Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа)

Никитина Марина Павловна

Актуальной проблемой для педагога является поиск и использование в практике методов и приемов, наиболее полно учитывающих принципы личностно-ориентированного образования, способствующих гармоничному развитию физических, психических, нравственно-волевых, художественно-творческих качеств ребенка.

Л.С. Выготский отмечал необходимость использования тех видов деятельности, которые привлекают ребенка, соответствуют его возрасту. Для дошкольника – игра. Игровое общение формирует, совершенствует речевую активность ребенка. Для решения логопедических задач в своей работе мы используем театрализованные игры, привлекаем театральные средства, атрибуты.

А.Р. Лурия писал, что “активность самого ребенка, необходимая для сохранения каждой полноценной деятельности, всегда возможна только при устойчивом активном внимании ребенка и только при его активном участии в данном виде деятельности”. У детей с ОНР имеет место неустойчивость внимания, трудности его распределения. Патология речевой деятельности отрицательно влияет на формирование интеллектуальной, сенсорной и эмоционально-волевой сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_na_temu_teatr.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников.

Актуальной проблемой для педагога является поиск и использование в практике методов и приемов, наиболее полно учитывающих принципы личностно-ориентированного образования, способствующих гармоничному развитию физических, психических, нравственно-волевых, художественно-творческих качеств ребенка.

Л.С. Выготский отмечал необходимость использования тех видов деятельности, которые привлекают ребенка, соответствуют его возрасту. Для дошкольника – игра. Игровое общение формирует, совершенствует речевую активность ребенка. Для решения логопедических задач в своей работе мы используем театрализованные игры, привлекаем театральные средства, атрибуты.

А.Р. Лурия писал, что “активность самого ребенка, необходимая для сохранения каждой полноценной деятельности, всегда возможна только при устойчивом активном внимании ребенка и только при его активном участии в данном виде деятельности”. У детей с ОНР имеет место неустойчивость внимания, трудности его распределения. Патология речевой деятельности отрицательно влияет на формирование интеллектуальной, сенсорной и эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с речевой патологией не может овладеть речевыми операциями стихийно, в процессе неорганизованного ознакомления с той или иной областью действительности. Речевая деятельность формируется, корректируется у детей с ОНР в условиях специального систематического обучения. Здесь необходимо избегать монотонности, будничности. Театрализация логопедического процесса помогает заинтересовывать и активизировать детей на занятиях. Такое обучение проходит не по принуждению, вызывает у детей радость, модулирует положительное психоэмоциональное состояние.

На логопедических занятиях мы используем различные театральные куклы и игрушки (бибабо, настольные, стендовые театры и др.). Конечно, наибольшей ценностью обладают игрушки, изготовленные самими детьми. В этом случае развиваются изобразительные умения, мелкая моторика, воображение, творческие способности.

Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, предполагает решение большого объёма задач. Далее предоставлен игровой материал, используемый нами в коррекционной работе с детьми с ОНР старшего и подготовительного дошкольного возраста. Описанные игры и приёмы могут применяться на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Выработать точные, дифференцированные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. При её проведении мы используем мягкую варежковую игрушку. Движениями языка игрушки можно управлять рукой, а значит показывать различные артикуляционные уклады. Активное участие в этом процессе принимает ребенок, тем самым подключаем тактильный анализатор в создании кинем.

М.М. Кольцова в своих исследованиях доказала, что развитие мелкой моторики, тренировка пальцев рук положительно воздействуют на формирование речевых реакций. Поэтому в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, активно используют пальчиковую гимнастику. В проведении упражнений мы применяем “веселые перчатки”. Каждый пальчик – человечек со своим выражением лица (веселый, серьёзный, застенчивый, строгий, грустный). Развитию мелкой моторики способствуют игры с пальчиковыми куклами бибабо.

Вязаный пальчиковый театр “Репка” применяем на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи (тема “Овощи”). Чтобы хорошо известная сказка заинтересовала детей старшего дошкольного возраста, мы используем прием инверсии. Последовательность появления героев может быть случайной (ребенок достанет пальчиковые куклы из “волшебного мешочка”) или “задом наперед”, то есть рассказывание сказки с конца. Введение в сюжет сказки нового объекта (вместо репки другой овощ) так же модифицирует сюжет сказки, а значит, привлекает внимание ребенка.

На занятии проводится работа по расширению, уточнению словаря признаков, действий. Логопед объявляет, что дети могут помочь героям сказки собрать урожай, если назовут как можно больше прилагательных. Например, репа желтая, круглая, крупная, спелая, крепкая. Дети подбирают подходящие слова-действия: Как убирают овощи? Выдергивают, срывают, выкапывают, срезают. Отрабатывается употребление простого предлога ЗА: Внучка взялась ЗА бабку, бабка ЗА дедку и т.д.

В логопедической группе находятся дети с различными поведенческими нарушениями, коммуникативными проблемами. Самостоятельное управление куклами, речь от лица кукольного персонажа стимулирует выступать перед зрителями застенчивого, неуверенного в себе ребенка. Наблюдение за действиями театральных кукол организуют внимание, дисциплинируют гиперактивных детей. На занятиях кукла хвалит, поощряет ребят.

Занятия по обучению грамоте проходят увлекательнее, если использовать стилизованные буквы в виде зверей, птиц. Например, буква М – мышка, Л – лягушка, З – заяц, Л – лиса, В – волк и др.

Ролевые диалоги мы используем в работе по автоматизации и дифференциации звуков. На занятии применяются карточки, с одной стороны которых напечатан текст диалога, содержащий слова с необходимыми звуками, с другой – приклеена соответствующая картинка-иллюстрация.

Дети рассматривают картинки и выбирают карточку. Педагог читает напечатанный на ней диалог, обращает внимание детей на звучание слов, проводит беседу по содержанию, уточняет, какие выразительные движения и мимика могут помочь передать настроение персонажей. Дети повторяют текст, постепенно заучивая его наизусть, автоматизируя звуки. Затем самостоятельно его обыгрывают. Чтобы сделать декламацию более живой и интересной, дети могут использовать пальчиковые куклы, соответствующие содержанию диалога.

“Инопланетяне” (автоматизация звука в слогах).

Логопед предлагает поговорить с инопланетянами (показывается соответствующая иллюстрация), но предупреждает, что они понимают только слова со слогом ЛА. (привет).Далее ребенку предлагается запомнить и повторить три слога подряд, с разной интонацией. Например:

ЛА-ЛО-ЛА! – Привет!

ЛА-ЛО-ЛА? – Как дела?

ЛА-ЛО-ЛА? – Как тебя зовут?

ЛА-ЛО-ЛА – (имя ребенка).

ЛА-ЛО-ЛА! – Поздравляем! Ура!

Аналогично можно автоматизировать любые звуки в различных слогах.

“По ягоды” (автоматизация звука Ш).

Проводится беседа по содержанию, уточняются поза, жесты, мимика, голос, движения.

- Куда вы, детушки?

- По ягоды, бабушка.

- Где же ягоды, детушки?

- Над землёй, бабушка.

- Уж не голубика ли, детушки!

- Нет, повыше, бабушка.

- Не малина ли, детушки?

- Угадала, бабушка!

Игры-имитации образов животных, людей используем во время динамических пауз, физкультминуток.

“Семейка на ферме”.

Один ребенок изображает грозного быка – смотрит исподлобья, тяжело дышит, крутит головой, бьет копытом. Другой ребенок – заботливая, ласковая корова. Третий ребенок – игривый жеребенок, который легко подпрыгивает.

“Сова”.

Дети имитируют движения совы на охоте. Показывает, как она внимательно смотрит по сторонам, поворачивает голову очень медленно, прислушивается. Бесшумно парит в воздухе. Хватает когтями добычу.

“Рыбки”

Дети изображают рыбок, которые резвятся летним днем в прозрачной, теплой воде. Зима. Подо льдом рыбки медленно шевелят плавниками.

“Овощи”.

Дети изображают, как тыква поворачивается бочком к солнцу. Соленые огурцы и помидоры теснятся в банке.

“Коза”

Дети изображают козу в огороде, которая ворует капусту и боится, что ее увидит хозяйка.

Пластические этюды проводим и по текстам стихотворений.

Драматизация стихов. Ребенок повторяет текст стихотворения, изображая персонаж с помощью мимики, жестов и интонации.

Мышка в свою норку

тащит хлеба корку.

Маловат у норки вход,

Корка в норку не пройдет.

Имитация действий с предметами.

Дети изображают действия по тексту чистоговорки:

У папы на пол

упала шляпа.

Её от пыли

Мы мылом мыли.

Но мыли мало -

Пыль не пропала.

Поохал папа –

Пропала шляпа.

Пластические этюды, игры-имитации подбираем в соответствии с тематическим планированием и предлагаем использовать воспитателям, психологу, педагогам на музыкальных, физкультурных занятиях.

Далее представлен конспект занятия с применением театрализованной деятельности.

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

с квалифицированной коррекцией речи по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на материале лексической темы “Дикие животные нашего леса”.

Цель: обобщение полученного речевого опыта по теме “Дикие животные нашего леса”.

Задачи:

Образовательная область (о.о.) “Познание”:

- Расширять кругозор детей по теме “Дикие животные нашего леса”, представления детей о животных, их жизни.

о.о. “Коммуникация”:

- Упражнять в образовании и практическом употреблении притяжательных прилагательных.

- Продолжить формирование опыта по согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору прилагательных к существительному.

- Закреплять умение практического употребления сложносочиненных предложений.

- Закреплять правильное употребление предлогов и согласование слов в предложении.

- Упражнять детей в практическом применении навыков процесса текстообразования при описании животных.

о.о. “Социализация”:

- Развивать умение понимать обращенную речь, слуховое внимание.

- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

- Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия.

о.о. “Физическая культура”:

- Обогащать опыт по основным движениям общей и мелкой моторики.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитный стендовый театр (изображения животных, хвостов животных); раздаточный материал для каждого ребенка: контурное незавершенное изображение животного, цветные карандаши; мяч; пособие “Кто прячется в лесу”.

Ход организации НОД

I. Вступительная часть.

1.Организациооный момент.

- Встали возле стульчиков. Поиграем в игру. Сядет тот, кто назовет дикое животное.

Вот сколько животных вы уже знаете. Молодцы!

2.Введение в тему.

Логопед рассказывает адаптированную белорусскую сказку “Почему у медведя хвост короткий?”.

- Ребята, можете себе представить, что в далекие времена не было у животных хвостов. Ни у лисы, ни у медведя, ни у кабана. И только лев мог гордиться своим хвостом с кисточкой на конце. (Вывешивается изображение льва).

А знаете, жить без хвоста животным очень тяжело. Как вы думаете, почему? (Насекомых отгонять, удерживать равновесие, следы заметать).

И вот звериный царь, лев, издал указ: каждому зверю явиться получать хвост.

Стали звери собираться к царю.

II. Основная часть.

1. Подбор антонимов.

На доску вывешиваются изображения хвостов.

Логопед: Ребята, посмотрите, какие хвосты приготовил лев для зверей. (Логопед показывает хвосты, отличные по определенному признаку). Какие они?

длинный - короткий; пушистый - голый ; толстый - тонкий; пятнистый - полосатый; серый - белый.

2. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед: Самой первой прибежала лиса. (Изображение). Плутовка сразу к делу приступила. (Логопед разъясняет слово “плутовка, плут” - хитрый, ловкий обманщик).

- Милостивый царь, - говорит она льву с поклоном. – Ты видишь, кто раньше всех откликнулся на твое повеление явиться? Я! Так позволь же мне выбрать хвост, какой захочу!

- Что ж, я не против, - отвечает лев.

Лиса кинулась к хвостам и выбрала самый красивый. Стал этот хвост называться “лисий”. (Хоровое, индивидуальное проговаривание слова “лисий”).

Логопед: Тут подоспела белка: хвост ей достался поменьше, чем лисий, но все же знатный (изображение белки). Лев назвал его беличий. (Дети повторяют слово “беличий”).

Логопед: У волка оказался волчий хвост (хоровое, индивидуальное проговаривание).

Далее аналогично образуются притяжательные прилагательные:

олений, рысий, лисий, кабаний, лосиный, бобровый, ежовый.

(Вывешиваются соответствующие изображения).

Логопед: Последним прискакал зайчишка-трусишка. Получил заячий хвост. Посмотрите, какой ему достался хвост.

Дети подбирают прилагательные: маленький, короткий, пушистый, серый.

Логопед подсказывает слово “куцый” - так говорят о животном с коротким хвостом.

Логопед: Обрадовался зайчишка, что ни волк, ни собака не смогут за такой хвост ухватиться.

Только медведь не успел на раздачу хвостов, проспал. Рассердился косолапый, заревел даже. А тут навстречу ему барсук: спешит-поторапливается, не может хвостом своим налюбоваться. (Повторение слова “барсучий”).

- Эй, барсук! – крикнул медведь. – А ну-ка давай сюда хвост!

- Нет, медведь не отдам! Разве можно такой красоты лишиться?

Решил медведь силой отобрать хвост и схватил барсука.

Не отдам! – завопил барсук, рванулся и побежал прочь.

А медведь смотрит – в лапах у него остался самый кончик барсучьего хвоста. Поразмыслил он, почесал затылок и прицепил себе этот кусочек – вроде хорошо.

А называется хвост медвежий.

3.Составление сложносочиненных предложений с союзами “А”, “И”.

Логопед: Теперь встречаются звери в лесу и рассматривают хвосты друг у друга. Ребята сравните хвосты животных .

Образец: Лисий хвост длинный , а заячий короткий.

Беличий хвост загнут вверх, а волчий опущен вниз.

Медвежий хвост бурый, а заячий серый.

Кабаний хвост голый, а беличий пушистый.

Кабаний хвост тонкий, а бобровый толстый.

Медвежий хвост бурый, прижатый к туловищу и лосиный хвост бурый, незаметный.

Рысий хвост короткий пушистый, а барсучий хвост длинный пушистый.

4. Динамическая пауза.

Белка прыгала по веткам,

Торопилась к своим деткам,

Дом у белочки – дупло,

Там уютно и тепло.

(Движения по тексту).

5. Отгадывание описательных загадок. Пластические этюды.

Логопед: Послушайте загадку. Бурый, неуклюжий, косолапый. У этого животного короткий коричневый хвост. Зимой спит в берлоге. Кто это? (Медведь). Назовите, чей у животного хвост? (У медведя медвежий хвост).

Какие слова встречаются в загадке? (слова-признаки).

Покажите, как передвигается медведь.

Логопед: Ребята, придумайте загадки со словами-признаками. Нужно не только рассказать о животном, но и показать, как оно двигается.

Выступающий ребенок предварительно сообщает логопеду, кого он будет описывать, изображать.

6. Согласование притяжательных прилагательных с существительными.

Логопед: Ребята, не только хвосты животных имеют свое название, но другие части. Послушайте, у лисы лисий хвост, лисья голова, лисье туловище, лисьи лапы. (Хоровое, индивидуальное повторение).

Логопед: Про что можно сказать волчий/волчья/волчье/ волчьи? (Волчий нос, волчья голова, волчье ухо, волчьи лапы и т.д.)

Игра с мячом “Чей, чья, чьё, чьи?”.

Логопед называет животное и задает вопросы: чья голова? чей нос? чье ухо? чьи лапы?

Дети составляют соответствующие словосочетания.

7. Пальчиковая гимнастика.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

“Зайчик”.

Нет у зайчика избушки,

А живет он на опушке.

Не построил зайка дом

И ночует под кустом.

(Локтем опираются на стол. Указательный и средний пальцы разводят в стороны, остальные сжимают в кулачок).

8. Графическое задание.

У каждого ребенка контурное незавершенное изображение животного. Дети обводят по контуру и дорисовывают недостающую часть.

Логопед интересуется, что нарисовал ребенок.

Образец ответа: Я нарисовал беличий хвост.

9. Задание “Кто прячется в лесу?”.

(Вывешивается пособие “Кто прячется в лесу”).

Логопед: Назовите животных, которым принадлежат нарисованные части тела.

Образец ответа: В траве заячьи уши; в траве прячется заяц.

Из дупла виден беличий хвост; в дупле прячется белка.

За елкой видна волчья голова; за елкой прячется волк.

Под кустом видны медвежьи лапы; за кустом (в кустах) прячется медведь.

За холмом барсучья спина; за холмом прячется барсук.

Над ветками лосиные рога; за кустом лось.

Логопед: Ребята, вспомните всех животных, о которых мы сегодня говорили. Назовите, кто не встречается в лесу. Почему? (Лев. Это животное жарких стран).

III. Заключительная часть.

Логопед: Я напомню вам, что мы сегодня делали на занятии. А вы мне скажите, что вам понравилось больше всего.

Сегодня на занятии вы слушали отрывок из сказки и узнали, как звери получили свои хвосты. Научились образовывать новые слова-признаки. Загадывали и отгадывали загадки, изображали животных. Обводили по контуру и дорисовывали изображения животных. (Дети рассказывают, что им понравилось).

Театрализация логопедического процесса позволяет эффективно решать большой объем задач коррекционно-воспитательной работы. Театрализованные игры помогают в преодолении речевых нарушений, стимулируют познавательную деятельность, речевую активность ребенка, развивают творчество, воображение, формируют адекватное межличностное поведение, самооценку.

Литература

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. - Ярославль: Академия развития, 1998.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. - М.: Педагогика, 1983.

4.Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб.: Дельта, 1998.

5. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.

6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Издательство АСТ, 1999.

7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Институт практической психологии, 1997.

Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Дети с общим недоразвитием речи редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются ...

«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»

«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников» Процесс овладения письменной речью важный и сложный для любого ребёнка. Нельзя сразу, ...

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...

СВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В направлении развития связной речи систематическая работа над инсценировками и драматизациями, участие детей в праздниках обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоцио...