«Авторские игры в системе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений дошкольников»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Статья, описывающая логопедические игры в системе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Авторские игры.25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Авторские игры в системе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений.

И.И. Клёцбах,

учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №6

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга

В любой человеческой деятельности речь используется практически всегда. Она необходима, она нужна, она важна. Человеческая речь являет собой сложную функцию и как следствие – ее развитие зависит от многих факторов и моментов. Не последнюю роль при формировании речи играет окружение ребенка – все мы знаем, что ребенок  учится говорить на примере речи своих родителей, друзей, а так же педагогов. Поэтому важно, чтобы ребенок с раннего детства был окружен примером правильной, четко звучащей речи.

Правильно пользоваться речью – достаточно сложная задача.  Своевременно проведенная коррекционная работа еще в дошкольном возрасте  (а речевые нарушения выявляются уже в этот период) позволяет устранять причины трудной социальной адаптации детей и будущей неуспеваемости, так как уже доказано, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие успешного обучения в школе. Именно поэтому повешение эффективности при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных задач.

Задача логопеда так же состоит не только в исправлении речи ребенка, но и в умении заинтересовать его, вызвать желание учувствовать в процессе коррекции речи. В этом специалисту помогают игры, которые превращают педагогический процесс в интересное приключение для ребенка.

Дети дошкольники, имеющие речевые нарушения часто с трудом концентрируют свое внимание, часто неусидчивы, а логопедические занятия включают в себя одни и те же упражнения, благодаря которым достигаются нужные результаты. При этом однообразные и монотонные занятия в конечном итоге легко приводят не только к утомлению воспитанников, но и как следствие – потере интереса к занятиям. Чтобы коррекционный процесс не был утомительным и проходил весело и интересно, и вызывал у ребенка заинтересованность,  необходимо использовать игровые технологии и игровую мотивацию.

Тем самым можно смело сделать вывод, что формирование положительной мотивации является основной целью логопедических игр при коррекции речевых нарушений.

Коррекционная работа над проблемными звуками состоит из определенной последовательности: подготовительных упражнений, самой постановки звука специальными приемами, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Именно этого принципа стоит придерживаться  в процессе подбора игр для работы с ребенком.

Игра являются одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Она способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения, а так же помогает раскрыть  индивидуальность ребенка, формировать чувство коллективизма и взаимопонимания, развивать фантазию и  творческие способности ребенка.

Логопедическими играми называют разнообразные задания и упражнения, которые способствуют развитию речевых навыков. И именно благодаря им успешно и при этом ненавязчиво могут быть устранены речевые недостатки. Логопедические игры позволяют повторять упражнения многократно, при этом формируя и развивая речевую деятельность.  

Поэтому логопеду полезно и необходимо широко использовать логопедические игры в коррекционной работе, добиваясь нужных результатов, а так же помнить  об их значимости в целом как средства умственного, нравственного, эстетического, а так же физического воспитания детей.

Коррекция речевых нарушений ведется в несколько этапов. Поэтому логопедические игры можно разделить на категории:

  • Подготовительные игры и упражнения.
  • Игры для формирования правильного звукопроизношения.
  • Потешки, чистоговорки, считалки.

Хотелось бы акцентировать свое внимание на первые две категории игр. Подготовительные игры осуществляют подготовку органов и речи, и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, который необходим для воспроизведения нужного звука. Для формирования правильного артикуляционного уклада необходима координация и четкая работа подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, а так же дыхания. В данной категории была создана игра «Веселые рыбки-путешественницы». Цель игры – при помощи трубочки перенести рыбок из одного аквариума в другой, всасывая воздух. Тем самым ребенок укрепляет мышцы щек и тренирует дыхание.

Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения подбираются на звуки, а так же группы звуков, которые у либо отсутствуют у ребенка, либо искажены при произношении.  Данная группа игр направлена на автоматизацию и дифференциацию звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.

В данной категории мной были созданы такие игры, как «Веселые слоги», цель которой – автоматизация поставленных звуков а прямых и обратных слогах. Ребенок, направляя персонаж на любую букву учится произносить поставленный звук, а так же учится читать.

Игра «Круглые пазлы» направлена на автоматизацию поставленного звука в начале слова.

Такие игры как «Лида любит», «Мишка спешит в гости», «Веселая рыбалка» направлены на автоматизацию поставленных  звуков в словосочетаниях и предложениях.

Две игры «Укрась ёлочку» и «Змея шипит/насос свистит» направлены на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Что касается потешек, чистоговорок и считалок, то они подбираются так же на звуки и группы звуков, которые являются проблемными или вообще отсутствуют у ребенка. Те же удобно подбирать данные игры на лексические темы, которые ребенок изучает. Когда ребенок учит или просто повторяет за логопедом потешки, считалки и скороговорки, то несомненно, это так же служит коррекции звуков, только уже в самостоятельной речи ребенка.

Исходя из представленного материала, хочется еще раз акцентировать внимание на то, что исправление недостатков речи – далеко не простое и весёлое занятие детей дошкольников, потому как подразумевает под собой целенаправленной деятельности достаточно долгого  времени, а так же концентрации внимания, высокого самоконтроля и мыслительных процессов. И именно различные игры помогают сделать этот трудоемкий процесс легче и интереснее, отвлечь ребенка от тяжелой коррекционной работы.

Игровые формы позволяют превратить сложные логопедические упражнения в увлекательные занятия.  А сама игра – это наиболее мощная сфера для самовыражения, самоопределения, самопроверки. Логопедические игры каждый педагог может изменять, дополнять, совершенствовать, и находить новые увлекательные варианты проведения, просто опираясь на свой богатый опыт и  творческий потенциал. Тем более что в современном мире очень много возможностей сделать уникальные и удобные игры и пособия, в которых можно задать нужные в данный момент цели, в любое время добавить или заменить новый материал в соответствующем виде и формате своей игры. Современная техника помогают оформить все красиво, красочно и  эстетично. Приятно работать с пособиями и  играми, которые придуманы и изготовлены самостоятельно, и, что немало важно, имеется возможность поделиться наработками и опытом с коллегами. 

Список используемой литературы:

  1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 140 с.
  2. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи / Н.М. Быкова. - СПб: Детство-Пресс, 2013. - 160 с.
  3. Комарова Н.В. Развивающие игры как средство развития личности / Н.В. Комарова, Л.А. Рыбакина, С.Ф. Фаткуллина // Теория и практика образования в современном мире. - СПб.: Реноме, 2012. - С.187-191.
  4. Сорокина Т.В. Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи / Т.В. Сорокина // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 630-631.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.

В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...

Логопедический тренинг в системе коррекционой работы по преодолению заикания у дошкольников.

Примерный комплекс первого блока занятий на расслабление по контрасту с напряжением, координации движений с речью и другие занятия по преодолению заикания у дошкольников....

Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.

Примерный комплекс занятий первого блока по коррекции заикания - упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, постановка дыхания, координация движения с речью и другие....

«Значение логоритмики в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у детей»

Важным звеном логопедической коррекции является логопедическая ритмика. Основная ее цель — преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функ...

Индивидуальный план коррекционной работы по преодолению речевых нарушений

Индивидуальный план коррекционной работы для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Педогогическая статья: «Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений аспект требований ФГОС»

Взаимодействие коррекционной работы логопеда с воспитателями и родителями....