Сказкотерапия в работе с дошкольниками с синдромам дефицита внимания и гиперактивностью
статья (средняя группа)

Ковтуненко Маргарита Геннадьевна

Опыт работы с дошкольниками с СДВГ посредством сказкотерапиии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ковтуненко Маргарита Геннадьевна

Педагог-психолог

МБДОУ «Колобок»

с. Перово Симферопольский район

Республика Крым

Сказкотерапия  в работе с дошкольниками с синдромам дефицита внимания и гиперактивностью

Сказкотерапия — метод достаточно известный в педагогический кругах, но к сожалению, недостаточно используемый. Уже в дошкольном возрасте наблюдаем отклоняющееся поведение, которое является следствием особенностей дошкольника, недостаточным развитием эмоционально-волевой сферы. В частности речь идет о дошкольника с синдромам дефицита внимания и гиперактивностью. Агрессия, тревога, отклоняющееся поведение  – это те формы которые закрепляются уже в младшем дошкольном возрасте.

Таким образом, задача педагога-психолога на данном этапе становится: снятие агрессивности, развитие внутреннего потенциала, обучение эффективным способом межличностного взаимодействия у дошкольников.

 Для дошкольников с СДВГ характерна двигательная расторможенность, которая чаще всего проявляется в бесцельном перемещении ребенка. В детском коллективе такие дети адаптируется труднее. В следствии чего развивается негативное отношение к окружающим, агрессивность. Дети часто становятся «виновниками» нарушения правил, возникают внутри групповые конфликты. Поэтому данная тема очень актуальна как в работе педагога-психолога, так и воспитателя.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно поэтому, основное внимание в работе педагога-психолога с дошкольниками с отклоняющимся поведением отведено такому методу как «Сказкотерапия».

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого… Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки… Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Приводятся разные варианты использования возможностей сказок в работе с детьми дошкольного возраста. Так в процессе сказкотерапии можно использовать следующие приемы:

– слушание и запоминание сказок;

– придумывание продолжения известной сказки или другого конца сказки;

– сочинение собственной сказок (групповое или индивидуальное);

– моделирование сказок;

– рисование сказок;

– инсценирование сказок;

– развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов и др.

В практике работы в МБДОУ «Колобок, с гиперактивными детьми, и детьми, испытывающими трудности поведения, я чаще всего использую технику «сочинение собственной сказки». В практике работы дошкольного психолога, она достаточно эффективна. Имеет широкий диапазон применения как в плане возраста так и разнообразия решаемой проблемы.

Так для детей 3-4 лет используются  простые истории, где главными героями выступают животные, герои сказок и мультфильмов. Старшие дошкольники (6-7 лет) предпочтение отдают супергероям, феям. В терапевтической работе эфективнее  использовать цикл сказок, однако это могут быть и «самостоятельные» сказки. Важно понимать, что моментального эффекта ждать не стоит. Это кропотливая работа, эффективность которой, зависит от всех участников процесса, триады: психолог-ребенок-родитель.

Самое главное в создании собственной сказки, ребенок должен сам выбрать главного героя. Именно этот аспект является ключевым для успешного решения поставленной задачи.

Для того чтобы заинтересовать ребенка используются наглядные пособия, а  ребенок сам выступает «художником» и рисует не только кукол -персонажей, но костюмы и декорации.

В процессе сочинения сказок важно не забывать, что для гиперактивных детей характерно недостаточное развитие понимания эмоций и чувств. Поэтому так важно проговаривать чувства и эмоции, которые испытывает персонаж.

Использование сказкотерапии способствует развитию коммуникативной сферы, речевой и познавательной сферы развития личности.

В результате успешной коррекционной работе, посредством сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и понимание взрослого, которые ему так необходимы, уверенность в решимости проблем, происходит осознание своих сил и ресурсов. Все это в совокупности способствует в стабилизации отклоняющегося поведения.

Используемая литература:

  1. Мишагина О.М., Трофимова А.Н. Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии. // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 180-182;
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 310 с.
  3. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь, 2008.
  4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Ил. З.А.Курбатовой, Н.М.Стариковой, Ю.А.Модлинского, М.Ф.Шефченко. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ». 2000.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у старших дошкольников на занятиях логопеда

Описание работы учителя-логопеда с использованием нейропсихологических упражнений (дети с тяжелыми нарушениями речи и синдромом дефицита внимания и гиперактивности)...

Рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

Рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)...

Рекомендации для воспитателей и педагогов при работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

На сегоднейший день все больше и больше детей ставят  диагноз синдрома дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивность.  Родители часто находясь на работе и зарабатывая на жизнь  часто забва...

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...

Психолого- педагогические аспекты работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Что такое гиперактивность, что такое СДВГ? У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек? Причины. Приемы работы....

Коррекционно - развивающая программа для дошкольников с синдромом дефицитом внимания с гиперактивностью.

Коррекционно - развивающая программа для дошкольников с синдромом дефицитом внимания с гиперактивностью....