопеда с музыкальным руководителем в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР):

  1. Титульный лист: Журнал связи учителя-логопеда Лавреновой О. А. и музыкального руководителя Гайворонской Е. П. старшей группы № 4 компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР).
  2. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности учителя-логопеда.

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

Месяц/неделя

Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи

Формирование фонетических средств языка

СЕНТЯБРЬ

1 - 2

Логопедическое обследование детей.

3

Осень

Органы речи. Артикуляционная гимнастика

4

Овощи и фрукты

Речевые и неречевые звуки

ОКТЯБРЬ

1

Середина осени

Звук А

2

Ягоды и грибы

Звук У

3

Части тела. Туалетные принадлежности

Звуки А - У

4

Наш детский сад

Звук И

НОЯБРЬ

1

Поздняя осень. Перелетные птицы

Звук О

2

Обувь

Дифференциация О-У

3

Одежда

Дифференциация О - У

4

Одежда, обувь, головные уборы

Звук Ы

И т. д.

  1. Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук:

1) Вышел дождик погулять.

1, 2, 3, 4, 5.

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:

«Ох!»

И ушел. Газон засох.

Поочередные касания по столу пальцев обеих рук, начиная с большого.

Беспорядочные удары пальцами обеих рук столу.

«Шагают» средними и указательными пальцами обеих рук по столу.

Часто и ритмично бьют в ладоши.

Один хлопок.

Ритмичные хлопки по столу.

2) И. т. д.

  1. Комплексы упражнений на развитие крупной моторики:

1) Дождик

Капля раз,

капля два.

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

от дождя себя укрыли. 

Н. Нищева

Прыжок на носочках, руки на поясе.

Прыжок.

4 прыжка.

8 прыжков.

Руки развести в стороны.

Руки полукругом над головой.

2) И. т. д.

  1. Еженедельные рекомендации учителя-логопеда музыкальному руководителю.

МАРТ, 2 НЕДЕЛЯ

Тема недели:

- Формирование фонетических средств языка: Звуки П – Пь.

- Формирование лексико-грамматических средств языка: Ранняя весна.

Звуки П – Пь

  1. Фонетические упражнения.

  1. Самовар кипит: ППППП
  2. Маленький чайник кипит: ПьПьПьПь

  1. Пропевание слогов с перемещением ударения.

ПА-па-па  

по-ПО-по

пу-пу-ПУ

ПЫ-пы-пы

           

пэ-ПЭ-пэ                  

ПЯ-пя-пя

   

пё-ПЁ-пё

             

пю-пю-ПЮ

                   

ПИ-пи-пи

   

пе-ПЕ-пЕ

  1. Пропевание стихотворения (скандировано и протяжно).

Если пуговку схватить

И немного покрутить,

Пуговка пугается

И сразу отрывается.

  1. Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики № 20.

  1. Комплекс упражнений на развитие крупной моторики № 18

МАРТ, 3 НЕДЕЛЯ

Тема недели:

- Формирование фонетических средств языка: Дифференциация П – Б, Пь – Бь.

- Формирование лексико-грамматических средств языка: Перелетные птицы.

Дифференциация П – Б, Пь – Бь

  1. Пропевание слогов парами:

ПА – БА

ПО – БО

ПУ – БУ

ПЫ – БЫ

ПЭ – БЭ

БЯ – ПЯ

БИ – ПИ

БЕ – ПЕ

БЁ – ПЁ

БЮ – ПЮ

  1. Пропевание слов парами:

ПАР – БАР

ПОЧКА – БОЧКА

ПОТ – БОТ

ПОЙ – БОЙ

ПАПА – БАБА

ПАШНЯ – БАШНЯ

БАС – ПАС

БРАВЫЙ – ПРАВЫЙ

БАЛКА – ПАЛКА

  1. Пропевание стихотворения в разном ритме и темпе.

Пекарь на кухне испек спозаранку

Бублик, баранку, батон и буханку.

  1. Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики № 21.

  1. Комплекс упражнений на развитие крупной моторики № 19.

Комплексное взаимодействие разных специалистов в отношении детей с ОНР оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развитие адаптивного процесса общения, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развитие связной диалогической речи. Развивается интерес и внимание к окружающему миру, слову, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Дети максимально адаптируются в обществе, чувствуют себя полноценными. Психологический комфорт и гармония с собой и миром есть залог психологического здоровья.

Список литературы:

  1. Коррекция нарушений речи / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
  2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – С. – П.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 559 с.
  3. Ткаченко Т. А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет). – М.: Книголюб, 2008. – 127 с.
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: практическое пособие. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

Логопедическая ритмика как часть коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Выступление на районном методическом объединении логопедов, раскрывающее организацию и содержание работы по логоритмике...

Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Дети с общим недоразвитием речи редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются ...

«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»

«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников» Процесс овладения письменной речью важный и сложный для любого ребёнка. Нельзя сразу, ...

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...

Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников.

Актуальной проблемой для педагога является поиск и использование в практике методов и приемов, наиболее полно учитывающих принципы личностно-ориентированного образования, способствующих гармоничному р...