Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

 

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

По данным статистики, в последнее время не только увеличилось количество детей с нарушениями речи, но меняется и характер речевых патологий. Большинство речевых проблем имеют нейропсихологическую основу. К категории таких нарушений, как указывают А.Л. Сиротюк, Ю.С.Шевченко, Н.Н.Заваденко, относится синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ). По результатам исследований 20-30% детей, посещающих логопедические группы, страдают данным расстройством. Чаще его выявляют у мальчиков.

Характеризуя ребенка с СДВГ, следует отметить следующие особенности его поведения: ребенок с трудом подчиняется инструкции, не может сосредоточиться на задании, задание до конца не выполняет, импульсивен, постоянно совершает нецеленаправленные движения (прыгает, дергает одежду и т.д.).

Современные неврологи и психологи Л.О.Бадалян, О.В.Халецкой, В.М. Трошина называют три причины проявления СДВГ у дошкольников:

 1.Минимальные мозговые дисфункции как следствие локальных повреждений головного мозга во время беременности и родов.

2. Наследственные (генетические) факторы.

3. Негативное действие внутрисемейных отношений.

Необходимо учитывать, что не во всех случаях проявления невнимательности неусидчивости на занятиях, можно говорить о СДВГ. Его признаки таковы:

- возникает до 8 лет;

- присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (дома, в труде, в играх, на занятиях);

- не обусловлен тревожными, психологическими расстройствами;

- вызывает дезадаптацию;

- признаки сохраняются не менее 6 мес.

Для того, чтобы коррекционно-логопедическая работа с детьми с СДВГ была эффективной и имела высокую результативность, необходим комплексный подход к проблеме преодоления данного нарушения. Работать с ребенком должен не один логопед, а команда специалистов (учитель-логопед, психолог, невролог, физкультурный работник, музыкальный работник), а также активное участие в коррекционном процессе должны принимать родители детей. Практика показывает, что самая главная проблема при работе с детьми данной категории –это взаимодействие с родителями. Они не замечают у своих детей никаких нарушений, не выполняют требования логопеда. Однако в школе проблемы только усугубляются. У детей возникают трудности при обучении, а в отдельных случаях учителя рекомендуют коррекционные классы при сохранном интеллекте. Поэтому у меня возникли вопросы: Как проводить коррекцию гиперактивности и развивать произвольное внимание? Как организовать логопедическую работу, чтобы она была результативной? Какие методы и приемы эффективны при работе с детьми с СДВГ?

Задачи логопеда при организации работы по преодолению СДВГ:

1. Настроить родителей на коррекцию.

2. Направить ребенка на медикаментозное лечение (курс 2-3 раза в год).

3. Организовать и провести коррекционно-педагогическую работу.

При проведении логопедических занятий я учитываю следующие требования:

 логопедические занятия провожу по стереотипным правилам;

 организую занятия с детьми с СДВГ в мини группах или индивидуально;

 не даю многоступенчатых инструкций и контролирую запоминание и понимание инструкции;

 планирую занятия так, чтобы у ребенка была возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, действовать, менять позу.

 стараюсь использовать разнообразный наглядный материал, не отвлекающий внимание ребенка от поставленной задачи.

Одной из эффективных форм работы с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, является проведение интегрированных занятий. Варианты интеграции могут быть различными: обучение грамоте и математика, развитие связной речи и продуктивные виды деятельности, формирование лексико-грамматических средств языка и пение в сочетании с музыкально-ритмическими движениями и т.д. Быстрая смена видов деятельности, решение большого количества коррекционных задач, работа сразу 2,3 специалистов, изменение двигательной активности, использование разнообразных игровых приемов во время проведения интегрированного занятия оказывают положительное влияние на развитие концентрации и устойчивости внимания, формируют произвольность поведения.

Ребенок с СДВГ постоянно испытывает потребность в движении, что осложняет коррекционную работу. Решать данную проблему нам помогает “Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности” А.К. Сиротюк. Изучив и проанализировав данную программу, мы отобрали те упражнения, которые можно использовать при проведении подгрупповых, индивидуальных занятий, во время организации режимных моментов. Для проведения упражнений не требуется дополнительной подготовки, проводятся течение 2-3 минут, позволяют переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, развивают самоконтроль, обеспечивают снятие синкинезий.

Дыхательные упражнения. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

“День-ночь”. Выдох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, вдыхая при свете, выдыхая в темноте. Глаза полностью расслабляются, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, необходимо отмечать то, что видите.

“ В лесу”. Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пФ-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з-з. Вдох. На выдохе:ж-ж-ж.

Глазодвигательные упражнения. Цель: расширяют поле зрения, улучшают восприятие, активизируют процесс обучения.

“Часы”. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево). Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя, около переносицы.

“ Восьмерка”. Выполняем движения глаз по траектории лежащей восьмерки: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя, около переносицы. Упражнение выполняется с подключением дыхания, однонаправленных и разнонаправленных движений языка.

Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие концентрации внимания, межполушарного взаимодействия.

“Колечко”. Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

“Лезгинка”. Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

Функциональные упражнения. Цель: развитие концентрации внимания, двигательного контроля, развитие навыков удержания программы, элиминация импульсивности.

“Буратино”. Правая рука вверх + прыжок на левой ноге. Левая рука вверх + прыжок на правой ноге. Правая рука вверх + прыжок на правой ноге. Левая рука вверх + прыжок на левой ноге. нонаправленных движений языка.

“Парад”. Марширование на счет “Раз-два-три-четыре”. В первом цикле шагов хлопок руками на счет “раз”, во втором – на счет “два”, в третьем – на счет “три”, в четвертом – на счет “четыре”.

Раз (хлопок) - два – три – четыре. Раз – два (хлопок) - три – четыре. Раз – два – три (хлопок) – четыре. Раз – два – три – четыре (хлопок).

При организации и проведении индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения, ребенок должен не только произносить слоги и называть картинки, а действовать. В свои занятия, на первых этапах работы, я обязательно включаю упражнения с двигательными заданиями.

При работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков я использую игровые упражнения:

- произношение звуков в движении (р-р-р – игровое упражнение “Заведем мотор”, ш- ш-ш ш – игровое упражнение “Змея ползет”);

- произношение звуков с изменениями положения тела в пространстве (c-c-c –лежа на животе, ладошки под подбородком, удерживают голову; ш-ш-ш – лежа на спине);

- “ездить” c маленькой

игрушкой по ломанным, спиралевидным дорожкам, нарисованным на листе бумаги с произнесение звука;

Игровые упражнения на автоматизацию звуков в слогах, словах:

- игры с перебрасыванием, перекатыванием мяча (“Повтори слог”, “Скажи слово”, “Отгадай слово”, “Вставь пропущенный звук” и т.д.);

- прорисовывание различных линий (при произнесении слога проводим по

контуру линию);

- схематичное изображение предметов (ребенок отгадывает загадку и быстро рисует предмет);

- использование предметов-помощников, не отвлекающих внимания от

задания (кубики, палочки, фишки);

- игровые упражнения с сюжетным действием (“Игра на пианино”,

“Рыболовы”, “Магазин”).

Игровые упражнения при работе на уровне предложения:

- “Живые слова” (ребенок выполняет роль слова, необходимо найти свое место в предложении);

- “Прошагай предложение”, “ Прохлопай предложение” (одному шагу, хлопку соответствует одно слово);

- “Скажи и покажи” (ребенок называет предложение, а затем изображает с помощью пантомимы).

Эти и аналогичные игры и игровые упражнения могут быть использованы и в других разделах логопедической работы. Таким образом, я не только стараюсь повысить эффективность и качество своей коррекционной работы, но и активно участвую в комплексной коррекции СДВГ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Дети с общим недоразвитием речи редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются ...

Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками с синдромам дефицита внимания и гиперактивностью

Опыт работы с дошкольниками с СДВГ посредством сказкотерапиии...