слуховая работа с глухими дошкольниками первого года обучения
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Редькина Оксана Геннадьевна

Методическая рекомендация по слуховому восприятию для специалистов  ДОУ  (для учителей-логопедов, учителей-дефектологов), работающие с детьми с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

СЛУХОВАЯ РАБОТА С ГЛУХИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ НА ПЕРВОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ

Преобладающее большинство глухих детей имеет те или иные остатки слуха. Использование остатков слуха при различных способах усиления звука служит дополнением к чтению с губ,  а так же способствует приобретению ряда представлений и понятий, относящихся к миру звуков. Но основную роль остатки слуха у глухих детей должны играть в работе над произношением.

     Для того, чтобы использование остатков слуха у глухих детей было более эффективным, необходимо проведение специальных упражнений по развитию слухового восприятия у этих детей. Результаты таких упражнений расширяют возможности использования остаточного слуха.

     На специальных занятиях для глухих проводятся упражнения по развитию слухового восприятия неречевых звуков и элементов речи.

     Из неречевых звуков всегда имеется возможность подбирать такие, которые достаточно разнообразны как по интенсивности, так и по частотной характеристике. Это дает им преимущественно перед элементами речи в качестве материала упражнений на первых этапах слуховой работы или в случаях минимальных остатков слуха.

     Упражнения по развитию слухового восприятия элементов речи обычно проводятся параллельно с упражнениями на материале неречевых звуков. Эти упражнения в основном являются подготовительным этапом к работе по использованию остаточного слуха для формирования и коррекции произношения, которая проводится на тех же занятиях.

     Усвоенные в результате специальных занятий по развитию слухового восприятия навыки различения на слух элементов речи используются для выработки тех или иных произносительных навыков, обеспечивающих нормальную высоту и силу голоса, правильный ритм и темп речи, чистоту произношения гласных и некоторых согласных, слитность произношения согласных (без призвуков), правильность членения фразы на смысловые группы с помощью пауз и фразового ударения.

     Несомненную пользу в работе над произношением глухих детей с большими остатками слуха может принести запись тех или иных элементов  их речи на магнитофон с последующим ее прослушиванием.

     Занятия по развитию слухового восприятия и его использованию в работе над произношением проводятся как с применением слуховых аппаратов, так и без них.

     В начальный период работы непрерывное применение звукоусиливающей аппаратуры «Соло» на индивидуальных занятиях не должно превышать 15 минут. Впоследствии это количество времени может быть увеличено, но с обязательным перерывом в использовании аппаратуры на 3-4 минуты в середине занятия.

Методика слуховой работы с музыкальными инструментами на 1 году обучения

     В течение первого года обучения развитие слухового восприятия детей проводится без использования звукоусиливающей аппаратуры. Часто эти дети не имеют аудиограмм, а если они и есть, то не совсем точные.

     Задача педагога заключается в том, что с одной стороны нужно практически определить какие звуки, какой силы и на каком расстоянии ощущают дети, а с другой стороны – научить детей слушать.

     На 1 году обучения слуховому восприятию занятия проводятся индивидуально 4 раза в неделю (3-5 минут). Эти занятия начинаются только тогда, когда ребенок привыкнет к учреждению, режиму, педагогу (недели через две). Выявление слуха и обучение начинается с неречевых звуков – музыкальных инструментов: барабана, аккордеона (детского), дудки, свистка, кастаньет, металлофона, колокольчика. Эти инструменты запоминают дети. Наиболее сильные раздражители – вибрационные и слуховые исходят из звучания барабана.

     Первое занятие с барабаном начинается с того, что педагог сажает ребенка лицом к себе и дает возможность познакомиться с барабаном – посмотреть, пощупать. Затем барабан ставится на стол, педагог прикладывает обе руки ребенка к борту барабана и ударяет несколько раз по барабану. В момент удара надо поднять правую руку ребенка вверх и удерживать ее в продолжении ударов, а затем, с прекращением ударов, опустить руки на борт барабана. Повторить. Вырабатывается условный рефлекс. Затем педагог не помогает ребенку, а только ударяет по барабану и смотрит поднимет ли руку ребенок. При затруднении надо подтолкнуть ручку ребенка. Когда ребенок будет это делать самостоятельно, можно обмануть его, сделать удары по воздуху. На этом этапе уходит несколько занятий. Затем педагог убирает руку ребенка с барабана, кладет к нему на колени и повторяет упражнение.

     Затем педагог становится за спиной ребенка, сначала близко к нему, и снова ударяет по барабану. Если ребенок не поднимает руки сам, надо подтолкнуть его. Когда рефлекс выработается на близком расстоянии, то надо его увеличить, но менять ритм барабана.

     Если у ребенка оказывается трудно выработать рефлекс, то занятия нужно продолжать, и этого ребенка полезно посадить в паре с другим, который хорошо справляется с заданием.

     После барабана берутся другие инструменты – аккордеон, металлофон, бубен.

     Первое время дети учатся воспринимать звучание каждого инструмента при помощи зрения и остаточного слуха. В этих занятиях надо употреблять табличку слушай и таблички с названиями инструментов. После того, как проведена индивидуальная работа с несколькими музыкальными инструментами, можно организовать слуховое занятие, где объединить детей с разной реакцией на звучание инструмента. Например, 3 человека, реагирующих на барабан, металлофон и бубен, т.е. по слуховым возможностям.

     Занятие проводится сначала слухо-зрительно, а потом на слух. Эти занятия проводятся сначала в групповой и бывают очень краткими, потому что ничего нового не дается на них, просто в новой ситуации дети закрепляют полученные умения. После такого занятия полезно дать ребенку инструменты, с которыми они работали, но не всем сразу, остальным дать кукол и мишек, и с ними дети поднимают руки. По окончании работы с каждым инструментом начинается их дифференциация между собой. Сначала надо брать звуки резко противоположные по звучанию: барабан – дудка, барабан – аккордеон, барабан – губная гармошка, металлофон – дудка и т.д.

     При дифференциации инструментов надо учитывать слуховые возможности детей и предлагать звучание только такой пары, из которой оба инструмента воспринимаются на слух.

     Работа по дифференциации звучания инструмента проводится индивидуально.

     На столе перед ребенком два инструмента. Различение происходит слухо-зрительно (подкладываются таблички), постучал по барабану – указал на соответствующую табличку, на аккордеоне – показал табличку, и так повторяется каждый раз, а затем ребенок самостоятельно показывает инструмент. Затем педагог поворачивает ребенка спиной к себе, ударяет по барабану, поворачивает к себе и спрашивает: «Что?» В этом случае можно использовать пару инструментов. При различении инструментов, когда ребенок очень твердо поймет, что от него требуется, надо обязательно менять порядок звучания. Из каждого инструмента во время дифференциации нужно извлекать одинаковое количество звучаний.

     По окончанию индивидуальной работы по дифференциации инструментов, проводятся групповые занятия. На них объединяются дети, которые одинаково различают те или иные пары инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в группе глухих детей 2 года обучения «Умная физкультура»

Образовательную деятельность проводили учитель-дефектолог и воспитатель в группе детей с нарушением слуха 2 года обучения....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию слухового восприятия в группе глухих детей 4 года обучения

Подгрупповое занятие в группе детей с нарушением слуха (4 - 5 степень тугоухости) 4 года обучения. Тема: Развитие слухового восприятия через неречевые и речевые звучания...

Конспект совместной интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР подготовительного возраста (первого года обучения) «В гостях у бабы Фёклы»

Представляю авторский конспект совместной интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР подготовительного возраста (первог...

Конспект занятия «Работа над развитием координации между слухом и голосом у учащихся первого года обучения»

Конспект занятия педагога дополнительного образования по вокалу  Тема: «Работа над развитием координации между слухом и голосом у учащихся первого года обучения»Автор: Рыскина Ви...